Доказано, что красивые дети получают больше заботы и внимания и имеют лучший визуальный контакт со своими близкими. Это наблюдение абсолютно справедливо и для взрослых людей. Внешность — настолько важный фактор, что влияет на желание иметь с партнером более одного свидания, в противовес высшему образованию, коэффициенту интеллектуального развития и даже личным качествам. Положительное восприятие окружающими людьми повышает самооценку лиц физически привлекательных, что в свою очередь ведет к расширению их контактов с окружающими и лучшему налаживанию социальных связей. Во многом это объясняет, почему считается, что красивые люди имеют больше возможностей, чем люди с менее привлекательной внешностью.
Надежда Борисова, директор Центра кадровых решений «Лидер»:
— При отборе сотрудника на не имеющую отношения к модельному бизнесу должность при прочих равных условиях предпочтение отдается более привлекательным. И мировая статистика на стороне этого утверждения. Привлекательные люди стремительнее делают карьеру, добиваются больших доходов. Но опыт показывает, что «прочие равные» условия в жизни встречаются редко и отбор идет в разрезе компетенций. Бессмысленно говорить о красоте, например, пожарного. И получить работу легче менее привлекательным — они, как правило, более трудолюбивы и менее требовательны. А вот получить за свой труд хорошее вознаграждение — это лучше удается «симпатягам». Самое большое преимущество красоты в том, что красивым прощают многое из того, что не простили бы менее привлекательным.
Внешность для подчиненных
Практика показывает, что соискатель, которому повезло родиться внешне привлекательным, имеет гораздо больше шансов на получение работы. Особенно если работодатель — мужчина, а соискатель — женщина.
Юрий Калмыков, врач-психотерапевт высшей категории, кандидат медицинских наук:
— Безусловно, в отношении женщин применяется более строгая оценка внешности. Но интересно, что высокие требования к представительницам женского пола предъявляются и женщинами, и мужчинами в равной степени. С той лишь разницей, что мужчина скорее обратит внимание на правильность форм и ухоженность женщины, а женщина — на имидж в целом, акцентируя внимание на стиле одежды и насколько правильно подобраны аксессуары. С другой стороны, вкусы и предпочтения у всех людей настолько разные, что даже вскользь определить ту границу, за которой красота превращается в уродство, очень и очень сложно. В моей практике был мужчина, который предпочитал иметь дело только с одноногими женщинами. Так что утверждать, что стандартные параметры красоты приемлемы и одинаково эффективно работают всегда и везде, никак нельзя. Шанс есть у человека с любой внешностью.
И все-таки дискриминация женщин что называется «полных» имеет место. Так, согласно исследованию финских ученых, женщины, страдающие ожирением, на должности служащих получают в среднем на 30\% меньше, чем работницы с весом, не выходящим за пределы нормы. Но любопытно, что это наблюдение относится только к тем, кто имеет высшее образование. Выявленная закономерность не относится к рабочим специальностям или женщинам, которые имеют собственное дело. Ученые отметили также, что статистически достоверной зависимости между заработками мужчин любой профессии и лишними килограммами обнаружено не было. Кроме того, до сих пор не ясно, почему именно образованные женщины могут терять в зарплате не менее $ 5000 в год, а для мужчин и женщин с невысоким уровнем образования полнота не снижает оплаты труда. Исследователи склонны видеть причину в том, что стандарты, по которым женщина должна обязательно иметь стройную фигуру, сильнее проявляются у людей, занимающих более высокий социоэкономический уровень.
Надежда Борисова:
— Привлекательность, как писал Шопенгауэр, вообще характеристика непосредственно и утилитарно связанная с отношениями между полами. Поэтому женской красоте уделяют более пристальное внимание, особенно если учесть, что работодатели чаще мужчины. Мужчины хотят видеть вокруг привлекательных сотрудниц в силу естественных причин, мужская привлекательность ими даже и не оценивается. Тут тенденция практически однозначна, если не брать в расчет «крайне модельные внешности», которые с первого взгляда вызывают сомнения в работоспособности. Женщины-работодатели к женской красоте относятся более ревниво. Одни стараются брать не привлекательнее себя, резонно полагая, что блистать красотой должны они, а остальные пусть думают о работе. Вторые заботятся, чтобы вокруг все радовало глаз и свидетельствовало о хорошем вкусе. И это для «красоток» шанс, хотя глупым и некомпетентным в таком случае делать нечего, т.к. «хозяйка» при этом редко бывает женщиной не умной.
Внешность для руководителя
Еще в 2001 году социолог из Техаса пытался выяснить, как внешность влияет на уровень зарплаты американцев, канадцев и китайцев. Согласно его выкладкам внешне непривлекательные люди зарабатывают в среднем на 15\% меньше, нежели их коллеги — «симпатяги». Быть внешне привлекательным материально выгодно: мужчины, выглядящие на оценку «выше среднего», получают на 5\% больше зарплату, чем мужчины с обычной внешностью. Мужчины, внешний вид которых оценивался на «ниже среднего», получали на 9\% ниже нормы. Сравнительный анализ этого исследования показал: преподаватели с привлекательной внешностью получают более высокую оценку своей профессиональной деятельности. А поскольку начисление заработной платы во многом зависит от оценки профессиональной деятельности даже у преподавателей колледжей, следовательно, красота предполагает в целом более высокий заработок. Больше всех получают, известно, руководители. Но все ли они красивы, да и действительно ли это важно для руководителя — быть внешне привлекательным?
Юрий Калмыков:
— Далеко не всегда в среде бизнеса большое значение придают внешним данным. Все-таки профессионализм там важнее. Это справедливо даже в отношении женщин. Просто бизнес — это особая сфера отношений, где деловая составляющая приоритетна, а поэтому и внешние данные стираются и партнерские взаимоотношения складываются несколько в другом русле. Однако в вопросе «внешность-карьера» кое-что все-таки есть.
На вопрос — действительно ли красивому руководителю общаться с подчиненным легче, чем некрасивому, ответить однозначно нельзя. Потому что предпочтения у всех очень разные. Да и общественное мнение не всегда на стороне тех, кто красив. Особенно если человек должен быть интеллектуалом по определению. К слову сказать, от руководителя обычно и ждут высокоинтеллектуальных решений.
Надежда Борисова:
— Традиционно к привлекательности как к требованию относятся в отношении сотрудников, контактирующих с внешним миром вне организации, — продавцов, юристов, менеджеров. И достаточно индифферентно к «внутренним» служащим — бухгалтерам, инженерам
Юрий Калмыков:
— Как ни странно, но красота, особенно красота молодых девушек и женщин, добившихся чего-то в карьерном отношении, служит им плохую службу. И даже, как ни странно, может служить источником неуверенности в себе и быть хорошей почвой для комплексов. Коллектив может негативно воспринимать профессиональные успехи красивой женщины. Почти всегда все ее заслуги спишут на счет красоты. В этом смысле женщине некрасивой или хотя бы недостаточно привлекательной или не яркой легче, потому что ее достижения в профессиональной деятельности будут восприняты обществом адекватно.
Получается, некрасивым жить не так уж и плохо, потому как на каждый недостаток найдется свой, с позволения сказать, покупатель. Да и красота — понятие весьма относительное.
Надежда Борисова:
— Несмотря на то что требования к внешности сотрудников, как правило, соответствуют общераспространенным стереотипам: «красивый продавец продаст больше» или «если руководитель не способен найти себе красивого секретаря, то, наверное, он вообще ни на что не способен», бывает и наоборот. Все чаще можно услышать: «красивый продавец отвлекает от товара» или «по секретарю должно быть видно, что она умная». Таким образом, в одной и той же сфере требования работодателя бывают совершенно разные. Существует и еще один важный момент: можно иметь привлекательные внешние данные, но не уметь ими пользоваться. И нередки случаи, когда впечатление о кандидате с красивыми чертами лица портится из-за его грязных ботинок.
Впрочем, давно известно, что красота — это внутреннее состояние уверенности в своей неповторимости и бескомпромиссное принятие себя, которое отражается и воплощается во внешних атрибутах: улыбке, уверенном взгляде, правильно подобранной одежде, начищенной обуви, дорогой сумке. Конечно, если вопрос не встает о серьезных физических дефектах, врожденных или появившихся после болезни или аварии.
Хирургия
Когда недостаток внешности весьма серьезный и мешает жить, задуматься о пластической операции стоит. Тем более что современное общество все-таки живет по определенным законам и так диктует свои правила, что иногда даже небольшой, казалось бы, недостаток может превратиться из незаметного в очень большой и заметный.
Сергей Обыденнов, главный специалист по реконструктивной и пластической микрохирургии МЗ РТ, главный врач Клиники Эстетической Медицины:
— Недавно у меня оперировался один банкир. Причем пришел он, казалось бы, с несущественной проблемой — у него были так называемые «мешки» под глазами. При встрече он производил впечатление человека или больного, или «в похмелье». Коллеги и деловые партнеры его спрашивали об этом настолько часто, что он посчитал свое время успешного банкира слишком дорогим для того, чтобы тратить его на объяснение причин того, почему он выглядит так, а не иначе. Это яркий пример того, когда общественное мнение и занимаемая должность оказывают на человека такое сильное давление, что он предпочитает избавиться от недостатка внешности.
С другой стороны, существуют профессии, которые по определению обязывают человека выглядеть на должном уровне. Например косметологу обязательно нужно «быть красивым», потому что он олицетворяет в глазах клиента эффективность и успешность процедур, которые предлагаются в салоне. Хотя и здесь существуют исключения. Так, у нас среди хирургов ходит уже почти байка о том, как один наш пластический хирург сказал сомневающемуся пациенту, что после операции у него будет нос ну вот точно такой же замечательный и выдающийся, как и у него, хирурга. Нос хирурга, надо сказать, и в самом деле был весьма габаритный, но для хозяина был предметом гордости, а не мучения.
Впрочем то, что человека окружающие воспринимают так, как он сам себя воспринимает, стало прописной истиной.
Юрий Калмыков:
— Новый облик человека после операции может вызвать двоякую реакцию. Конечно, то, что нос стал, например, менее длинным, может радовать. Но то, что лицо от этого стало чужим, «не своим», может сильно огорчать и даже вызвать желание вернуть все обратно. Процесс «привыкания» к новой внешности может проходить долго и болезненно, особенно у людей взрослых и сформировавшихся как личность. Ведь даже дефекты своей внешности человек воспринимает как часть себя. Думаю, в случае, когда дефект внешности серьезный, обратиться к пластическому хирургу имеет смысл. Однако чаще на практике я сталкиваюсь с проблемой мнимых недостатков, которые люди сами себе придумывают. Обычно недовольство вызывают нос и уши, реже — размер и форма рта, разрез глаз. Вообще, проблема неприятия своей внешности — проблема подросткового периода, в основе которой лежит неуверенность в себе как таковая. Поэтому далеко не всегда вмешательство хирурга сможет исправить ситуацию. Укоротив нос, человек может вдруг заметить, что уши все-таки немного велики. В первую очередь необходимо разобраться с внутренними проблемами, изменить свою самооценку, а в этом сможет помочь профессиональный психолог.
Несмотря на то что некоторые пластические операции считаются сравнительно «легкими», всегда нужно помнить, что вмешательство хирурга — это в любом случае травма организма со своими вытекающими последствиями. Так, процесс заживления протекает не всегда так легко и так быстро, как хотелось бы. Шрамы все равно останутся, да и появление в новом «обличье» в старом коллективе может быть психологически некомфортным. Кроме того, хирурги работают над красотой только «внешней», а с комплексами ничего сделать не могут. Поэтому взвесить все «за» и «против» необходимо очень тщательно.
Сергей Обыденнов:
— Если человек уверен, что торчащие уши его сильно портят, то при помощи пластического хирурга решить такую проблему просто. Весь вопрос в том, чтобы человек действительно хотел изменить этот свой недостаток. Ведь нередко бывает так, что, избавившись от какого-то своего кажущегося дефекта, человек может вдруг осознать, что без этого самого недостатка жизнь не так уж и прекрасна, как казалась. Бывает, клиенты даже хотят вернуть все на прежнее место. Чтобы избежать подобных неприятных моментов, хирург всегда перед операцией показывает клиенту, что должно получиться после, допустим, уменьшения носа, и вместе с клиентом обсуждает возможный результат. Но все равно самым главным и важным моментом остается осознанное желание клиента избавиться от какого-то недостатка внешности.
Андрей Богов, доктор медицинских наук, президент общества пластических хирургов:
— Вообще реконструктивная хирургия необходима, когда необходимо исправить последствия травм. В случаях же, когда проблема касается только эстетической стороны, — все становится довольно сложным. Дело в том, что клиент, который имеет психологическую проблему, а именно этим, обычно бывает вызвано недовольство слишком маленькой грудью, слишком длинным носом, «неправильным» разрезом глаз, после операции может повести себя неадекватно. Например, заявить, что результат операции его не удовлетворяет.
Быть собой
Вопреки мнению, что некрасивых женщин не бывает, — скажем, что они все-таки существуют. И некрасивые мужчины тоже. Вообще — некрасивые люди есть. Более того, один и тот же человек при разных обстоятельствах в глазах разных людей может быть как изумительным красавцем, так и уродом, один вид которого представляет угрозу моральному здоровью нации. Но если красота очень сильно зависит от субъективной оценки других людей, то профессиональные навыки — нет. Высококлассный специалист останется таковым в любой стране и с любой внешностью. А недостатки внешности тогда могут стать просто изюминкой, добавляющей пикантность.
Надежда Борисова:
— Возможна ли на сегодняшний день ситуация, когда в работе могут отказать из-за внешности? Напрямую кандидату об этом никто никогда не скажет. Отказ обоснуют более вескими причинами, стараясь не задеть самолюбие. Если же вопрос касается явных физических недостатков, то шансы у кандидата, откровенно говоря, невысоки, и его попытки найти работу, скорее всего, ограничатся только собеседованием в кадровом агентстве.
Обвинять кадровое агентство в данном случае бессмысленно, т.к. работать ему приходится по сценарию работодателя. Работодатели действительно порой выдвигают нестандартные требования перед агентствами: «не кавказец», «славянского типа внешности», «привлекательная для мужчин-заказчиков», «одетый скромно, но с ярким галстуком», «кандидаты с простыми и понятными фамилиями», «Козловых и Банькиных не предлагать». В каждом конкретном случае, кстати, часто эти требования имеют смысл, несмотря на неблагозвучную форму изложения. Но все же успешность человека в работе определяет приносимая им польза: украшения могут себе позволить не многие, а хороший работник нужен всем.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: