Вчера министр экономического развития Герман Греф пообещал, что с октября цены на бензин в России перестанут расти. По его словам, это связано с предстоящим очередным повышением экспортной пошлины на нефть. Между тем участники рынка считают, что стоимость бензина и так слишком велика. В связи с этим они прогнозируют рост спроса на альтернативные виды топлива, в частности на газ. За последние два с небольшим года потребление газа на транспорте уже увеличилось вдвое. Пока газомоторное топливо покупают в основном владельцы недорогих автомобилей, но в перспективе газ может вытеснить до 50\% потребления бензина. Впрочем, о скором переделе сфер влияния на топливном рынке говорить пока не приходится. Дело в том, что, за малым исключением, сбытовые сети не готовы адекватно ответить на изменение предпочтений потребителей.
Как сообщили в Центре исследований конъюнктуры нефтяного и нефтехимического рынков (ЦИК ННР) «Кортес», за прошедшую неделю отпускные цены российских НПЗ на бензин выросли на 4,5\%, на дизельное топливо — на 6,84\%. Рост рыночных цен на бензин составил 2,43\%, на дизельное топливо — 2,32\%. Однако в ближайшее время удорожание топлива может прекратиться. С таким прогнозом выступил вчера в Госдуме глава МЭРТ Герман Греф. «Динамика в октябре по бензину будет более низкой, чем в сентябре. Скорее всего, цены останутся без изменения», — заявил он. По его словам, сдержать рост цен позволит новое увеличение ставки экспортной пошлины на нефть. Напомним, с 1 октября вывозные пошлины на нефть будут увеличены с нынешних 140 долл. за тонну до 179,9 долл. за тонну.
Между тем участники топливного рынка не исключают, что и без дальнейшего повышения цен на бензин отечественные автолюбители в скором времени станут более активно переходить на альтернативные виды топлива. «Тенденция к повышению потребительских цен на бензин делает актуальной задачу поиска менее дорогих и более экологически чистых альтернативных видов топлива, — сказал исполнительный директор Douglas Consulting Филипп Генс. — По многим показателям такой альтернативой сегодня становится газовое топливо. Потенциальный спрос на газ в России достаточно велик, ведь он в два раза дешевле, чем бензин. Например, проехать 100 км на 95-м бензине Вам обойдется в 160−180 руб., тогда как на газу — порядка 75 руб. Мы давно заметили эту тенденцию и создали сеть многотопливных автозаправочных комплексов (МАЗК) EPetrol, предлагающую наряду с газомоторным топливом полный спектр услуг по переводу автомобилей на газ и обслуживанию газового оборудования. Это единственная сеть МАЗК в России, которая не только предоставляет топливо и услуги высокого качества, но и первой совместила продажи жидкого топлива и экологически чистого газомоторного топлива на единых автозаправочных комплексах класса люкс». По расчетам аналитиков компании Douglas Consulting, это позволяет окупить установку специального газового оборудования на автомобиль в течение одного года.
Григорий Сергиенко, исполнительный директор Московской топливной ассоциации, соглашается, что увеличение разницы между ценой бензина и газа — один из факторов, который будет вынуждать автолюбителей переходить на альтернативные виды топлива. «Ведь мы уже были свидетелями ажиотажного спроса на газовое оборудование для установки на автомобилях около пяти лет назад. Толчок ему был дан как раз увеличивающимися ценами на бензин», — рассказал он. По словам Филиппа Генса, основной спрос на газ в настоящее время предъявляют общественный транспорт, маршрутные такси, машины коммунальных служб, многочисленные автомобили российского производства и недорогие иномарки. «Но не исключено, что в будущем возрастет спрос со стороны высокообеспеченных слоев населения: сегодня СТО сети EPetrol в состоянии переоборудовать для потребления газа автомобиль любого класса без ущерба для мощности двигателя», — считает он.
По оценкам участников газового рынка, потенциал роста потребления газа в качестве топлива в России значительно больший, чем за рубежом. «К примеру, доля СУГ в прокачке топлива многотопливных автозаправочных комплексов, работающих под маркой EPetrol, выросла с 5\% до 20\% за последние полтора года. Судя по западному опыту, в перспективе она может быть доведена до 30−40\%. Так, в Италии около 45\% транспортных мощностей ориентировано на газ», — уточнил Филипп Генс. По его словам, сеть EPetrol планирует расширение до 40 комплексов до конца 2006 г. После этого будут подведены результаты первого этапа строительства, и начнется второй этап развития сети, в результате которого количество МАЗК вырастет до 70−100. «Развитие рынка сжиженного газа идет опережающими темпами по сравнению с прогнозными оценками, — подтвердил представитель АК „СИБУР“ Геннадий Федотов. — В частности, рынок газомоторного топлива за два с половиной года вырос вдвое, до 1 млн т (общий объем рынка коммерческого газа составляет в настоящее время около 1,6 млн т)».
Впрочем, эксперты не ожидают, что рост спроса на газомоторное топливо в ближайшем будущем приведет к переделу российского топливного рынка. «Вопрос с ценообразованием на газ также достаточно противоречив. Дело в том, что пропан-бутановой смеси в России недостаточно, гарантировать ее бесперебойные поставки довольно сложно», — говорит Григорий Сергиенко. А по мнению начальника аналитического отдела ИФК «Солид» Виталия Карбовского, проблема заключается в том, что далеко не все поставщики топлива готовы быстро приспособиться к изменению предпочтений потребителей. «Повышение цен на бензин стимулирует рост спроса на газ, однако говорить о быстром и повсеместном переходе на газ нельзя. Подобное невыгодно производителям бензина: выигрыш от роста цен будет несопоставимо ниже, чем потери от снижения числа клиентов, — сказал он. — Да и сами производители альтернативного автомобильного топлива не готовы к тому, чтобы в значительной степени увеличить свое присутствие на рынке. Можно говорить лишь о плавном перераспределении потребителей из одного сегмента в другой, которое происходит уже давно и, скорее всего, будет продолжаться еще долго».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: