Музыка рождается именно здесь, среди пыли, опилок и строительного мусора — это я поняла только во время визита на производство. Восторг вызывают люди в рабочей одежде, извлекающие изумительные звуки из заготовок, из того, что пока трудно назвать роялем или гармонью.
Сегодня единственное производство на территории Татарстана роялей и вообще единственное производство татарских гармоней сохранилось в производственно-строительной фирме «Карпентер». В Казани долгое время работала фабрика музыкальных инструментов. После ее банкротства в 2000 году и переезда на ее территорию ПСФ «Карпентер», руководство компании решило сохранить оба эти направления.
Создание фортепиано начинается с создания главного элемента — деки. Источник звука — струна, но в воздухе она колеблется беззвучно. А дека, получая вибрации от струны, посылает звук. Деку называют душой музыкального инструмента. Она набирается из множества мелких дощечек. Идеальная древесина — горная ель. В горах деревья растут долго, годичные кольца тонкие, и поэтому древесина у них очень плотная.
Все детали инструмента делаются одновременно, только в разных цехах. Это склад, в котором собраны все деревянные детали фортепиано:
Сначала собираются корпус и стенки, и они проходят покраску. Затем в корпус устанавливается дека и чугунная рама. Деке требуется оправа, чтобы выдерживать большую нагрузку. Без нее инструмент коробит или дека проваливается. А чтобы дека была более упругой, сзади на нее наклеиваются пружинки. Все вместе это называется резонансовый щит.
Затем с обеих сторон деки натягиваются струны. Они делаются из специальной рояльной проволоки. Хорошая проволока еще и полируется, под микроскопом она имеет идеально ровную поверхность. Плохая же имеет нестабильный диаметр. Рояльная проволока должна подвергаться деформации на изгиб, но не на растяжение. На изгибах она должна быть мягкой, облегать все точки отсечки. Каждый изгиб держит струну, от этого она не расстраивается.
Потом монтируется клавиатура и механика. В завершение монтируются детали, передняя, нижняя и клапанная крышки.
Три раза в процессе создания инструмент проходит настройку звучания. С производства он должен выходить с заводской настройкой, а потом каждый музыкант налаживает его под себя.
Все деревянные заготовки для гармоней делают столяры, которые получают точное задание, какие детали нужно сделать, размеры, количество. Для гармони походит древесина сосны и ели. Она должна быть сухой на 60−70%.
Основное требование к деталям гармони — в собранном виде не должны пропускать воздух извне. Герметичность — залог качественного звучания инструмента.
Эта деталь называется планка. Именно по числу планок классифицируются гармони. В «Карпентере» делают преимущественно 5-планочные. Но по заказу сделают и 3-, и 6-планочные. Каждая дополнительная планка делает голос гармони богаче, объемнее.
На планку приклеиваются металлические детали, их называют голоса. Ка ждый соответствует отдельной ноте. Бывает, например, гармошка тональности ре-мажор. И в соответствии с тональностью набираются голоса ре, ми фа, соль, ля, си, до, си.
Существует специальный инструмент, который настраивает каждый голос каждой планки на свою ноту.
А потом на каждый голос приклеивается полоска лайки. Кожа сдерживает воздух в резонаторе во время игры.
Потом, когда все планки склеены, проводится окончательная настройка, доведение звука до своей тональности. Для основного производства инструментов окончательная настройка производится до тональности татарских мелодий. Для баянов и аккордеонов требуются другие настройки.
Меха гармони делаются из плотного картона и тонких деревянных планок. Снаружи все обтягивается ситцем. В мехах очень много мелких деталей, все они вырезаются и клеятся вручную.
После проклейки меха должны 3 дня полежать под прессом, чтобы размокшие от клея детали не потеряли форму.
Собранные корпуса оклеиваются художественным целлюлоидом (красные и зеленые панели). На уголки мехов, а также поверх целлюлоида — штампы, металлические украшения. Штамповочный цех «Карпентера» делает штампы различной формы — уголки, серединки, сетки, косынки.
На сборку одной гармошки требуется 4−5 дней, если имеются все заготовки. Труд полностью ручной, никакой механизации.
Для того, чтобы делать музыкальные инструменты, надо владеть столярным делом, быть слесарем, специалистом по работе с металлом. Надо уметь работать с материалами (сукно, фильцы, прокладки, скобки), знать, как они деформируются, какими качествами обладают, какие подходы требуют. Но более всего нужно быть музыкантом, знать предмет ремесла. Немузыкант тоже может принимать участие в создании инструмента на каком-то этапе работы, но музыкальная, заключительная часть доверяется специалисту.
Как сказал один из работников фабрики, в этом деле слух — очень хорошо, но главное — дух и нюх. Дух держит на необходимом культурном уровне, а нюх — интуиция, которая помогает в работе.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: