Новости
02 Ноября 2005, 11:05

Тенденции современной мировой нефтехимической индустрии

Последние двадцать лет мировая нефтехимическая промышленность пытается решить две задачи: как обеспечить рост в условиях зрелого рынка и как компенсировать все увеличивающиеся производственные затраты. Эти проблемы стали особенно острыми после подорожания сырой нефти, произошедшего в условиях новой финансовой политики, проводимой в интересах акционеров.

Чтобы выжить в изменившейся обстановке, нефтехимические производители прибегают к одной из двух противоположных стратегий: либо консолидируют свои активы, либо продают непрофильные производства. Простое уравнение прибыли предлагает компаниям, желающим улучшить свои практические результаты, два возможных решения: поднять доходы или сократить затраты.

Нефтехимические производители практикуют и то, и другое. В силу своих обязательств перед акционерами, они стремятся повысить стоимость компании путем приобретения других фирм или первоначального предложения своих акций, отодвигая при этом на задний план значение инноваций. Бороться с увеличивающимися расходами их заставляет растущая зависимость стоимости нефтехимической продукции от цен на сырую нефть. Здесь они вынуждены сконцентрировать все свои усилия на совершенствовании производственных процессов и операций. Примерами попыток экономии могут быть участившиеся случаи выделения части производственных активов с образованием самостоятельных компаний.

Цены на нефтехимическую продукцию в последнее десятилетие становятся все более и более чувствительными к росту цен на сырую нефть, причем влияние стоимости сырой нефти сейчас ощущается даже в секторе пластмасс. Чтобы убедиться в этом, достаточно проследить связь стоимости сырой нефти (WTI) и мировых цен на этилен. Если в конце 1990-х годов повышение цены первой вызывало рост стоимости этилена в среднем на 50 \%, то в 2004 году это повышение составило более 80 \%. Наряду с большей зависимостью стоимости нефтехимических продуктов от сырой нефти повысилась и нестабильность цен на продукты нефтехимии. Действительно, если в начале 1990-х годов колебания цен на этилен, являющиеся барометром для нефтехимической промышленности в целом, составляли 6 \%, то в 2003—2004 годах они превысили 10 \%.

Однако, несмотря на все это, нефтехимическая промышленность в целом процветает, так как цены на конечный продукт растут еще быстрее, чем цены на нефть. Получая более высокие прибыли, нефтехимические компании теперь имеют возможность делать крупные приобретения с целью ускорения роста. И вряд ли является случайным тот факт, что количество сделок по слиянию и приобретению компаний в 2004 и 2005 годах достигло рекордного уровня.

Несмотря на волну консолидаций, которая наблюдалась в начале 1980-х годов, нефтехимическая промышленность еще далеко не исчерпала всех выгод от слияния и приобретения компаний. Сегодняшний рекордный рост цен на сырую нефть, продолжающийся с конца 2002 года, совпал с ростом прибылей для крупных интегрированных производителей, предоставив им более широкие возможности в области новых приобретений, которые, возможно, были отложены ими в начале 1990-х годов. Действительно, недавний рост приобретений со стороны производителей во всем мире свидетельствует о том, что такая политика считается весьма эффективной для повышения ценности компании в глазах акционеров.

К примеру, в США совершены две крупных сделки: в конце 2003 года инвестиционная группа Blackstone купила американо-немецкую химическую компанию Celanese, а компания Lyondell приобрела компанию Millennium Chemicals. Что важно, и Celanese, и Lyondell имеют одну общую черту: ни та, ни другая не располагают своей сырьевой или энергетической базой для обеспечения производства. Будучи основными производителями ацетилов, обе компании нуждаются в этиленовом сырье. Другой пример: нефтехимический гигант Саудовской Аравии компания SABIC купила в 2002 году нефтехимическое отделение компании DSM. Эта сделка означала, что сама DSM оставляет рынок основных полимеров и сосредотачивает свои ресурсы на специальных химикатах и продуктах тонкого органического синтеза. Поиски ею партнеров в этом бизнесе уже принесли свои плоды — DSM организовала совместное предприятие с китайской фирмой China National Offshore Oil Corp для строительства нового завода меламина на острове Hainan (Китай).

Компания Shell решила возвратить свое химическое производство, которое она до этого выделила в самостоятельную компанию Shell Chemicals, обратно в свой состав и предприняла меры по упрощению своего руководства, состоявшего до этого из двух отдельных руководящих органов: Shell Transport and Trading и Royal Dutch Shell. В Азии вслед за неудачной попыткой Mitsui Chemical Inc. и Sumitomo Chemical Corp. в 2003 году полностью объединить свои операции, Япония ушла с этой сцены, и ее место заняла Корея. Рынок возлагал большие надежды на то, что слияние компаний Sumitomo-Mitsui поможет производителям отвоевать власть у конечных пользователей и даст им мощный рычаг при ведении переговоров о приобретении сырья. Как известно, нефтехимические производители, не только в Японии, но и в большинстве регионов мира, традиционно находятся меж двух огней: потребителями, с одной стороны, и поставщиками нефти, с другой. Зато в Корее имели место очень важные сделки: компании Honam и LG Chem выкупили Hyundai Petrochemical. Кроме того, Honam купила KP Chemical. А покупка компанией Atofina пакета акций в Samsung Petrochemical стало самым крупным иностранным вложением в нефтехимическую промышленность Кореи. Эти сделки укрепили положение Кореи как крупнейшего спотового экспортера нефтехимических продуктов в Азии.

Необходимо отметить, что стремление производителей продать малорентабельные производства привлекает интерес частных инвесторов, которые полагаются на свое умение повышать ценность приобретенной компании и перепродавать ее через сравнительно небольшой промежуток времени с прибылью. Яркими примерами являются покупка инвестиционной группой Blackstone компании Celanese и сделка крупного инвестора г-на Dennis Matthewman с компаний UCB.

Некоторые промышленные наблюдатели предупреждают, что приток частных инвесторов может не отвечать долгосрочным интересам нефтехимической отрасли, поскольку их вложения не всегда направляются на то, что важно для производства в долгосрочной перспективе. Однако в условиях сокращения количества потенциальных покупателей в промышленности (которые сами конкурируют в поисках капитала) частные инвесторы, вероятно, еще долго будут играть важную роль в сохранении тенденции выделения нерентабельных производств в самостоятельные компании.

Пока вышеназванные компании занимались слияниями и приобретениями, чтобы улучшить свои практические результаты, другие производители шли в противоположном направлении, избавляясь от нерентабельных частей своего бизнеса и пытаясь перейти от выпуска товарных химикатов к продуктам с более высокой добавленной стоимостью. Так, компания Nova Chemical продала свои трубопроводы сжиженного газа и олефинов в Альберте (Канада), чтобы «превратить нестратегические активы своей инфраструктуры в деньги». Ее примеру последовала компания Williams, продавшая свои трубопроводы сжиженного газа и олефинов, а также склады в штате Луизиана, но оставившая за собой долю в паровой крекинг-установке в городе Geismar (штат Луизиана).

DuPont также продал компании Koch в 2004 году свое отделение текстилей и интерьеров, переименовав его перед продажей в Invista. Сделка включала и передачу известной марки синтетических волокон Lycra. Получив за это 4,2 млрд долларов, компания поправила свое финансовое положение. Примерно в то же время турецкий холдинг Haci Omer Sabanci купил у компании DuPont ее долю в СП DuPont Sabanci Polyester Europe.

Самая высокая активность в продаже второстепенных направлений бизнеса наблюдалась, пожалуй, в Европе. Промышленные обозреватели считают 2004 год рекордным по числу таких сделок на европейском рынке. Нефтяные гиганты ВР, Shell и Total и химические концерны Bayer и BASF активно избавлялись от своих нефтехимических производств, выпускающих товарные продукты, для которых характерна цикличность и низкая рентабельность. Примеру гигантов последовали и другие, более мелкие химические и нефтехимические компании в Европе, например UCB.

Кроме того, Shell и BASF продали свои доли в СП Basell, специализирующемся на производстве полиолефинов. При этом BASF решил сосредоточиться на производстве стиролов, функциональных полимеров и полиуретанов. Концерн ВР выделил в самостоятельную компанию свое отделение олефинов и их производных, отдав ему более половины из 13 млрд долларов оборотного капитала, ассигнованного на производство нефтехимических продуктов. В результате этого новая компания сразу стала крупным независимым игроком на мировом нефтехимическом рынке. При этом ВР оставил за собой производство ацетилов и ароматических соединений, так как в этой области концерн владеет передовыми технологиями и занимает прочные позиции на растущих азиатских рынках. Пытаясь сократить расходы, компания Atofina выделила свое нефтехимическое производство в самостоятельное юридическое лицо, таким образом, решив проблему излишка производственных мощностей и повышения рентабельности бизнеса. Концерн Bayer следует этому же пути, сосредотачивая свои усилия на производстве продуктов для здравоохранения, питания, а также новых материалов. Бельгийская UCB продала производство пленок консорциуму, которые возглавляет г-н Dennis Matthewman (бывший директор компаний Hays Chemical Distribution и Candover Partners Ltd), производство специальных покрытий — компании Cytec Industries Inc., а сама полностью ушла в фармацевтику.

На производства, от которых отказывались немецкие компании, начали обращать внимание зарубежные производители. Так, американская Borden Chemical купила у немецкой Rutgers AG компанию Bakelite AG, производителя фенольных, эпоксидных, термоусадочных смол и литьевых компаундов, владеющего 13 производственными предприятиями в Европе и Азии с объемом годовых продаж порядка 610 млн долларов. Одновременно с вышеперечисленными событиями многие ключевые игроки нефтехимического рынка пытаются укрепить свое положение, обращаясь за средствами непосредственно к рынку и предлагая свои акции. Однако этот ход, предпринятый одновременно многими участниками, может серьезно ухудшить перспективы для отдельных компаний, так как конкуренция за капитал инвесторов в этом случае сильно обостряется. И такая ситуация возникает очень часто. Например, практически одновременно могут состояться IPO американских компаний Westlake и Huntsman, европейского концерна ВР, турецкой компании Petkim, японской Idemitsu Kosan, тайваньской государственной компании Chinese Petroleum Corp., таиландской Thai Olefins, малазийской Titan Petrochemical.

Многие нынешние проблемы мировой нефтехимии — наследством предыдущих десятилетий: высокая цикличность рынков товарных химикатов, периодический избыток производственных мощностей, приближение рынков развитых стран к зрелости и тенденция к глобализации. В этом смысле, проблемы отрасли остались практически неизменными. Современную ситуацию отличает лишь более тесная связь между различными рынками и регионами и стремление компаний работать в интересах акционеров. Как это скажется на будущем промышленности, сказать трудно, но одно ясно — игровое поле продолжит перемещаться, и успехом будут пользоваться те компании, которые сумеют гармонизировать свое стремление показать хорошие результаты на фондовой бирже сегодня и стратегию устойчивого роста в долгосрочной перспективе. Простых решений, ведущих к успеху, больше не существует. Сегодня для победы на рынке не обязательно иметь собственную сырьевую базу или быть крупной компанией.

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: