Темпы «бензинового» роста вдвое превысили наши самые пессимистические прогнозы: за две неполные недели сентября цены на московских заправках подпрыгнули более чем на 8%. И это далеко не предел.
На удорожание сегодня работают сразу три главных фактора — высокие мировые цены на нефть, приближение зимы и монополизм в производстве и продаже нефтепродуктов. Спусковым механизмом ценового рывка стало подорожавшее топливо у оптовиков. Средние оптовые цены на бензин марки Аи-93 в первых числах сентября взлетели на 7%. По данным Русского топливного агентства, в настоящее время средняя оптовая цена Аи-93 составляет 18,44 тыс. руб. за тонну, что почти на 1,3 тыс. рублей превысило уровень конца августа. В еще большей степени подорожали бензин Аи-76 и дизельное топливо. За неделю эти нефтепродукты повысились в цене на 12% — до 15,805 тыс. руб. за тонну. Розничные цены отреагировали мгновенно.
Специалисты топливного рынка связывают резкий взлет цен с предстоящим ожидаемым повышением налогового бремени на российских экспортеров нефти. Как известно, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и ставка вывозной таможенной пошлины с 1 октября станут гораздо выше, чем сейчас, поскольку в августе — сентябре мировые цены на нефть сильно выросли. Цена барреля порой зашкаливала за $ 70. Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко обратил внимание «Новых Известий» на прямую зависимость увеличения вывозных таможенных пошлин и налогов с ростом цен на нефть и нефтепродукты внутри России. «Как только мировые цены повышаются, увеличивается и налоговая нагрузка на нефтяников, а затем налоги и пошлины перекладываются на потребителя», — говорит г-н Сергиенко.
К мнению нефтяников начинают прислушиваться и в правительстве. Представители Минэкономразвития, Минпромэнерго, Минприроды и Федеральной антимонопольной службы на совещании в пятницу обсудили возможность пересмотра исчисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Участники совещания отметили, что созрела необходимость отказаться от привязки налога к мировым ценам на нефть, а мировую конъюнктуру должна отслеживать экспортная пошлина. Министр экономического развития и торговли Герман Греф высказался на этот счет довольно категорично. «До тех пор, пока будет привязка НДПИ к мировым ценам на нефть, будут расти и цены на бензин», — заявил он.
По словам заместителя генерального директора Ассоциации малых и средних нефтегазодобывающих организаций («АссоНефть») Николая Чиковани, российские цены на нефтепродукты останутся высокими, поскольку в Европе они еще выше. Куда выгоднее продать бензин, скажем, в Литву, Латвию или Эстонию, где литр бензина стоит сегодня более одного евро. На российском рынке, естественно, бензина будет меньше, и он станет дороже. «Экспорт нефтепродуктов из России в этой ситуации увеличится, — говорит г-н Чиковани. — Если всего несколько месяцев назад было выгоднее экспортировать нефть, чем нефтепродукты, выработанные из этой нефти, то сегодня резко выросшие цены на моторное топливо стимулируют их экспорт». К тому же фактическая прозрачность границ с Прибалтикой, где бензин сегодня стоит почти в два раза дороже, чем в Москве, резко активизирует и нелегальный экспорт моторного топлива. Один скромный пятитонный российский бензовоз, проехавший по неприметному проселку, скажем, из Псковской области в Латвию, за один рейс принесет своему владельцу не менее 3 тыс./ евро.
Специалисты топливного рынка сходятся во мнении, что моторное топливо будет дорожать и дальше. У правительства нет рыночных методов контроля над ценами. Даже в случае принятия экстренных законодательных мер механизмы воздействия на нефтяных монополистов заработают не раньше следующего финансового года. То есть с 1 января 2006 года. Пока же темпы роста цен на бензин сохраняются на уровне 12% в месяц. Это значит, что к концу года бензин может подорожать до 23−24 рублей за литр. Вслед за топливом подорожает и все остальное.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: