Новости
21 Октября 2005, 17:01

Инновационные школы Казани

В Казани инновационными считаются, по большому счету, все гимназии, лицеи и школы с углубленным изучением отдельных предметов. Их достаточно много, несмотря на то, что, по сути, истинно инновационная школа — это авторская школа, и она — штучный товар. Есть ли в Казани настоящая авторская школа, где личностью, его командой, детьми создается принципиально новая инновационная педагогика, оригинальное образовательное пространство?

Образование очень тесно переплетается со всеми сферами общественной жизни. Насколько система образования сможет удовлетворить потребности человека и общества в высококачественных образовательных услугах — настолько экономика и духовная жизнь страны сможет преобразиться. Это понимают все.

Пятого сентября этого года президент России встретился с министрами правительства, депутатами Госдумы и членами президиума Госсовета. Владимир Путин выступил с программной речью, в которой уделил большое внимание проблемам образования: необходимости поднять уровень качества образования за счет внедрения образовательных технологий и принятию мер господдержки учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы.

Эти самые инновационные программы, а вернее, школы, их внедряющие, и стали предметом нашего обзора.

Всего в Казани 196 школ (обучается 107 847 детей):

  • средних — 174
  • с углубленным изучением отдельных предметов — 49
  • гимназий — 35
  • лицеев — 13
  • прогимназий (обучение детей с детского сада до начальной школы) — 3

Для детей с недостатками умственного и физического развития — 10 школ

Негосударственные школы: «Елена-Сервис», Лицей им. Лобачевского, Усмания, школа церкви «Краеугольный камень».

Все перечисленные школы контролируются Управлением образования Республики Татарстан.

В Казани имеется банк данных одаренных детей, он включает в себя 3612 маленьких граждан.

Данные предоставлены Управлением образования РТ.

История «вопреки»

Первые инновационные школы появились достаточно давно и «назло» обстоятельствам — когда общепринятая система обучения не справлялась со своей основной функцией — формировать в ребенке самостоятельную, свободную и в то же время социально ответственную личность. К примеру, школа Френе. Селестен Френе начал преподавать в 1920 году в деревенской школе во Франции. Классы были переполнены ребятами разных возрастов, общепринятые приемы обучения эффекта не давали, учебных средств не доставало — Френе разработал новые формы занятий, позволяющие заниматься с детьми индивидуально и в то же время создающие условия для демократического сотрудничества всех участников коллектива. Вот оно — ситуация и возможности — задача, которую педагог призван решить самостоятельно.

Пример инновационного подхода — школа Марии Монтессори. Мария была врачом и начинала педагогическую практику с работы со своими пациентами — детьми, не имеющими возможность посещать традиционную школу. Монтессори-метод — это формирование специальной среды, которая помогает ребенку развиваться естественно и самостоятельно, «упражнять свои чувства свободно», выполняя только те задания, которые он хочет, и в собственном темпе.

Часто создателями инновационных школ были вовсе не педагоги. Рудольф Штейнер — создатель Свободной вальдорфской школы — был известным редактором, издавал труды Гете. И это неудивительно — основа инновационной школы — личность её идейного вдохновителя.

Говоря об идейных вдохновителях, нельзя не назвать имя русского педагога Макаренко, сумевшего с помощью личного примера и труда перевоспитать и социально адаптировать сотни беспризорников.

Все просто — когда система традиционного образования переживает не лучшие свои времена или её привычное функционирование по тем или иным причинам становится невозможным, ей на помощь приходят новые идеи, иными словами — инновационные формы учебно-воспитательного процесса. Конечно, не стоит думать, что инновации живут от кризиса до кризиса, школа — это живой организм, стремящийся к совершенствованию. Поэтому сегодня под инновационной школой не всегда подразумевается авторская концепция, чаще это учебное заведение, где педагогический коллектив вносит в практику новые учебные технологии (свои или заимствованные, но обязательно проверенные экспертами), в том числе новые учебники, программы, курсы и даже предметы, которых нет в базисном учебном плане.

Внутренние механизмы

Кадры

В Казани инновационные школы стали активно развиваться в 90-е годы. Конечно, сразу же потребовались учителя, способные уверенно чувствовать себя в условиях по-новому развивающихся учебных заведений. Районы города решали эту проблему по-разному. Так, методический кабинет отдела образования Советского района Казани организовал профессиональную структуру для повышения квалификации учителей — так родилась школа для педагогов «Экспериментатор».

Ирада Галеева, заслуженный учитель школы РТ, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, руководитель районной школы «Экспериментатор»:

— Сначала на базе школы № 121 мы обучили 38 педагогов ведению опытно-экспериментальной работы, были разработаны вариативные программы, неоднократно проведены республиканские и российские конференции по кадрам смоделированного нового опыта, который шел как передовой (отличался исследовательским характером). И когда локальный опыт дал положительный результат, мы поняли, что пора создавать подобную структуру и на базе районного методического кабинета.

В течение всего этого времени (15 лет) формы работы в «Экспериментаторе» видоизменялись. Дело в том, что в 90-е годы у нас был очень сильный состав заместителей директоров школ. Мы занимались разработкой содержания новых программ, внедрением эффективных технологий обучения. Сейчас, когда много говорят о личностной ориентации на каждого ученика, мы поняли, что необходимо личностно-ориентированное обучение учителей, педагога самого нужно «вести». Для этого в школе была использована теория Ансамблевого целевого обучения. Мы провели диагностику педагогов, выявили характер их затруднений и способность обучаться. Основной работой с учителями стало моделирование — мы показывали, как нужно делать, учителя — пробовали. Результаты демонстрировались на конференциях и семинарах. Использовался опыт социального проектирования — шаг за шагом педагогов вели к ощущению успеха, желанию работать. Большую роль сыграли сборники, которые выпускались на базе методкабинета, демонстрирующие научную подготовку преподавателей. Учитель, прошедший такую школу, выступает уже как представитель кафедральной команды, он способен видеть целостно, понимать, что в школе много кабинетов, но ученик в ней один.

Родители

Любая экспериментальная работа в школе, предполагающая изменения базовой программы, а иногда и сроки прохождения материала, требует согласования с родительской общественностью. Ведь задача любой школы (в том числе инновационной) — соблюдение образовательных стандартов; кроме того, она несет ответственность за качество знаний детей.

Ирада Галеева:

— В нашей практике был такой орган, как Ученый совет в школе. В него входили представители педагогической и научной общественности — кандидаты и доктора наук, чьи дети обучались в этой школе. Они-то и проводили экспертизы всех авторских программ, которые мы предлагали. На родительских собраниях проводилась целенаправленная работа: шли своеобразные обучающие семинары для родителей, на которых подробно описывались все действия, все тапы работы по внедрению экспериментальных программ.

Все это делалось с тем, чтобы между учителями и родителями не возникало разночтений. В режиме инновационной работы очень важно для школы быть открытой. Программы, уроки — все должно быть доступно для ознакомления и контроля. Представители родительской общественности должны иметь возможность посещать занятия своих детей, давать им оценку. По словам Ирады Галеевой, подобная открытость приносит свои плоды — родители ведут своих детей на определенные команды учителей.

Родители являются соучастниками инновационных процессов — любой эксперимент может проводиться либо по их решению, либо с их поддержкой. Нередко инновация подразумевает изменений формы проведения занятий, и без родительской помощи в организации экспериментальных лабораторий школе не обойтись. Так, без родительской общественности вряд ли стало бы возможным во многих учебных заведениях внедрение концепции профильного обучения.

Таким образом, внедрение инновации в практику предполагает подготовительный этап, включающий в себя моделирование, экспертные оценки и дальнейшие доработки в соответствии с пожеланиями родителей и последними достижениями в области образования.

Инновационная школа и наука

В Казани действует 103 школьных научных общества, ими руководят 203 педагога, занимаются — 5641 школьник.

Связи с вузами поддерживают 87 школ:

66 казанских школьников стали в этом году дипломантами международных олимпиад, 199 — олимпиад всероссийского уровня, 234 школьника взяли призы, участвуя в олимпиадах в регионах.

Данные предоставлены Управлением образования РТ.

Инновационная школа немыслима без сотрудничества с наукой. Сегодня школы активно привлекают в свои стены научных руководителей, однако это сделать довольно сложно — нужен специалист не просто практик, генератор идей, но человек, знающий и любящий школу. Поскольку школ много — таких ученых на всех не хватит. Логично было бы создать районные структуры, когда представители от науки консультировали районные методкабинеты.

Ирада Галеева:

— Мы пристально наблюдаем за теми учеными, которые нас интересуют в качестве генераторов идей. Взвешиваем вес ученого в научном мире, наблюдаем за его выступлениями на конференциях, публикациями, смотрим — проявляет ли он интерес к школе. Составив для себя целостный портрет, приглашаем к сотрудничеству.

Оценка качества и ЕГЭ

Конечно, вопрос оценки качества образования актуален сейчас не только для инновационной школы. Если раньше качество работы всех без исключения школ оценивалось подсчетом количества поступивших в вузы, золотых и серебряных медалистов, а также участников олимпиада, то сегодня, когда высшее образование стало в большей степени коммерческим, такого рода мониторинг стал неприемлемым. И вот — появился ЕГЭ. Казалось бы, инновационная школа как проводник всего передового должна приветствовать новые формы оценки знаний, однако мнения разошлись.

Татьяна Пономарева, заместитель начальника Управления отдела образования РТ:

— ЕГЭ, безусловно, призван стать одним из средств оценки качества работы педагогического коллектива и проверки знаний учащихся по отдельным предметам. Однако мы внедряем и комплексный подход — педагогический мониторинг: тестирование качества знаний учащихся с 3 по 11 класс. Это авторская методика тестирования Ильдара Галиахметова, начальника управления образования РТ, получившая признание на всероссийском конкурсе. Она включает, во-первых, мониторинг тестирования знаний; во-вторых, мониторинг состояния физического развития; в-третьих, психолого-педагогический мониторинг. Определенные наработки уже были, и результаты действительно позволяют давать оценку качества преподавания в школах.

В любом случае, оценивать работу инновационных школ будут не по оценкам учащихся, а по качеству их знаний. Главное в образовательной деятельности — знания и чтобы ребенок формировался как личность. Что касается выпускников инновационных школ, то они действительно отличаются от сверстников, обучающихся в обычной школе, — имеют опыт работы в общественных организациях, умеют отстаивать своё мнение, давать и выполнять поручения, обладают лидерскими качествами.

Ирада Галеева, педагог с 25-летним стажем:

— ЕГЭ возник для учителей неожиданно. Вообще, в Академии наук до сих пор идут споры — некоторые ученые предупреждают, что ЕГЭ будет способствовать развалу лучших результатов советского образования. Тем не менее вступление России в Болонский процесс требует единого экзамена. Поэтому сейчас перед Институтом повышения квалификации, на районных кафедральных заседаниях стоит вопрос о необходимости обобщения опыта тех учителей, которые уже давно работают по блочной системе, по интенсивной методике. Этот опыт позволит через укрупнение дидактических единиц подготовить учащихся к ЕГЭ — ведь текст этого экзамена весь состоит из блоков.

Действующая официально опубликованная школьная программа не выделяет дополнительных уроков для систематизации материалов пройденного. Так, ученик одиннадцатого класса по программе имеет в неделю один час русского языка. Кроме того, у учителя на этот час имеется программа, которую он обязан выполнять. Ведь школа прежде всего выполняет образовательный заказ государства! Но и здесь возникают противоречия: одно из заданий теста — написать рецензию, а в номенклатуре тем экзаменационных сочинений рецензии нет уже в течение 3-х последних лет. То есть ни учебники, ни программы, ни планы на ЕГЭ не сориентированы!

Ирада Галеева:

— Сегодня мы реально не имеем нормативной поддержки, которая позволит подготовить детей к сдаче ЕГЭ, поэтому многие «сидят» на репетиторах. Конечно, есть учителя, владеющие методикой подготовки к ЕГЭ, но их мало, было бы больше — не было таких слабых результатов. ЕГЭ нельзя спрашивать со школ, можно — со специальных курсов. Ведь ЕГЭ — это тренинг на внимание, умение за определенный промежуток времени ответить на определенное количество вопросов.

По мнению работающих педагогов, направленность на ЕГЭ может создать унифицированную модель ученика, где об индивидуальности не может быть даже речи, а ведь инновационная школа нацелена на индивидуальность!

А такая инновация, как раннее профильное обучение и ЕГЭ? Эти вещи трудно совместить. Помещают ребенка в профильную среду, ведут его по индивидуальной программе, а ему, чтобы «узаконить» для дальнейшей деятельности свои знании, нужно сдавать ЕГЭ. Естественно, родители будут требовать универсального образования. И это тоже одна из причин того, что школы, подобные учебным заведениям Френе и Монтессори, в России так плохо приживаются.

Проблемы

В Казани инновационными считаются, по большому счету, все гимназии, лицеи и школы с углубленным изучением отдельных предметов. Их достаточно много, несмотря на то, что, по сути, истинно инновационная школа — это авторская школа, и она — штучный товар. Есть ли в Казани настоящая авторская школа, где личностью и его командой и детьми создается принципиально новая инновационная педагогика, оригинальное образовательное пространство?

Татьяна Пономарева:

— Слово «авторская» ко многому обязывает, в казанских школах есть учителя, которые являются авторами учебников, воспитательных и образовательных программ, но целый педколлектив признать авторским — такая методика нашим министерством пока не отработана, и официального признания (на государственном уровне) авторской школы в Казани нет.

Вот и получается — авторы есть, а авторских школ нет. Хотя, по словам Татьяны Пономаревой, есть учебные заведения, которые она бы причислила к авторским. Среди них и гимназия № 7 — «Школа гражданского становления» по итогам конкурса «Лучшие школы России -2004».

Любовь Кочнева, директор гимназии № 7:

— Авторские школы в Казани? Знаете, в Казани есть школы, работающие по концепции конкретного лица, например Ильконина — Давыдова, работающие по собственным программам, основанным на федеральной, но со своей вариативной частью, есть авторы, есть авторские курсы, а вот школ — нет. Причина — отсутствие стимула, главным образом — материального. Меня всегда оскорбляет, когда говорят, что учителя должны работать на энтузиазме за интерес. Разве у учителя нет семьи? Что значит интерес — фанатизм? Зачем так унижать педагогов? У учителя такое же социальн6ое мышление, как и других, просто он интеллигент и редко выступит в категоричной форме, а главное — любит свою работу. Что касается школы, которой я руковожу, то её успех состоялся во многом благодаря родителям, которые захотели создать для своих детей такие прекрасные условия обучения.

Еще одна проблема — отсутствие системного подхода. О какой передаче опыта от инновационной школы к традиционной можно говорить, если внутри эксперимента нет преемственности.

Валентина Афонская, заведующая методическим кабинетом Советского района г. Казани:

— Сейчас понятия «авторская» и «инновационная» очень размыты. Ведь что такое инновация — введение новшеств. Руководители школ умеют хорошо читать — раз берем новшество и адаптируем его под себя, то мы инновационные, но ведь это не так.

Многие авторские программы исчезают вместе с учителями, их внедряющими. А это недопустимо — программа должна быть мобильной, и методкабинет района школы, где она работает, должен позаботиться о подготовке преемников. Недостаток локальной инновации — её легко можно потерять, это чаще всего и происходит.

А ведь авторские школы интересны потребителям образовательных услуг. Взять ту же Вальдорфскую школу в Казани. Её прошлое и настоящее мистически загадочно. В 2001 году Альберт Шакиров («Восточный экспресс») назвал казанскую вальдорфскую школу организацией мистико-оккультной направленности, а её преподавателей — теософами, поклонниками антропософии Рудольфа Штейнера. А уже в этом году на сайте школы «Согласие» сообщается, что в этом году школа г. Казани в связи с прекращением деятельности в качестве вальдорфской школы не принимала участие в собрании членов Ассоциации вальдорфских школ России. Но школа работает, правда, в каком режиме, узнать не удалось — директор отказалась от встречи и беседы, сославшись на загруженность и нездоровье. Однако школа функционировала, нравилась и детям, и родителям.

Рустем Кулиев, родитель:

— Моя дочь училась в казанской Вальдорфской школе с 1-го класса. Вообще, вопроса о выборе школы у нас не было — я знал людей, организующих эту школу, и все родители, отдавшие своих детей в это учебное заведение, часто помогали школе, например, когда возникали сложности с РОНО. Мы все видели, что с нашими ребятами занимаются увлеченные люди, и верил, что прок будет, а главное — дочери очень нравилось проводить время в школе, нравилось учиться.

Сабина Кулиева, выпускница казанской вальдорфской школы, студентка I курса КГАСА:

— В нашей школе всегда была доброжелательная атмосфера, преподаватели относились к нам так, будто мы их дети. Когда мы приходили на олимпиады, то чувствовали себя на голову выше — с нами много занимались речью.

На вопрос к Сабине о том, что же сейчас случилось с её школой, она мудро ответила — смысл педагогики Рудольфа Штейнера — родители должны принимать активное участие в обучении детей, много заниматься с ними дома, быть помощниками учителю, а сейчас это не приветствуется — чересчур занятые родители хотят «спихнуть» свое чадо сначала воспитателям, а потом учителям. Кроме того, Вальдорфская школа дает ребенку много свободы, а сейчас принято контролировать детей.

Вообще, по словам Любови Кочневой, среднее образование в Казани инертно. И хотя инновационные по названию учебные заведения есть (гимназии, лицеи), по содержанию — многие из них не дотягивают. Инновации должны определять эксперты, и еще — инновационная школа должна находиться на этапе развития, а у нас таковой считается и учебное заведение, находящаяся на этапе функционирования.

Большое количество инновационных школ в Казани — это явление двойственное. С одной стороны — показатель того, что несмотря на все сложности социального и экономического характера, учителя совершенствуют своё мастерство, любят детей и хотят дать им все самое лучшее из педагогического опыта, но с другой, для образования важен качественный подход, а вот количество в качество переходит не всегда.

И все-таки разнообразие необходимо, даже несмотря на то, что российское образование очень традиционно и стремится к универсальности.

Валентина Афонская:

— В последнее время среди учителей активно развивается такой вид деятельности, как написание программ. В Татарстане уже прошло шесть конкурсов — материалов много. И необходимо иметь их в избытке, чтобы можно было выбирать только самое лучшее. Инновационная школа должна нести ответственность за качество образования, и фраза «не навреди» должна быть лозунгом любой инновации.

По замыслу управленцев от образования, к 2007 году все школы должны перейти на систему общественно-государственного управления. В Казани активно действуют попечительские советы. Что кается господдержки, то практически все инициативы коллективов учителей поддерживаются по мере возможности. Это дает основания надеяться, что школы, в том числе инновационные, не останутся без участия. Ведь именно инновационные процессы смогут развить систему образования, так беспокоящую общество во всем времена.

Инновационные школы г. Казани

Советский район

Модель взаимодействия «школа-вуз»:

  • Шк. № 15 — углубленное изучение ряда предметов
  • Шк. № 159 — участник проекта Евросоюза по созданию здоровьесберегающей образовательной технологии
  • Шк. № 144
  • Шк. № 22
  • Шк. № 102

Модель «Национальная гимназия»

  • Гимн. 93 и 125 (участник проекта Евросоюза по созданию здоровьесберегающий образовательной технологии) — русский этнокультурный компонент
  • Гимн. № 11, 20 90, 149 (участник проекта Евросоюза по созданию здоровьесберегающий образовательной технологии) — национальный компонент

Модель «Формирование полилингвальной личности»

  • Гимн. № 140
  • Шк. № 72
  • Лицей 149 (входит в число школ, апробированных на 12-летнее образование)

Модель «Формирование экологической культуры»

  • Гимн. № 121
  • Шк. № 126
  • Гимн. № 125

Модель «Общественно активная школа»

  • Шк. № 111
  • Гимн. 90
  • Гимн № 121

Модель «Инновационно воспитательная система»

  • Гимн. № 93
  • Центр «Детская академия»

Московский район

  • Татарская гимназия № 2 им. Марджани — гуманитарная направленность, изучение татарского, арабского, турецкого и английского языков
  • Татарская гимназия № 17 им Ибрагимова — гуманитарная направленность
  • Лицей-интернат № 2 для одаренных детей, языковая подготовка (в старших классах общеобразовательные предметы преподаются на английском языке), индивидуальные программы по работе с детьми.
  • Гимн. № 75 — русский этнокультурный компонент
  • Гимн. № 122 — углубленное изучение английского языка.
  • Гимн. № 94 — углубленное изучение немецкого языка
  • Гимн. № 9 — углубленное изучение французского языка
  • Прогимназия № 387 («Золотая рыбка»), модель «Детский сад — начальная школа», индивидуальное обучение
  • Шк. № 64 — углубленное изучение ряда предметов

Авиастроительный район

  • Лицей № 26 — учебный процесс ведется на основе полилингвизма (изучение татарского, русского, английского и турецкого языков). Углубленное изучение английского языка с 7 класса, изучение отдельных предметов на английском языке
  • Лицей № 145 — углубленное изучение физики, математики, черчения. Работа в триаде: ОАО «КМПО» — КГТУ им. Туполева — лицей
  • Гимн. № 5 — преподавание английского языка ведется по учебникам издательства Longman. В начальной школе преподавание ведется по вариативной программе «Школа 2100». Создан профильный педагогический класс
  • Гимн. № 10 — татарская гимназия, преподаватели татарского языка и литературы в гимназии являются аспирантами татфака КГУ
  • Гимн. № 14 — гимназия с татарским языком обучения. Углубленное изучение английского языка с 7 класса
  • Гимн. № 37 — гимназия с этнокультурным русским компонентом, создана собственная программа «Мы — россияне!».

Школы с углубленным изучением отдельных предметов

  • Шк. № 45 — татарско-русская средняя школа. Преподавание английского языка ведется по учебникам издательства Longman, углубленное изучение английского языка со 2 по 11 классы
  • Шк. № 62 — школа является экспериментальной площадкой ИРО РТ по апробации УМК «Начальная школа XXI века», работает по оздоровительной системе М. Норбекова (4-е, 9-е классы) Углубленно изучаются русский язык (3, 4, 9 классы), французский язык (5 класс), английский язык (2−11 классы), два юридических класса
  • Шк. № 112 — школа работает в тесном сотрудничестве с КХТИ (предпрофильное и профильное изучение химии 8−11 классы), английский язык (со 2-го класса), спортивные классы хоккея на траве («Динамо»)
  • Шк. № 199 — углубленно изучается русский язык, школа вступила в Ассоциацию «Школа 2000», является экспериментальной площадкой АПК и ПРО РФ по внедрению программы «2000, 2100», созданы профильные классы «Юный спасатель»
  • Шк. № 36 — углубленное изучение немецкого языка, принята в состав Ассоциированных школ ЮНЕСКО. Сотрудничает с Главным управлением зарубежных школ Германии. Преподавание немецкого языка носителями языка. Включена в программу «Языковой диплом II ступени». Языковая практика в Германии. С 7-го класса ведется изучение второго иностранного языка (английского)

Кировский район

Татарские гимназии

  • Гимн.№ 3 — сотрудничает с ТГГПУ и КГЭУ, профиль обучения — филологический и социально-юридический — углубленно изучается обществознание
  • Гимн. № 4 — сотрудничает с ТГГПУ, профили обучения — гуманитарный и социально-экономический. Является экспериментальной площадкой ТГГПУ в области обучения учащихся предмету «Экология и география», функционируют курсы по изучению окружающей среды
  • Гимн. № 15 — сотрудничает с КГУ и КГГПУ, профили обучения — гуманитарный и естественнонаучный. Является пилотной школой проекта «Обучение здоровью в образовательных учреждениях РФ»

Русская гимназия № 50 — углубленное изучение русского языка, сотрудничает с ТГПУ

  • Гимн. № 152 — углубленное изучение английского языка и углубленное изучение физики. Является экспериментальной площадкой Министерства образования и науки РТ по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения
  • Лицей-интернат № 4 (для девочек) — углубленно изучается английский и турецкий языки. Обучение ведется на четырех языках: татарском, русском, английском, турецком. Физика, химия, биология и математика ведутся на английском языке

Школы с углубленным изучением отдельных предметов

  • Шк. № 8 — углубленное изучение русского языка.
  • Средняя русско-татарская школа № 57 — углубленное изучение биологии, химии, физики, сотрудничает с ИСиГЗ. Является экспериментальной площадкой Министерства образования и науки РТ по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения
  • Шк.№ 70 — углубленное изучение английского языка. Сотрудничает с КГТУ им. Туполева и ИСиГЗ. Является экспериментальной площадкой Министерства образования и науки РТ по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  • Шк. № 73 — углубленное изучение английского языка, углубленное изучение физики и информатики
  • Русско-татарская школа № 81 — углубленное изучение английского языка, биологии, технологии и экономического права. При обучении используются элементы народной педагогики и региональный компонент для повышения уровня национального самосознания учащихся. Является экспериментальной площадкой Министерства образования и науки РТ по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения
  • Шк. № 135 — углубленное изучение биологии, физики и информатики, сотрудничает с КГЭУ. Является экспериментальной площадкой Министерства образования и науки РТ по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения
  • Шк. № 137 — углубленное изучение русского и татарского языков и русской литературы, а также физики. В школе созданы милицейские классы, профильные классы «Юный спасатель». Является экспериментальной площадкой Министерства образования и науки РТ по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения
  • Шк. № 151 — углубленное изучение английского и русского языков. Является экспериментальной площадкой Министерства образования и науки РТ по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения

Ново-Савиновский район

Экспериментальный подход ведется по следующим направлениям: интегрированный подход; работа по авторским программам; использование элементов дистанционного обучения.

  • Гимн. № 7, 155
  • Шк. № 9, 83

Работа по методу проекта

Гимн. № 7

Повышение квалификации учителей, в том числе и через соискательство

Подготовка к ЕГЭ. Реализация непрерывности «шола — вуз» (изменений содержания учебного материала с учетом программ вуза).

В районе 14 инновационных школ.

  • Гимназии: №№ 7, 13, 155
  • Лицей-интернат № 7
  • Прогимназия № 360
  • Школы с изучением иностранного языка: №№ 9, 132

Школы с изучением отдельных предметов: №№ 23, 71 (новые предметы — введение в философию, политология), 85 (новые предметы — право, имидж, офисная риторика), 89, 113 (новый предмет — культура речи, является пилотной школой проекта «Обучение здоровью в образовательных учреждениях РФ»), 143, 146

В гимн. №№ 7, 155 и шк. №№ 9,71, 113, 132 — широкое апробирование Учебно-методического комплекса, английский язык преподается по учебникам издательства OXFORD.

Приволжский район

Развивающие школы

По Ильконину — Давыдову

  • Гимн. № 21
  • Шк.№ 95

По Занкову

  • Гимн.№ 21
  • Шк. №№ 40, 95

Модульное обучение

Гимн. №№ 6, 157

Институт непрерывного образования и социализации

  • Гимн. № 6
  • Шк. № 24, 95

Адаптивная система обучения

Шк. № 40

Рейтинговая система успеваемости обучения учащихся

Шк. № 40

Коммуникативно-развивающее обучение

  • Гимн. № 6, 21, 52
  • Лицей № 83
  • Шк. № 10, 40

Здоровьесберегающие технологии

  • Гимн.№ 19
  • Шк.№ 139

Раздельное обучение

Гимн. № 6

Технологии деятельстного обучения («Школа 2000−2100»)

  • Шк. №№ 24, 10,68,139
  • Гимн. №№ 6,52

Билингвальная технология в преподавании русского и татарского языков

Гимн. № 18

Вахитовский район

  • Татарская гимназия № 1 — преподавание отдельных предметов на английском языке: в 6 кл. — истории, в 7 кл. — географии, 8 кл. — математики, 9 кл. — английской литературы. Учебновоспитательный процесс направлен на формирование всесторонне развитой личности, способной к творчеству и самоопределению. С 2002 учебного года сформированы предпрофильные и профильные классы: предпрофильный театральный (9 класс), экономический при ИЭУП (10−11 классы), филологический (10−11 классы), колледжский по менеджменту (10 класс) при ИЭУП, индустриально-технологический (10 класс).
  • Гимназия № 3 — эколого-экономическое и лингвистическое направления. Сотрудничает с КГУ, КХТУ, Высшей школой экономики, КГЭУ.
  • Средняя общеобразовательная школа № 4 с татарским языком обучения — углубленное изучение отдельных предметов. Профильная подготовка осуществляется в 10−11 классах, профили обучения — естественно-математический и гуманитарный. Предметы углубленного изучения — физика, химия, математика, история. Школа сотрудничает с КГТУ, КГПУ, КГУ, ИГС.
  • Лицей № 5 — в лицее шесть направлений деятельности: естественно-математическое, гуманитарное, химико-биологическое, режиссерское, архитектурное, муниципальное. Лицей — единственная в Республике Татарстан польская школа. Польские классы открыты в 1989 г. при активной поддержке сенатора сейма Республики Польша Мечислава Чернявского.
  • Средняя школа № 11 — углубленное изучение отдельных предметов. В 1991 году был заключён договор о сотрудничестве с КГПИ. Школа имеет лицензию МО РТ на углубленное изучение английского языка.
  • Гимназия № 12 с татарским языком обучения — обучаются только девочки. Родной язык для девочек — татарский. Гимназия является учебным заведением гуманитарно-эстетического направления. Английский язык изучается со второго класса, с девятого класса вводится вузовская программа, которая реализуется силами преподавателей факультета иностранных языков КГПУ.
  • Средняя общеобразовательная школа № 18 с углубленным изучением английского языка. Школа сотрудничает: с факультетом иностранных языков КГПУ; с институтом востоковедения КГУ; с кафедрой «Гигиены и физиологии подростков КГМУ»; Республиканским центром по профилактике и борьбе со СПИДом. В школе существуют профильные классы (экономико-правовой и гуманитарный). Девять лет изучается в школе арабский язык. С 2002 г. изучается китайский язык. В школе существует детская организация «Светоч» с направлениями деятельности: музыкальное, художественнно-творческое, оздоровительное, театральное, спортивное, библиотечное.
  • Гимназия № 27 с татарским языком обучения. Проблема гимназии: «Управление процесса социализации личности учащихся в национальной (татарской) гимназии на основе формирования единой системы работы с педагогическими кадрами».
  • Гимназия № 28 — работает по программе «Школа-вуз»: сотрудничает с факультетами КГУ (химическим, биолого-почвенным, механико-математическим).
  • Лицей № 30 c татарским языком обучения — работает по направлениям: физико-математическое и социально-экономическое. Основная миссия — формирование личности будущего защитника Отечества, квалифицированного специалиста, способного идентифицировать себя с конкретной национальной культурой. Для достижения целей обучения и воспитания учащихся, преподавание отдельных предметов ведется высококвалифицированными специалистами вузов. Заключаются договора о сотрудничестве со следующими вузами: Казанский химико- технологический, Казанский педагогический университет.
  • Средняя общеобразовательная школа № 39 с углубленным изучением английского языка — базовая площадка Академии повышения квалификации работников образования РТ, КГПУ — кафедры анатомии и физиологии и охраны здоровья, КГТУ — институт полимеров. 9К и 110К — колледж — классы КГУ. С 1990 года школа поддерживает партнерские отношения с учебными заведениям Великобритании.
  • Средняя общеобразовательная татарско-русская школа № 80 с углубленным изучением отдельных предметов — сотрудничает с Академией Управления ТИСБИ с 1994 года. Первый выпуск экономического класса был в 1996 году. С 1994 года экономические классы при школе организуются с первого класса.
  • Гимназия № 96 — базовая школа КГТУ им. Туполева. Профильное обучение в 10−11 классах по физико-математическому и социально-экономическому направлениям.
  • Лицей № 116 — заключены договоры с КГМУ, КГТУ о дополнительном образовании учащихся. В лицее несколько лет успешно осуществляет свою деятельность детская организация «Дети Гиппократа». В её рамках реализуется главное направление воспитательной работы лицея — «Милосердие во всём».
  • Физико-математический лицей № 131 — обучаются учащиеся 8−11-х классов. Профильная подготовка реализуется в старших классах (10−11-е): основной профиль — физико-математический; второй профиль — биолого-химический — реализуется в условиях одного класса в параллели. Физико-математический лицей N131 сотрудничает с КГУ, КГАСА, техническим и технологическим университетами, КГМА.
  • Лицей им. Н.И.Лобачевского при Казанском государственном университете Вахитовского района г. Казани — осуществляется педпрофильная (8, 9 классы) и профильная довузовская подготовка по профилям: естественно-научный (физико-математический, химико-биологический), гуманитарный (экономический, филологический: русская филология, татарская филология), в составе которых действуют специализированные курсы углубленной подготовки по предметам: физика, астрономия, математика, химия, биология, экология, русский язык и литература, татарский язык и литература, английский язык, французский язык, арабский язык, обществознание, история, основы научно-исследовательской деятельности; консультации по предметам.

Информация по школам предоставлена районными отделами образования Казани.

Новости
12 Декабря 2024, 14:50

Строительство детсада в Пестречинском районе РТ завершат до конца года

Открытие запланировано на первый квартал 2025 года.

До конца 2024 года завершится строительство крупнейшего детского сада в Пестречинском районе Татарстана. Он будет расположен в Шигалеевском сельском поселении, сообщили в местной администрации.

Проектная вместимость детского сада «Звездочка» в ЖК «Царево» составляет 340 мест, дополнительно предусмотрено 170 мест. Таким образом, посещать это дошкольное учреждение смогут 510 детей. Оно будет включать 18 групп. На сегодняшний день все работы по благоустройству завершены, сейчас проводятся отделочные работы в группах, укладка плитки и линолеума, установка дверей, монтаж навесных потолков, сборка мебели и установка технологического оборудования. Ожидается, что строительство будет завершено до конца текущего года. Комплектация начнется во второй половине декабря. Открытие запланировано на первый квартал 2025 года.

Ранее TatCenter писал, что в 2024 году в Пестречинском районе РТ откроются два новых детсада, на строительство которых выделили 780 млн рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: