Новости
21 Февраля 2006, 11:32

IP-телефония: непростое прошлое и неизвестное будущее

На Западе телефонные компании с развитием технологий отказывались от традиционной телефонии в пользу IP-телефонии. В России, и в Казани в частности, ее развитие идет несколько иначе. Более того, дальнейшая ее судьба неясна, и рынок IP-телефонии пока находится в растерянности.

Что такое IP-телефония

Первоначально развитие телефонной связи и Интернета шло порознь, и распространение каждой услуги в отдельности достигло внушительных масштабов. Но на стыке возникла новая технология — IP-телефония.

IP-телефония — технология, позволяющая использовать любую сеть с пакетной коммутацией на базе протокола IP (например, сеть Интернет) в качестве средства организации и ведения международных, междугородних и местных телефонных разговоров и передачи факсов в режиме реального времени.

Проще говоря, сервер, обрабатывающий голосовые данные, с одной стороны связан с телефонными линиями и может соединиться с любым телефоном мира. С другой стороны сервер связан с Интернетом и может общаться с любым компьютером в мире. Сервер принимает стандартный телефонный сигнал, оцифровывает его, значительно сжимает, разбивает на пакеты и отправляет через Интернет по назначению. Для пакетов, приходящих из сети на телефонный сервер и уходящих в телефонную линию, операция происходит в обратном порядке. Вход сигнала в телефонную сеть и его выход происходят практически одновременно, что позволяет обеспечить полноценный разговор. Емкости одного канала связи достаточно для одновременной передачи пакетов нескольких различных разговоров.

Именно последнее свойство определяет экономичность IP-телефонии. Обычная телефонная связь требует разветвленной сети проводов, закрепленных телефонных линий, каналов, спутников связи. В результате организация услуг связи обходится довольно дорого. IP-телефония частично пользуется телефонными сетями, но сжатие голоса, одновременный двусторонний проход пакетов данных и высокая емкость удешевляют ее в разы.

Как все начиналось

Концепция передачи голоса с помощью персонального компьютера зародилась в Университете штата Иллинойс (США). В 1993 году Чарлз Кляйн выпустил в свет Maven, первую программу для передачи голоса по сети с помощью РС. Одновременно с ним популярным мультимедийным приложением в сети стала CUSeeMee, программа видеоконференций для Macintosh (Mac), разработанная в Корнельском университете. В апреле 1994 года во время полета челнока Endeavor NASA передало на Землю его изображение с помощью программы CUSeeMee. Одновременно, используя Maven, попробовали передавать и звук. Полученный сигнал из Льюисовского исследовательского института поступал на Мас, соединенный с Интернетом, и любой желающий мог услышать голоса астронавтов. Потом одну программу встроили в другую, и появился вариант CUSeeMee с полными функциями аудио и видео как для Мас, так и для РС.

В феврале 1995 года израильская компания VocalTec предложила полную версию программы Internet Phone, разработанную для владельцев мультимедийных РС, работающих под Windows. VocalTec надеялась использовать популярные текстовые каналы Internet Relay Chat (IRC) в качестве 2-стороннего средства общения между людьми, имеющими сходные интересы. Но компании не удалось связаться с компанией Eris Free Network (EFNet), обеспечивающей IRC, и проинформировать о возможном увеличении трафика, поэтому доступ к этим общественным каналам для Internet Phone был закрыт. Через несколько недель компания VocalTec уладила свои разногласия с EFNet. За это время была создана частная сеть серверов Internet Phone, и уже тысячи людей загрузили эту программу с домашней страницы VocalTec и начали общаться. Собственно, этим они занимаются до настоящего времени. В том же 1995 году другие компании очень быстро оценили перспективы технологии, и на рынок обрушился поток продукции, предназначенной для телефонии через сеть.

Развитие IP-телефония в Казани

На Западе телефонные компании с развитием технологий отказывались от традиционной телефонии в пользу IP-телефонии. В России, и в Казани в частности, ее развитие идет несколько иначе.

IP-телефония появилась в Казани в конце 90-х годов по инициативе компании «ВИП-центр», чуть позднее услугу освоил «Сальвадор», а потом подтянулись и все остальные. Сегодня на рынке Казани 12 компаний, продающих услуги IP-телефонии.

Олег Талдыкин, директор ООО «Сальвадор» (группа компаний «МЭЛТ»):

— Когда мы выходили на рынок, население IP-телефонии еще не знало. Из-за неразвитости технологий нельзя было добиться и приемлемого качества услуги. Был в этом и сложный спорный момент — приходилось выходить к людям с некачественной услугой. Вскоре на рынок IP-телефонии вышли телефонные компании, которые обладали колоссальными ресурсами, как техническими, так и финансовыми. Они принесли с собой технологии, развитые сети, абонентскую базу. Более того, они смогли эту услугу активно рекламировать. Тогда возникла конкуренция, и началось развитие IP-телефонии у нас в городе.

Сейчас, по словам Олега Талдыкина, по предложению рынок Казани насыщен, разброс цен между операторами не превышает 10−15\%. Начали работать неценовые факторы, сама услуга стала более качественной. По словам операторов связи, сегодня невозможно отличить, поступает междугородний звонок посредством «восьмерки» или по IP-телефонии. Помехи и провалы в разговоре позволила устранить современная техника. Появились новые устройства, которые обеспечивают более простое исполнение и оказание услуги.

Традиционно статистика географии звонков показывает, что от 70 до 80\% разговоров исходят в Москву. Активно звонят абоненты в соседние регионы — чем ближе, тем больше деловых интересов. И потом следуют другие регионы России и зарубежные страны.

Существует 2 способа звонить по IP-телефонии:

  1. посредством телефона. Ваш аппарат при этом должен быть снабжен платами IP телефонии. При таком звонке не учитывается Интернет-трафик, только цена по тарифу.
  2. посредством компьютера. В Интернете набирается код доступа к модемному пулу оператора. Вооружившись наушниками и микрофоном, вы можете вести разговор.

IP-телефония после 1 января 2006 года

Начало нового года ознаменовалось для операторов IP-телефонии кардинальными переменами в работе. С 1 января 2006 года вступили в силу новые Правила присоединения к сетям передачи данных и пропуска трафика, которые буквально отменили само явление IP-телефонии. В новой трактовке министерства связи РФ IP-телефонией может считаться только второй способ — голосовой звонок по Интернету с компьютера на компьютер.

Изменился и порядок лицензирования этой деятельности. Как сказал технический директор ОАО «Казгорсервис» Александр Бронин, до 1 января 2006 года необходима была лицензия на оказание телематических услуг, включая передачу голоса. Сейчас нужна другая лицензия — на услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовых данных. Но лицензия на телематику также продолжает действовать.

Трактуя Правила, Россвязь предписывает операторам строить собственную сеть дальней связи, без чего оказывать услуги они не имеют права. Однако, обладая лицензией на оказание местной связи, можно арендовать каналы у операторов, имеющих такую сеть.

Правила по оказанию телематических услуг находятся в разработке до 1 июля 2006 года, и какими они будут, операторы пока не знают. В результате рынок находится в состоянии неопределенности, но уже сейчас многие операторы, которым не под силу выполнение этих правил, бьют тревогу. Имеют место громкие заявления, что веку IP-телефонии пришел конец. Некоторые операторы приостановили оказание этой услуги, некоторые, напротив, рекламируют ее (при том, что называть IP-телефонию IP-телефонией уже нельзя). Специалисты осторожны в высказываниях или просто уходят от комментариев, объясняя это тем, что лишний пиар в сложившейся ситуации ни к чему.

Ильгиз Гибадуллин, начальник отдела маркетинга ОАО «ТНПКО»:

— Изменения в работе не коснутся абонентов, они касаются межоператорских отношений. Также они не скажутся на деятельности крупных операторов связи. Единственное, мелкие компании могут поднять расценки на свои тарифы. Малые компании не имеют своих телефонных станций, сетей, телефонных номеров. Они были вынуждены арендовать оборудование и номера у крупных операторов. Теперь операторы должны оформить свои отношения юридически, и малые компании, возможно, поднимут цены. Хотя возможны и другие варианты.

Ежедневная деловая газета «Бизнес» ссылается на данные компании iKS-Consulting: «В целом объем рынка IP-телефонии, где в 2005 году работало примерно 600 компаний, оценивается в 260 млн. долларов». Многие аналитики также видят тенденцию уменьшения числа компаний и их укрупнения. Казанский оператор, пожелавший остаться неизвестным, сказал, что идет процесс передела рынка и выдавливания с него мелких компаний. Он посчитал, что лицензия ему обойдется в несколько тысяч долларов, строительство собственной сети — в 30−40 млн. долларов. Конечно же, это ему не под силу. Он опасается, что его компания может закрыться.

Относительно того, что IP-телефонией отныне считается лишь звонок с компьютера на компьютер, операторы отзывались единогласно — этот способ непопулярен у нас в городе. Помимо тарифа за звонок абонент оплачивает и передачу трафика по Интернету.

Александр Бронин:

— В Казани абоненту этот способ невыгоден, потому что затраты на передачу именно трафика, в отличие от Москвы, выше. У нас передача 1 Мб стоит около 3 рублей. Для минуты разговора требуется порядка 100 Кб. Плюс дополнительные затраты на передачу трафика оператором.

Ряд операторов уверен, что в изменениях нет ничего страшного. Так, Ильгиз Гибадуллин отметил, что «крупные компании совершенно иначе подходили к началу своей деятельности, они вкладывали средства в строительство станций, расширение сетей, увеличение емкости. Поэтому логично, что вложения начнут приносить доход». Несколько иначе, но тоже положительно оценивает изменения и Олег Талдыкин:

— Думаю, что государство намерено навести порядок в отрасли связи вообще и в IP-телефонии в частности. Считаю это намерение нормальным, обоснованным. Мы сами были в растерянности, но теперь думаем, что можно работать и по новым правилам.

Порядок, видимо, действительно необходим. Буквально неделю назад на коллегии министерства информатизации и связи РТ главный инспектор в отрасли связи, руководитель Управления федеральной службы по надзору в сфере связи РТ Анвар Валеев рапортовал, что почти каждый второй оператор связи (не только телефонной) имеет нарушения. Так, в 2005 году из 695 проверенных предприятий 348 получили предупреждения от надзорного органа.

В любом случае аналогичные тенденции происходят во многих отраслях. Государство вносит строгое регулирование, и остаются несколько самых крупных участников.

Новости
12 Декабря 2024, 14:50

Строительство детсада в Пестречинском районе РТ завершат до конца года

Открытие запланировано на первый квартал 2025 года.

До конца 2024 года завершится строительство крупнейшего детского сада в Пестречинском районе Татарстана. Он будет расположен в Шигалеевском сельском поселении, сообщили в местной администрации.

Проектная вместимость детского сада «Звездочка» в ЖК «Царево» составляет 340 мест, дополнительно предусмотрено 170 мест. Таким образом, посещать это дошкольное учреждение смогут 510 детей. Оно будет включать 18 групп. На сегодняшний день все работы по благоустройству завершены, сейчас проводятся отделочные работы в группах, укладка плитки и линолеума, установка дверей, монтаж навесных потолков, сборка мебели и установка технологического оборудования. Ожидается, что строительство будет завершено до конца текущего года. Комплектация начнется во второй половине декабря. Открытие запланировано на первый квартал 2025 года.

Ранее TatCenter писал, что в 2024 году в Пестречинском районе РТ откроются два новых детсада, на строительство которых выделили 780 млн рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: