Изменения в лицензионное законодательство внесли такие нормативные акты как Федеральный закон от 2 июля 2005 г. N80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс РФ об административных правонарушениях.
По словам Рустама Исмагилова, заместителя начальника юридического отдела Агентства по развитию предпринимательства РТ, перечисленные нормативные акты существенно сокращают перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Ранее в указанный перечень было включено 125 видов деятельности. А в новой редакции закона от 8 августа 2001 г. N128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусматривается только 103.
Со дня вступления закона в силу изменений прекращается лицензирование:
- распространения лекарственных средств и изделий медицинского назначения,
- перевозок пассажиров на коммерческой основе легковым автотранспортом,
- публичного показа аудиовизуальных произведений в кинозалах,
- ветеринарной деятельности,
- производства табачных изделий.
Более того, предусматривается и дальнейшее сокращение перечня лицензируемых видов деятельности. С 1 января 2006 г. под сокращение попадают 9 видов деятельности, в частности, оценочная и аудиторская деятельность.
От обязанности получать лицензию с 1 января 2007 г. освобождаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие следующие виды деятельности:
- туроператорскую и
- турагентскую деятельность;
- проектирование;
- строительство зданий и сооружений (за исключением сооружений сезонного или вспомогательного значения);
- инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений (за исключением сооружений сезонного или вспомогательного значения).
Кроме того, со дня вступления в силу технических регламентов прекращается лицензирование еще 15 видов деятельности, таких как разработка, производство, ремонт и испытания авиационной техники, эксплуатация взрыво-, пожаро- и химически опасных производственных объектов, геодезическая, картографическая деятельность и некоторые другие.
Законодательство также оптимизирует порядок получения лицензий. Так, сокращается перечень документов, представляемых в лицензирующий орган, и срок принятия решения о выдаче лицензии с 60 до 45 дней.
Упрощенный порядок лицензирования может применяться по заявлению соискателя лицензии или лицензиата в отношении отдельных видов деятельности. Но это доступно только при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия его деятельности международным стандартам.
Елена Бултыкова, юрисконсульт филиала Федерального лицензионного центра при Госстрое РФ на территории РТ:
— Вводится новая очень важная функция лицензирующего органа о проведении проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. Проверка осуществляется путем сопоставления сведений, представленных соискателем лицензии, и сведений единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (информация получается в порядке, установленном Правительством РФ).
Изменено содержание документа, подтверждающего наличие лицензии, и решения о представлении лицензии (форма лицензии утверждается Правительством РФ; документ, подтверждающий наличие лицензии, оформляется в двух экземплярах, один из которых хранится в деле лицензиата).
Уточняются основания переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии — в случаях его преобразования, изменения наименования или места нахождения либо смены имени или места жительства индивидуального предпринимателя, а также в случае изменения адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
Изменяется и процедура приостановления действия лицензии. Она осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата к административной ответственности за нарушение лицензионных требований и условий в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях.
В Закон введена норма о прекращении действия лицензии с момента ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности. Лицензия прекращает действовать также со дня принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении ее действия на основании представленного заявления лицензиата (правопреемника лицензиата-юридического лица) о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.
Строительство
Как рассказала Елена Бултыкова, законодатели сохранили лицензирование в строительстве, за исключением трех видов деятельности:
- проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
- строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
- инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.
В любом случае лицензируется деятельность по строительству, проектированию и инженерным изысканиям зданий и сооружений I и II уровней ответственности — повышенного и нормального.
Елена Бултыкова:
— В отношении работ и услуг по проектированию, строительству и инженерным изысканиям включена норма устанавливающая перечень работ и услуг по этим видам деятельности. Это очень важная норма закона. Она позволит легитимно выдавать лицензии в строительной отрасли с включением в документ, подтверждающий наличие лицензии, перечня заявленных работ. Это будет способствовать развитию малого и среднего предпринимательства, обеспечивать качественное выполнение заявленных работ в соответствии с квалификацией специалистов, техническими и технологическими возможностями организаций и индивидуальных предпринимателей, а в последующем проводить контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.
Во время обсуждения закона профессиональные участники рынка строительных услуг высказывали сомнения в целесообразности вносимых поправок. В Госдуму и Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти поступило свыше 700 обращений от субъектов РФ, профессионально-творческих организаций, строительных и проектно-изыскательских фирм. В обращениях отмечалось, что ускоренное принятие решений о полной отмене лицензирования деятельности по проектированию, строительству и инженерным изысканиям приведет к резкому снижению качества строительства и уровня безопасности.
Геннадий Гросфельд, заместитель генерального директора ЗАО «Защита»:
— Я считаю, что отменять лицензирование проектных работ нельзя ни в коем случае. Проектировщик ответственен за безопасность своего сооружения. В его профессии существует природный антагонизм желаний и возможностей. Он может нарисовать прекрасный проект, но никто не сможет его исполнить — возможности заводов, строительных материалов ограничены. И вот тут, как правило, начинается искусство возможного, политическая игра. Если мне как заказчику не нравится проект фундамента, то проектировщик либо должен доказать его безопасность, либо расписаться в собственной неправоте.
Елена Бултыкова:
— Отказ от лицензирования строительства до введения механизмов контроля и технического регулирования отрасли приведет к массе негативных последствий. Лицензирование в строительстве в настоящее время следует рассматривать как необходимый элемент национальной системы безопасности и защиты ее от экстремальных воздействий. Иных методов государственного регулирования строительной отрасли в настоящее время практически не существует. Особенно по отношению к недобросовестным субъектам предпринимательства.
По мнению Елены Бултыковой, прогнозы показывают, что через полтора-два года безлицензионной деятельности отрасль столкнется со следующими проблемами:
- снижение уровня контроля над деятельностью хозяйствующих субъектов;
- снижение профессионального уровня кадров;
- снижение технического оснащения предприятий строительного комплекса;
- резкое снижение качества и безопасности строительства и последующей эксплуатации зданий и сооружений;
- уменьшение количества предприятий, потенциально способных осуществлять проектирование, строительство и инженерные изыскания технически сложных объектов (включая высотное строительство);
- рост налоговых преступлений;
- снижение финансовых поступлений в бюджет;
- снижение конкурентоспособности организаций (особенно в сфере малого бизнеса);
- повышение стоимости строительства;
- повышение травматизма на строительных площадках;
- снижение качественного уровня информации о субъектах предпринимательства строительной отрасли и как следствие прозрачности их деятельности.
Турагентская и туроператорская деятельность
Отмена лицензирования этих видов деятельности произойдет после 1 января 2007 года, до этого времени порядок получения лицензий не изменится. Изменения произошли ранее, когда в России проводилась административная реформа. В результате ее проведения полномочия по лицензированию остались лишь у Федерального агентства по туризму. До 2007 года иметь лицензии должны все туристические фирмы.
Екатерина Барабанова, ведущий специалист отдела организации туристической деятельности Министерства по делам молодежи, туризму и спорту РТ:
— Министерство сейчас может лишь консультировать предпринимателей на месте, оказывать им помощь в оформлении документов, исправлении ошибок. Но всю готовую документацию предприниматели отправляют в Москву. До 2003 года, когда мы были лицензирующим органом, мы имели право приостанавливать лицензии (аннулировать их можно только через суд). Сегодня мы рассматриваем жалобы на туроператоров, направляем нарушителям письма с рекомендациями устранить причины жалоб. В случае отказа мы сообщаем об этом в федеральное агентство.
— Простая отмена лицензий приведет к тому, что мы получим дикий, ничем не регулируемый рынок туристических услуг. На него смогут на равных выходить фирмы-однодневки и оказывать некачественные услуги населению и даже применять обманные методы.
Против отмены лицензий выступают и крупные туристические операторы и агенты. Они вкладывают большие деньги в поддержание хорошей репутации, в организацию бизнеса и сбор документации. А сейчас получается, что одна недобросовестная фирма сможет подпортить общественное мнение обо всей отрасли.
Сергей Пасечник, генеральный директор Магазина путешествий «Companion SP»:
— Ассоциация туристических агентств РТ поднимала этот вопрос. Я голосовал против, такого же мнения придерживается большинство ее участников. Отмена лицензирования — это шаг в направлении к малому бизнесу. Но данная мера хороша не во всех отраслях. На первый взгляд наш бизнес кажется легким и красивым. Но только крупным участникам доступно обеспечение безопасности туристов. Когда я защищал лицензию в Москве, это было очень трудно, я сам перепроверял себя. Поэтому считаю, что требуются какие-то ограничения, хотя бы 3-летний опыт работы.
До тех пор пока закон не вступит в силу, депутаты должны разработать документы и нормативные акты, которые будут регулировать отрасли после отмены лицензирования, взамен закона. Конкретных решений пока еще не найдено. Высказываются мнения, что прежние функции, возможно, будет выполнять некие общественные объединения, возможно, они будут иметь региональные филиалы. Возможно, появятся новые саморегулируемые организации. Эта проблема будет иметь развитие.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: