Снижение налогового бремени в 2006—2008 годах составит около 1% ВВП ежегодно, заявил замминистра финансов Сергей Шаталов:
— В последние годы снижение налогового бремени составляло около 1% к ВВП ежегодно (без учета влияния изменения цен на нефть), примерно в таких же параметрах предполагается снижение налогового бремени в 2006—2008 годах.
Чиновники не первый раз объявляют о планах существенного снижения налоговой нагрузки. Впервые такая задача была поставлена перед правительством Владимиром Путиным еще четыре года назад.
За прошедшее время правительство сделало несколько важных шагов в этом направлении. Сначала до 13% был снижен подоходный налог, одновременно была введена плоская шкала для его расчета, затем с 20% до 18% был уменьшен НДС и отменен налог с продаж. С 2005 года с 35,6% до 26% был снижен единый соцналог (ЕСН).
«Мировая практика показывает, что оптимальный уровень изъятия денег в бюджет — 30% от ВВП. Россия сейчас изымает 33−34%. Исходя из этих показателей мы и будем продолжать сокращение налогов», — еще в марте объяснил вице-премьер Александр Жуков. Он пообещал предпринимателям за три года снизить налоговое бремя до 30% от ВВП.
За счет чего можно добиться столь ожидаемого бизнесом уменьшения налоговой нагрузки? По словам директора департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТ Андрея Клепача, в 2007—2008 году будет рассмотрен порядок уведомительного возмещения НДС при экспорте. Это автоматически должно снизить размеры платежей по НДС для предпринимателей.
Кроме того, будет расширен перечень расходов, следовательно, уменьшится налогооблагаемая база. «Бизнес от этого получит дополнительно около 60 млрд руб.», — утверждает Клепач. Также предприятия в ближайшие годы получат право относить к затратам расходы на научно-исследовательскуюи опытноконструкторскую деятельность (НИОКР). «Надо возмещать эти расходы полностью», — говорит Клепач. Новации подвергнется и система амортизационных списаний. «Сейчас ускоренным сроком амортизации пользуются всего 1,5% предприятий, — объяснил чиновник.- Надо предоставить возможность списывать до 10% расходов на вводимое оборудование. Это позволит бизнесменам сэкономить около 40 млрд руб.». По оценкам МЭРТ, все эти предложения обойдутся бюджету в 200 млрд руб. в год, что примерно равно 1% ВВП.
Между тем руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич полагает, что величина налогового бремени во многом зависит от внешней конъюнктуры:
— В России уровень налоговой нагрузки сильно зависит от цен на нефть: при снижении цены нефти автоматически снижается и налоговая нагрузка. Если бы сейчас цена на нефть была $ 28 за баррель, то уровень налоговой нагрузки уже сейчас был бы ниже 30% ВВП.
При этом, по словам Гурвича, у правительства есть еще масса источников для снижения налогов. Так и не снят с повестки дня вопрос о снижении НДС до 16% или даже до 13%. «Это первый „кандидат“ на снижение», — уверен эксперт. Также, по его словам, возможно расширение льгот, например инвестиционной, по налогу на прибыль и введение дифференцированной ставки НДПИ. Кроме того, дополнительный процент можно будет получить при снижении экспортных пошлин.
По словам зампреда налогового комитета РСПП Сергея Белякова, снизить налоговую нагрузку можно, например, за счет НДС, а также «можно пересмотреть ставку ЕСН». Но налоговое бремя складывается не только из ставок, отмечает Беляков. «В том числе это и вопросы налогового администрирования, которые до сих пор не решены», — напоминает эксперт.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: