Кто и как работает в РТ
ЗАО «Казанский Ювелирный Завод», производственный кооператив «Казремчас», ювелирная компания «Золотая рыбка», производственная фирма «Изумруд» и 10 зарегистрированных в Палате ремесел и художественных промыслов РТ одиночных «кустарников» — казанскому потребителю есть из чего выбирать. Тем более что, как отметил коммерческий директор Казанского Ювелирного Завода Андрей Волчков, у местного производителя есть огромное преимущество — он дает казанскому клиенту возможность контролировать каждый шаг ювелира «от эскиза до готового изделия». Это преимущество и определяет характер работы казанских производителей ювелирной продукции.
Андрей Волчков, коммерческий директор ЗАО «Казанский ювелирный завод»:
— Основная аудитория, на которую работает завод — это частные состоятельные заказчики, способные оплатить эксклюзивное ювелирное изделие стоимостью от 300 тыс. до 1 млн. рублей. И только 20\% наших ресурсов мы используем для производства массовой продукции. Такая расстановка приоритетов вполне объяснима — стоимость серийной продукции значительно меньше, чем стоимость эксклюзивной. Поскольку до сих пор наша массовая продукция была дороговата для магазинов (изделия, стоимостью около 25 тысяч рублей раскупаются медленно), это было невыгодно и руководителям торговых точек, и нам. Тем более что люди, которым интересна продукция такой ценовой категории, как правило, сразу понимали, сколько можно сэкономить, если обратиться непосредственно на завод.
Важной особенностью работы производителя с частными заказчиками, по словам Волчкова, можно назвать минимизацию рисков — фактор надежности, который позволяет заказчику в случае недоброкачественного продукта призвать производителя к ответу.
Андрей Волчков:
— Это важно, поскольку клиент, готовый оплатить изделие, выполненное на заказ или вовсе эксклюзивное, как правило, бывает очень требовательным, капризным. Часто даже на уровне согласования эскиза возникают сложности. А уж когда украшение сделано, нужно быть готовым к тому, что клиенту может не понравиться любая мелочь.
Однако если завод имеет возможности по несколько раз переделывать изделие, доводя его до совершенства с точки зрения клиента, то предприятия поменьше такими ресурсами не располагают. Несмотря на это они, однако, тоже главным своим достоинством называют индивидуальный подход к клиенту.
Альфия Давлетшина, генеральный директор ПК «Казремчас»:
— Сегодня, как это ни прискорбно сознавать, наше предприятие живет только за счет ювелирных заказов. Ведь часы сейчас у людей все больше дорогие, фирменные, а мастера часовых дел почти все пенсионного возраста — переучивать всех будет слишком дорого, молодых кадров же просто нет. Поэтому, когда приходит человек с ювелирным заказом, я просто не могу его отпустить.
Козырь, по словам генерального директора ПК «Казремчас», — индивидуальный подход, который распространяется главным образом на ценовую составляющую заказа. По мнению Альфии Давлетшиной, людям, которые обращаются в «Казремчас» — а это в большинстве своем люди среднего достатка — любое колебание в цене важно.
Альфия Давлетшина:
— «Казремчас» занимается производством ювелирных изделий из материалов клиента. Чаще всего это бывают старые ювелирные украшения, которые клиент хочет видоизменить. Только в очень редких случаях наши ювелиры используют золото компании — в качестве добавки, если золота клиента не хватило. Также в работе используются камни клиента, которые он приносит непосредственно перед тем, как камень нужно вставить. Зато и максимальная стоимость работ по выполнению заказа может достигать всего 10 тысяч рублей, а основная масса заказов и вовсе не больше 2−5 тысяч рублей.
Впрочем, одиночные ювелиры, также в большинстве своём работающие на материале клиента, считают, что художественный подход, творческая мысль должны оцениваться по достоинству. Поэтому стоимость выполнения крупного заказа у частного ювелира может составлять от 300 до 500 тысяч рублей — в зависимости от сложности заказа, а выполняться он может от двух до трех месяцев.
Владимир Ларионов, частный ювелир, член Палаты ремесел РТ:
— Клиентура частных ювелиров-художников не большая — люди приходят только по рекомендации знакомых и друзей. Думаю, средний достаток клиента частного ювелира должен составлять от 1000 долларов в месяц. Основной причиной, побуждающей этих людей обратиться к мастеру ювелирных дел, является желание быть неповторимыми в украшениях. И хотя завод или ювелирная компания могут тоже предложить эксклюзив, все-таки нигде работа от начала (эскиза) до конца (готового изделия) не выполняется одним человеком.
Словом, культ индивидуального клиента, принятый казанскими производителями ювелирной продукции, не объясняется только ориентированностью предприятия на более состоятельный или менее состоятельный слой населения. Работать по одной схеме ювелиров вынуждают условия рынка, которые и в целом по России, как отмечают эксперты, не очень-то комфортные. По словам председателя Совета директоров Союза Ювелиров РТ Игоря Козлова, лет пять назад группа руководителей республиканских компаний, занимающихся торговлей ювелирной продукцией, хотели основать ювелирное производство на территории республики. Однако после детальных подсчетов они выяснили, что затраты на производимую продукцию будут значительно больше, нежели затраты на то, чтобы привезти ювелирную продукцию с любого другого ювелирного завода в России.
Игорь Козлов, председатель Совета директоров Союза Ювелиров РТ:
— Думаю, в республике развивать собственное производство ювелирной промышленности дело более чем бесперспективное. Слишком большой начальный капитал нужен, слишком непредсказуемо развитие предприятия. Максимум, что мы, как татарстанские участники ювелирного рынка, можем сделать — это торговать ювелирными изделиями, которые можем закупать большими партиями на известных и уже именитых ювелирных заводах. Делать какие-либо выводы относительно Казанского Ювелирного Завода неосмотрительно, потому что этот участник рынка еще слишком молодой, а потому перспектива его развития туманна.
А генеральный директор ювелирной компании «Золотая рыбка» Владимир Исаев, считает, что в сфере производства ювелирной продукции в республике перспектива просматривается только у его компании.
Кому передадут знамя?
По данным Пробирной палаты РФ с 1998 года рост ювелирной промышленности стабильно составлял 34−35\%. Старейший представитель ювелирного производства в республике — ПК «Казремчас» — с того же самого времени начал отмечать стабильное снижение производства.
Альфия Давлетшина:
— Мы долгое время были первыми и единственными на рынке ювелирного производства в Казани — с 1972 года. Однако к наступлению рыночных реалий предыдущее руководство было не готово, мы сильно потеряли в производственных площадях, работаем в форме производственного кооператива да еще и в сфере бытового обслуживания… Сегодня нарастить обороты уже очень сложно. Однако мы все-таки производим не заказные ювелирные изделия — не на продажу, а на обмен. Для людей, у которых нет времени ждать выполнения заказа, эта наша продукция — хороший выход. Все, что им нужно сделать — принести свое старое золото — и, после определенного расчета, разумеется, обменять его на те готовые изделия, которые понравятся. Соответственно, объемы этого производства небольшие.
По словам директора ПК «Казремчас», прибыль, которую получает кооператив от выполнения ювелирных заказов, полностью расходуются на нужды предприятия."В сущности, на сегодняшний день около 40 моих ювелиров кормят ровно такое же количество мастеров часового дела и дают возможность предприятию жить", — говорит Альфия Давлетшина.
В то же время Казанский Ювелирный Завод называет более чем просто успешные показатели роста производства — 186\% только за прошедший год, что даже на фоне общероссийских показателей роста в 22−23\% в год (для предприятий, специализирующихся на производстве ювелирных изделий с бриллиантами) выглядит несколько неправдоподобно.
Андрей Волчков:
— Это вполне естественный для молодого предприятия рост. Тем более, для предприятия, которое входит в холдинг «Кулон» — не скрою, престиж предприятия-основателя сильно помогает заводу завоевывать место под солнцем на ювелирном рынке России. Кроме того, такой рост производства за прошлый год — во многом следствие празднования тысячелетия Казани. Ведь 40\% наших ресурсов мы тратили на производство значков с логотипами компаний, символов, подарков и так далее. И хотя их себестоимость сопоставима со стоимостью массовой продукции, которой мы производим не очень много, значки, как правило, заказывают сразу очень большими партиями, а это оправдывает цены.
То обстоятельство, что в ювелирных магазинах Казани массовая продукция Казанского Ювелирного Завода представлена довольно скупо, объясняется не только тем, что завод производит ее недостаточно.
Андрей Волчков:
— Наш массовый потребитель намного охотнее покупает ювелирные изделия какого угодно производства, но только не казанского. Мы больше работаем с торговыми сетями в целом по России, чем непосредственно в Казани. Как именно можно объяснить этот феномен, не знаю. Может быть, покупателю легче мириться со стоимостью изделия, если оно произведено далеко?
По словам Волчкова, в оправдание казанцев можно сказать, что и жители других городов поступают точно также — чужое почему-то всегда милее. Впрочем, благодаря такому положению вещей производители имеют возможность максимально расширять свою «географию» сбыта, выходить на российский рынок, минуя республиканский.
Владимир Исаев, генеральный директор ювелирной компании «Золотая рыбка»:
— Свою продукцию мы сбываем по налаженным дилерским сетям, в основном за пределами республики, активно внедряемся на российский рынок. Республиканский рынок слишком вялый для того, чтобы обеспечивать нам активное развитие, ведь в основном мы изготавливаем массовую продукцию среднего ценового сегмента, ею ювелирные магазины и так переполнены.
Получается, что сознательно отказываясь от довольно-таки большого сегмента казанских потребителей массовой продукции, республиканские производители форсируют развитие казанского ювелирного рынка совершенно особым образом. С одной стороны, производство ювелирной продукции в Татарстане вроде бы есть, с другой, его вроде бы и нет. Не затрудняясь проведением маркетинговых исследований, производители заранее соглашаются с экспансией на местный рынок крупных российских участников рынка, в то же время расширяя сферу своего влияния на российских просторах. Есть ли реальная перспектива у такого подхода к выстраиванию стратегии собственного развития местных производителей? Получится ли у них реализовать свой потенциал полностью: выходить в открытое море, минуя при этом гавань?
Перспективы и прогнозы развития ювелирного производства в РТ
Главная сложность развития ювелирного производства на территории республики, по словам Игоря Козлова, состоит в том, что история ювелирного дела есть только в четырех городах России: Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург, Кострома. В Татарстане, обделенном историей ювелирного производства, нет образовательных учреждений, нет кадров. Это острая проблема, и решить ее, по мнению Игоря Козлова, с наскока невозможно.
Айдар Фахрутдинов, исполнительный директор «Казанского Ювелирного Завода»,Член Совета Гильдиии Ювелиров Волго — Вятского района РФ:
— Мы с проблемой кадров столкнулись с первого года существования нашего Завода. Сначала пробовали привлекать к работе тех ювелиров, которые уже были, пробовали работать с «Казремчасом». Однако специалисты не подходили под наши требования, притом, что были удивительно талантливы. Постоянные проблемы с этими ювелирами из-за нарушения производственной дисциплины вынудили руководство принимать крайние меры.
Сначала были приглашены специалисты костромской ювелирной школы, турецкие ювелиры. Со временем из этих приглашенных специалистов остались лишь немногие. Они, однако, помогли воспитать молодых и перспективных ювелиров среди казанцев. Так что сегодня, по словам руководства ЗАО «Казанский Ювелирный Завод», проблема кадров определенно решена.
Айдар Фахрутдинов:
— Наша политика в этом вопросе — воспитывать и растить своих работников. Более того, чтобы не повторять больше опыт поиска ювелиров по российским ювелирным школам, сейчас у нас есть планы открыть ювелирную школу в Казани на базе одного из техникумов.
По мнению Альфии Давлетшиной, определенная ювелирная школа в республике все же была. Мастера «Казремчаса», многие из которых разошлись на самостоятельные заработки, яркий тому пример, иллюстрирующий общероссийскую тенденцию уменьшения количества крупных предприятий при одновременном росте мелких.
Альфия Давлетшина:
— Ювелиров, работающих самостоятельно, с каждым годом становится все больше и больше. На сегодняшний день, например, у нашего предприятия около 25 конкурентов. Многие из них начинали работать у меня, а когда начались трудные времена, ушли, чтобы работать самостоятельно. Не хочу говорить о таких ювелирах плохо, многие из них, наверно, действительно, талантливые мастера. Однако достоверно знаю о случаях, когда некоторые из них просто закупают дешевые турецкие изделия, ставят здесь на них пробу (как они это умудряется делать, я не знаю, потому что в этих изделиях процент золота не соответствует заявленному) и продают как свои.
По мнению директора производственного кооператива «Казремчас» такое положение дел рисует совсем нерадостную перспективу. Ведь с каждым годом увеличивается количество обманутых потребителей, которые узнают о том, что им было продано ненастоящее изделие лишь по факту обращения в ремонтную мастерскую.
Как отмечают эксперты Пробирной палаты РФ, в ювелирной отрасли нелегальный бизнес был всегда. Речь идет как о контрабандном ввозе ювелирных изделий, так и об их незаконном производстве внутри страны. По разным оценкам, теневой оборот ювелирной продукции в России сегодня составляет 40−50\% от всего оборота. По российским законам все ювелирные изделия, как отечественные, так и импортные, выходящие на рынок, должны апробироваться Центральной пробирной палатой РФ. Однако для теневиков нет проблем напечатать бирку, подделать пломбу и даже пробирное клеймо. В итоге они сегодня работают с прибылью в 200−400\%. С одной стороны, это ухудшает положение отечественных производителей, с другой — простых покупателей, которые не застрахованы от покупки некачественных изделий.
Айдар Фахрутдинов:
—Общеизвестно, что некоторые иностранные производители пытаются ввозить на территорию России изделия с более низким фактическим содержанием золота в изделии. В связи с этим необходимо усовершенствовать механизм и контроль за процессом ввоза, опробования и продажи импортных изделий на территории РФ.
Для того чтобы перспектива развития ювелирного рынка вырисовывалась более четко, по мнению Айдара Фахрутдинова, необходимо решить эти проблемы — здесь речь можно вести даже о создании на базе Пробирной Инспекции банка данных организаций и физических лиц, уличенных в воровстве и иных махинациях с драгметаллами.
Владимир Ларионов:
— Те ювелиры, которые стремятся занять сколько-нибудь значащее место на ювелирном рынке, отдают себе полный отчет в том, что мошенничество закрывает путь к этой цели. Мои клиенты приходят со своими материалами, на которых уже стоит определенная проба. В процессе работы я могу лигировать различными добавками, чтобы добиться того или иного оттенка, и теоретически, конечно, мне ничто не мешает смошенничать. Однако даже незначительное изменение пробы скажется на блеске, фактуре металла. И если клиент ничего не заметит, то все равно существует риск, что он узнает об этом от какого-нибудь знатока в самое неподходящее время. А узнает один клиент, узнает и большое количество потенциальных клиентов. Это означает только одно — конец карьеры.
По словам специалистов Поволжской госинспекции пробирного надзора, обмануть клиентов частному ювелиру не так просто, как может показаться на первый взгляд. Система регистрации производителей ювелирной продукции, а также клеймения изделий достаточно строгая и не предполагает разночтений. Изделия из драгоценных металлов, изготовленные на российской территории, а также импортированные для продажи, должны быть заклеймены государственным пробирным клеймом и соответствовать российским пробам. Кроме того, любое изделие, произведённое в России и продающиеся в наших магазинах, должно иметь именник.
Государственное пробирное клеймо — (проба) это специальный знак, который чеканится на ювелирных изделиях (или накладывается немеханическим способом: электроискровым или с помощью лазера) государственными инспекциями пробирного надзора. Он означает, что изделие проверено в государственной инспекции и имеет пробу не ниже указанной в клейме. Государственное пробирное клеймо состоит из знака удостоверения и знака пробы, которые могут быть проставлены вместе (в одном изображении) или отдельно. С 1958 года знак удостоверения представляет собой изображение серпа и молота на фоне пятиконечной звезды. Этот знак используется и в настоящее время. С 1994 года установлен знак удостоверения, представляющий собой женскую голову в кокошнике в профиль, повернутую направо. Знак пробы — цифры, показывающие количество весовых единиц драгоценного металла в тысяче весовых единиц сплава.
Именник — оттиск клейма изготовителя, который ставится на всех ювелирных изделиях из драгоценного металла. Он содержит индивидуальные знаки изготовителя и знаки, указывающие на год клеймения. Именники обязаны иметь и ставить на свои изделия все организации и индивидуальные предприниматели. Знаки именников регистрируются и утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (Пробирной палатой) ежегодно.
Как рассказал специалист Поволжской госинспекции пробирного надзора, пожелавший остаться неназванным, с тех пор как в 2001 году государство отменило лицензирование, а в 2003 году — акцизный налог на изготовление и продажу золота и бриллиантов (в 2000 году акциз составлял 43\%), производить украшения легально стало более выгодно. Кроме того, увеличению объемов ювелирной промышленности также способствовала отмена налога с продаж в 2004 году. А потому можно даже говорить о том, что рост ювелирной промышленности обусловлен не возросшей покупательской способностью населения или другими причинами, а тем, что производители стали легализовываться, сокращая теневой сектор рынка.
Айдар Фахрутдинов:
— Хотя государство много делает для создания в России необходимого для развития отрасли правового поля, пока нормативная база остается недостаточно развитой. Основной недостаток — это система начисления НДС и ограничительные экспортные пошлины. Так, во всем мире драгоценные металлы продаются ювелирам для использования в производстве без стоимости НДС и с отсрочкой платежа вплоть до того момента, когда готовая продукция уходит от производителя в магазины. А в России наоборот: НДС — 18\%, и платежи надо вносить авансом, что делает продукцию менее конкурентоспособной. В преддверии вступления России в ВТО это обстоятельство не может не огорчать.
Кроме того, так как с этого года вступило в силу нововведение в Налоговом кодексе РФ, по которому Российская пробирная палата за клеймение ювелирных изделий будет взимать новые госпошлины, повышенные почти по всему ассортименту в 2−5 раз, это может привести к подорожанию российских ювелирных товаров.
Андрей Волчков:
— И все-таки перспектива развития ювелирного производства в республике радужная. Хотя, конечно, только для тех производителей, которые отдают себе отчет в том, что качество изделий, использование в работе только сертифицированных камней, качественных металлов — непременный атрибут деятельности. Производитель должен нести ответственность за то, что он делает.
По мнению Игоря Козлова, для развития ювелирного производства в республике нужно два фактора: выставки и удобное расположение пробирной инспекции.
Игорь Козлов:
— С выставками еще что-то как-то решается, но вот новое расположение отделения Пробирной Инспекции, которое перенесли из Нижнего Новгорода в Уфу, заставляет задуматься о возможных перспективах. Ведь это очень неудобно: далеко, затратно, долго. Тем более что, качество и скорость клеймения ювелирных изделий в Инспекции Пробирного Надзора РФ и так требуют улучшения, хотя и вызваны неравномерной загрузкой отделений Пробирной Инспекции работой и недостаточным их оснащением.
По мнению Владимира Ларионова, перенос Инспекции Пробирного Надзора в Уфу действительно, несколько затруднит работу республиканских ювелиров — производственников. Однако веру в то, что потребность в частных мастерах никогда не исчезнет, не теряет. Так же, как и директор ОАО «Золотая рыбка», он полон оптимизма.
Владимир Исаев:
— Будущее республиканского производства ювелирных изделий за небольшими ювелирными компаниями — они более мобильны, легче реагируют на изменение спроса и потребностей потребителей. В светлое же будущее заводов лично я не верю — постоянное масштабное производство ювелирной продукции, обновление ассортимента на протяжении долгих лет, это очень сложная работа, которая под силу только настоящим профессионалам. А профессионалом можно стать только после многих лет работы, преодоления различных перипетий.
Названные участниками рынка проблемы, безусловно, решаемы. Не сегодня, так завтра профессиональное сообщество российских ювелиров добьется значительного улучшения условий работы. Но будет ли возможно в то прекрасное время говорить о татарстанских производителях ювелирной продукции как о ярких, значимых и самостоятельных участниках рынка? Вопрос, к сожалению, покаостается открытым.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: