Новости
27 Сентября 2005, 14:54

Рынок офисных помещений Казани: состояние и тенденции

Рынок коммерческой недвижимости Казани сегодня насыщен. Несмотря на то что спрос на рынке уже не соответствует предложению, бизнес-центры в городе растут, как грибы после дождя. По данным Центра сервейинга ПАИ, только за счет ввода в эксплуатацию новых зданий до конца этого года общий фонд офисных площадей увеличится на 15%.

Классификация офисов

Специализированное предложение казанского рынка офисной недвижимости представлено бизнес-центрами и офисными зданиями. По данным Центра сервейинга ПАИ, свободные площади присутствуют как в сегменте наиболее качественных офисных центров города (класс «B+», «B»), так и в сегменте бывших административных зданий (класс «С», «D»). Бизнес-центры класса «С» (здания бывших НИИ, общежитий) по-прежнему составляют значительную долю в фонде офисных площадей.

Класс офиса определяется по основным выработанным критериям. Так, здание класса «А» должно соответствовать или превышать установленный минимум 16 из 20 критериев. Здание класса «В» — не менее чем 10, а офисное здание класса «С» может соответствовать менее чем 8 из приведенных 20 критериев. Правда эта система классификации офисных помещений вызывает много споров у специалистов.

Алия Минкашева, генеральный директор офисного центра «Сакура»:

— Сегодня нет четких стандартов, по которым можно было бы точно определить офис класса «А». Один специалист говорит, что у зданий этого класса должны быть вертолетная площадка, другой — подземная стоянка. Сколько людей — столько мнений. Поэтому участникам рынка — профессионалам нужно самим выработать четкий классификатор.

Критерии классификации офисных зданий (один из вариантов)

Спрос и предложение

За 9 месяцев текущего года Центром сервейинга ПАИ было зафиксировано свыше 2 тыс. предложений аренды офисных помещений. Это на 3\% больше, чем за аналогичный период прошлого года. На ситуацию повлияли следующие факторы: ввод в эксплуатацию жилья, где первые этажи предлагаются в аренду под офисы или торговые площади, ввод новых офисных зданий и торгово-офисных объектов, проводимая реконструкция некоторых объектов недвижимости в деловом центре города, в связи с подготовкой к празднованию 1000-летия Казани.

Андрей Сухов, руководитель Центра сервейинга ПАИ:

— Спрос на офисные помещения в Казани на сегодняшний день формируется двумя группами. Первая — это значительное количество представителей малого бизнеса, для которых основным фактором является цена, то есть величина арендной ставки. Вторая — это субъекты среднего и крупного бизнеса, объемы и престижность деятельности которых диктуют необходимость аренды качественных специализированных офисных помещений. Количество предложений последних, по прогнозным оценкам, должно в ближайшем времени увеличиться. Только до конца текущего года за счет завершения строительства и ввода в эксплуатацию новых бизнес-центров объем специализированного предложения на рынке может увеличиться до 15\%.

Мониторинг Центра сервейинга ПАИ показывает, что коэффициент загрузки бизнес-центров за 9 месяцев 2005 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос с 86\% до 90\%. Это свидетельствует не только о том, что специализированные бизнес-центры становятся более востребованными, но и о том, что с увеличением предложения таких помещений на рынке все более важную роль станут играть неценовые факторы конкуренции.

Арендные ставки

По данным мониторинга, в связи с высоким коэффициентом загрузки в бизнес-центрах и возникшим дефицитом качественных офисных помещений, увеличивается спрос на помещения в офисных зданиях класса «С», «D», а также на неспециализированные офисы. Это привело к росту средних арендных ставок в данном сегменте офисов примерно на 7−11\%. По словам Андрея Сухова, разброс цен в каждом классе не превышает 20\%. В целом арендные ставки в сентябре 2005 года на офисные помещения составляют: класс «В+» — от 680 до 800 руб. за кв. м, класс «В» — 450−697 руб./кв. м, класс «С» — от 350 до 588 руб./кв. м, класс «D» — 250−350 руб./кв. м (арендные ставки приведены с учетом коммунальных платежей и коэффициента вспомогательных площадей (коридоры и прочие места общественного пользования).

Мнения участников рынка

Рафаиль Бикметов, директор по маркетингу сервейинговой компании «Единая Арендная Система»:

— В настоящее время рынок офисной недвижимости Казани находится в стадии формирования, что отличает его от рынка торговой недвижимости, который с приходом российских сетевых операторов и вводом новых торговых центров фактически сформировался. Участников рынка офисной недвижимости Казани условно можно разделить на две категории: профессионалы и непрофессионалы.

К профессиональным участникам можно отнести компании, созданные для работы с недвижимостью. Они управляют офисными центрами класса «А», «В» и «С», а предлагаемые ими арендные ставки можно рассматривать как рыночные. Эти офисные центры общеизвестны, они конкурируют между собой, арендные ставки формируются ими, исходя из условий аренды, предлагаемого набора офисных услуг и фактического спроса.

Рафаиль Бикметов:

— Аренда офисов для многих предпринимателей в таких центрах — местах концентрации множества участников бизнеса, кроме как укрепление имиджа солидного предприятия — имеет еще такой существенный плюс, как наличие потенциальных партнеров — исполнителей заказов и самих заказчиков. Таким образом, получается своего рода синергетический эффект от взаимодействия участников разных сегментов рынков, когда, например, транспортные организации работают с оптовыми, строительными и др., а рекламные, консалтинговые и т.п. — работают фактически со всеми.

К непрофессиональным участникам рынка офисной недвижимости можно отнести различные учреждения и предприятия, сдающие в краткосрочную аренду излишки своих площадей, либо в субаренду площади, арендуемые ими у каких-либо собственников. Обычно арендаторам таких офисных помещений оказывается минимальный набор офисных услуг (или вовсе никаких услуг) — все проблемы арендаторы решают самостоятельно и за свой счет. Декларируемые арендные ставки таких офисных помещений ниже в сравнении с теми, что устанавливаются профессиональными участниками рынка недвижимости. Объем неспециализированного предложения свободных офисных площадей за 9 месяцев 2005 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составил около 150 000 кв. м, а его доля в общем объеме предложения составила 79\%.

Рафаиль Бикметов:

— Из-за таких участников-непрофессионалов рынок офисной недвижимости Казани можно назвать «рыхлым», то есть со значительными колебаниями арендных ставок и, чаще всего, в сторону их снижения от среднерыночных. Но часто для самих арендаторов затраты на аренду при более скромных условиях аренды дешевых офисов могут оказаться значительными и сопоставимыми с теми затратами, которые они несли бы, арендуя офисы более высокого класса, и таким образом, могли бы выигрывать в глазах своих партнеров.

Наиля Чабаненко, руководитель отдела бизнес-центра «Сувар-Казань»:

— Бизнес, который пришел на рынок работать надолго и всерьез, конечно, выбирает офисы класса «А». Ему важно все: удобная парковка, современная инженерия, центральное кондиционирование… Рынок коммерческой недвижимости Казани представлен офисами разного класса. В последнее время на нем все больше появляются офисы класса «А». Обидно, что Казань, будучи крупным экономическим центром, очень мало освоена иностранными компаниями, которые могли бы успешно развивать свой бизнес в Татарстане. Я считаю, что в первую очередь это связано с тем, что они мало информированы о том, что в регионе есть офисы класса «А», которые соответствуют международным стандартам. Задача, которая стоит перед офисными центрами класса «А» — привлечь московские и иностранные компании в Татарстан, так как они могли бы инвестировать свои средства в экономику республики.

Сами арендодатели отмечают, что уровень требований у арендаторов значительно вырос. Любая фирма, арендующая офис в бизнес-центре, сегодня желает получить целый перечень офисных услуг: услуги связи и доступа в Интернет с использованием IP-телефонии, обслуживание оргтехники и компьютеров, охрана, автопарковка, уборка и вывоз мусора и другие услуги. К тому же наличие в здании отделения банка с банкоматом позволяет оперативно производить платежи. А там, где рядом с офисными зданиями расположены складские и производственные корпуса, оперативно решаются вопросы бизнеса.

Алия Минкашева:

— Чтобы выжить на рынке офисной недвижимости, нужно не только не повышать арендную ставку, но и постоянно увеличивать набор предоставляемых услуг, поднимать качество обслуживания. Ведь прежде чем арендовать офис руководство компании проводит сравнительный анализ имеющихся на рынке офисов, предоставляемых в них услуг, качества обслуживания, цен.

Перспективы рынка

Именно качество предоставляемых услуг, считают арендодатели, будет играть в будущем более важную роль, чем размер арендных ставок.

Андрей Сухов:

— Если исходить из того, что разброс цен между объектами — аналогами сегодня незначителен, а на рынке появляются новые объекты коммерческой недвижимости, то конкуренция становится более жесткой. Поэтому в скором времени ценовые факторы будут играть меньшую роль, чем не ценовые. Уже сейчас требования к предлагаемым офисам у арендаторов значительно увеличились: арендуя помещение, оцениваются такие мелочи, как манера общения офис-менеджера или качество уборки. Ведь офис — это лицо фирмы, ее престиж.

По мере формирования рынка будет меняться и спрос, его культура. Проще говоря, арендаторы перейдут из встроено-пристроенных и полуподвальных помещений на достойные качественные площади бизнес-центров. А выиграют на этом рынке те из арендодателей, кто сможет предложить наиболее полный и отвечающий требованиям арендаторов набор услуг по эксплуатации и обслуживанию помещений.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОФИСНЫХ ЗДАНИЙ

КЛАСС «А»

Требования

  • Отдельно стоящее специализированное здание;
  • Новое строительство или после полной реконструкции;
  • Месторасположение в престижных в деловом отношении частях города;
  • Наличие центрального кондиционирования;
  • Наличие принудительной вентиляции с предварительным обогревом или охлаждением;
  • Наличие охраняемой автостоянки, из расчета минимум 1 место на 100 м² полезной площади;
  • Наличие оптико-волоконной связи;
  • Высокопрофессиональные службы безопасности, управления и обслуживания (служба эксплуатации и уборки);
  • Круглосуточная охрана и видеонаблюдение;
  • Наличие лифтов;
  • Высокий уровень строительных, ремонтно-отделочных работ и внутренних коммуникаций;
  • Наличие гибко перестраиваемых этажей с несущими стенами только по периметру и лестничным колодцам;
  • Наличие систем пожарной и охранной сигнализации по СНиП;
  • Дополнительные услуги (регистратура, кафетерий, банкомат и т. п.)

Дополнительные показатели (не являются обязательными)

  • Фальш-полы в офисных помещениях;
  • Отдельная система питания для компьютеров для защиты от скачков напряжения и высокочастотных наводок;
  • Дублирующие генераторы электроэнергии;
  • Компьютеризированная система контроля в здании «смарт билдинг»;
  • 3 или более парковочных мест на 100 м² полезной офисной площади;
  • Подземная или крытая автостоянка;
  • Спринклерная система пожаротушения

Здания, в которых есть три или более из вышеуказанных показателей, в дополнение ко всем стандартным требованиям офисных зданий класса «А», классифицируются, как офисные здания класса «A+»

КЛАСС «В»

Требования

  • Отдельно стоящее специализированное здание;
  • Новое или после капитального ремонта с высоким уровнем отделки;
  • Удобное месторасположение в близи основных транспортных магистралей города;
  • Наличие принудительной вентиляции;
  • Воздушное кондиционирование по центральной или сплит-системе;
  • Наличие парковки;
  • Современная, заземленная электрическая система адекватной мощности;
  • Высокопрофессиональные службы безопасности, управления и обслуживания (служба эксплуатации и уборки);
  • Умеренно-перестраиваемые этажи с минимальным количеством несущих перегородок;
  • Наличие пожарной и охранной сигнализации по СНиП;
  • Службы безопасности, управления и обслуживания (служба эксплуатации и уборки);
  • Круглосуточная охрана;
  • Дополнительные услуги (ресепшн, кафетерий).

В случае если зданиям не хватает одного или двух показателей до того, чтобы такие здания считались офисными зданиями класса «А», такие здания относятся к классу «В+».

КЛАСС С

Требования

  • Отдельно стоящее здание;
  • Косметический ремонт фасада;
  • Месторасположение в зонах с хорошей транспортной доступностью;
  • Пассивная вентиляция;
  • Наличие парковки;
  • Электрическая система адекватной мощности
  • Круглосуточная охрана;
  • минимум 3 телефонные линии на 100 кв.м.

В случае если зданиям не хватает одного или двух показателей до того, чтобы такие здания считались офисными зданиями класса «В», такие здания относятся к классу «С+».

КЛАСС D

В случае несоответствия требованиям для класса «С» зданию присуждается класс «D».

Примечание: Не классифицируются здания, в которых сдается в аренду менее 50\% от общей площади, а также встроено-пристроенные объекты.

Коммерческая недвижимость в Татарстане

Новости
12 Декабря 2024, 19:42

Бюджет Нижнекамска составит ₽10,7 млрд В 2025 году

Это почти на 500 млн больше, чем в текущем году.

На сессии Нижнекамскского района и города утвердили бюджет на 2025 год в размере 10,7 млрд рублей, что на 500 млн больше, чем в 2024 году. Об этом сообщила Светлана Логинова, глава департамента по бюджету и финансам. Ожидается, что в 2026 году бюджет возрастет до 11,4 млрд рублей, а в 2027 году — до 12,2 млрд.

Собственные доходы района в 2025 году составят 3,4 млрд рублей. Благодаря безвозмездным поступлениям муниципалитет получит 7,2 млрд рублей: 4,5 млрд из бюджета РТ, 2,4 млрд из бюджета Нижнекамска и 256 млн из федерального бюджета. Основная статья расходов района — образование, на которое приходится 8,4 млрд рублей.

Напомним, общий объем расходов консолидированного бюджета Татарстана на 2025 год составит 525,6 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: