Благовещенский собор, Кремль
История собора начинает свой отсчет с 1552 года, когда после взятия Казани Иваном Грозным была построена деревянная церковь, освященная в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
В конце 1555 года в Казань приехали псковские мастера Постник Яковлев и Иван Ширяй. Под их руководством 80 псковских мастеров начали строительство Благовещенского собора.
В 1562 году храм был освящен. Собор был трехпрестольным. Правый придел освятили во имя Благоверных Бориса и Глеба, левый — во имя Благоверных Петра и Февронии.
В начале XVII века была построена зимняя каменная церковь в честь Рождества Христова, а в 1736 году — трапезная. Колокольня Благовещенского собора не сохранилась — в 20-е годы XX века ее разобрали.
Собор горел пять раз. Самый разрушительный пожар был в 1815 году, когда сгорело все, что находилось внутри храма.
Посещение императора Николая I в 1836 году Казани сыграло важную роль в дальнейшей судьбе собора. Обратившись к царю с просьбой выделить средства на ремонт Рождественской церкви, архиепископ Владимир Ужинский получил приказ о сносе церкви и расширении Благовещенского собора.
В 1841—1846 годах под наблюдением архитектора Фомы Ивановича Петонди собор был расширен на запад, север и юг. Бывшие приделы стали частью главного храма, была снесена трапезная и выстроены два теплых придела, отделенных от главного здания. Они были освящены в честь Рождества Христова и Бориса и Глеба. При строительстве правого придела под землей была обнаружена небольшая комнатка с каменным образом Спаса — келья святителя Гурия.
В начале XX века была проведена реконструкция, в ходе которой освежили роспись, выполненную известным иконописцем из Вязников Владимирской губернии Н.Л.Сафоновым, выложили пол керамической плиткой и заново освятили приделы: правый — во имя Бориса и Глеба, левый — во имя святителя Гурия.
В 1892 году ключарем, а позже и настоятелем храма был выпускник Казанской духовной академии протоиерей Андрей Поликарпович Яблоков.
В 1918 году Кремль объявили военным городком, выселив все религиозные организации. В то же время был закрыт и собор.
Уникальные ценности, хранившиеся в храме, были разграблены и безвозвратно потеряны. Здесь находились золотой крест и Евангелие Всероссийского патриарха Адриана в золото-алмазном окладе, серебряный ковш и чаша, подаренные русскими царями, украшенные драгоценными камнями саккосы, золотые и серебряные панагии. В соборе хранилось богатое собрание старопечатных и рукописных книг
В том же 1918 году собор был вновь открыт, а в 1929 закрылся окончательно. Подвальные помещения и места захоронения архиереев были отданы под овощехранилище.
Главной реликвией собора являлись мощи строителя собора первого казанского архиепископа Гурия, ныне находящиеся в церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.
В подвале под главным алтарем были похоронены митрополиты Тихон I, Лаврентий II, Маркелл, архиепископы Афанасий, Владимир, Дмитрий, Никанор, но погребения не сохранились.
В главном храме находится усыпальница митрополита Вассиана, а также Матфея, Симона, Корнилия, Иоасафа и Тихона.
Собор посещали Александр Радищев, Александр Пушкин, Сергей Рахманинов, Владимир Короленко.
В последние годы в соборе велись реставрационные работы. К празднованию 1000-летия Казани, в 2005 году, собор восстановлен и вновь открыт для прихожан.
Иоанно-Предтеченский мужской монастырь, ул. Баумана, 2
В конце 60 годов XVI века Иоанно-Предтеченский монастырь был основан как подворье Свияжского Успенско-Богородицкого монастыря в честь небесного покровителя Иоанна Грозного. Его строительство связано с именем архимандрита Германа, который стал первым настоятелем.
В пожаре 1649 года все дер
евянные храмы и монастырские постройки сгорели, и на средства торговца Гостиной сотни Гавриила Федоровича Антипина весь комплекс монастыря был отстроен заново из камня и кирпича.
В 1800—1802 годах настоятелем стал архимандрит Иакинф. В 1837 году его место занял преемник, состоявший ранее на должности настоятеля Духовной миссии в Пекине архимандрит Даниил. К концу XIX века настоятелем был назначен архимандрит Экзакустодиан, сын священника, выпускник Вологодской духовной семинарии. Он внес большой вклад в укрепление позиций религиозного заведения. Сбор средств и организация строительства нового храма и настоятельского корпуса превратила монастырь, находившийся на грани распада, в обитель, пользующуюся большим авторитетом в городе.
Сильно пострадал монастырь и в пожаре 1815 года — строения возводили на пожертвования горожан.
На следующий год была снесена летняя церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, являвшаяся памятником архитектуры. Затем новая Предтеченская церковь, просуществовавшая с конца 19 века, и стена с главными воротами.
В конце XIX — начале XX века в монастыре хранились древние иконы из сгоревших в 17 веке монастырских храмов. Главной святыней храма была икона Святого Германа с частицей мощи.
В 1918 году в Иоанно-Предтеченском монастыре разместилось Епархиальное управление. Здесь жил митрополит Кирилл, сосланный в 1922 году и погибший в ссылке. Позже монастырь стал центром епархии обновленцев. Закрылся он в 1929 году на 63 года. После возвращения Казанской епархии храм Введения был освящен как Предтеченский. Часть монастырских помещений заняли детская воскресная школа и православная библиотека. Последние семь лет настоятелем храма является отец Нектарий.
К сожалению, до наших дней не сохранились все постройки с момента строительства храма.
У нас есть возможность лицезреть однопрестольную Введенскую церковь 1650 года, невысокую трехъярусную колокольню, построенную в те же времена, два корпуса келий и двухэтажный настоятельский корпус, построенный в 1895—1896 годах.
Никольский Кафедральный собор, ул. Баумана, 5
Два храма — Покровский и Никольский — составляют комплекс Никольского Кафедрального собора.
Деревянная церковь Николы Боровского стояла на этом месте уже в 1565 году. В конце 17 века была построена двухпрестольная каменная Николо-Низская церковь с приделом в честь Рождества Христова и небольшим престолом во имя Иоанна Воина в колокольне. Примерно в те же годы построили и зимнюю каменную Покровскую церковь — сведения о времени ее строительства расходятся. Колокольня Покровской церкви выстроена в 20−30 годы XVIII века.
В 1834—1871 годах в приходе служил священник Михаил Павлович Полетаев, сын священника, выпускник Казанской духовной семинарии. Он был хорошим проповедником, почитаемым религиозным лицом. При нем был выстроен двухэтажный каменный дом причта. В 1871—1903 годах настоятелем храма стал Николай Максимович Варушкин, выпускник Пермской духовной семинарии.
В 1883 году была снесена старая Николо-Низская церковь. Через пару лет ее выстроили заново. В 1892 году обновлена Покровская церковь, именно тогда она, очевидно, стала пятиглавой. Это храм с пятиярусной колокольней. Николо-Низская церковь считается одноглавым храмом без колокольни.
Все постройки храма до XX века были сделаны на средства прихожан.
Позднее в Казани большая часть храмов была разрушена, другая — закрыта. Не осталась действующей и Николо-Низская церковь, закрытая в 1930 году. Ее двери распахнулись для прихожан только в 1944 году. В настоящее время в ней находятся многие казанские святыни, среди которых чудотворная Феодоровская икона Божией Матери и чудотворная икона святого Николая Чудотворца. Последние 40 лет настоятелем собора является отец Николай.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: