Фарид Фуатович, должность советника премьер-министра Татарстана по вопросам геологии и использования недр в штатном расписании кабинета министров республики введена относительно недавно — в январе 2005 года. Каковы, на ваш взгляд, основные причины появления этого государственного поста?
В настоящее время деятельность по надзору и контролю в сфере природопользования в Татарстане осуществляют три федеральных агентства — по недрам, лесному и водному хозяйству, а также федеральная служба по надзору и контролю в области природопользования. Кроме того, традиционно в Татарстане действуют республиканские органы недропользования. То есть, если в прошлые годы всеми этими вопросами занималось одно ведомство, то теперь их количество увеличилось в четыре раза. Это, соответственно, привело к тому, что действия одной государственной структуры дублируются другим государственным учреждением, функционирующим в этой же сфере, из-за чего часто возникают разночтения в принятии согласованных действий, что зачастую приводит к недопониманию.
Именно поэтому правительство республики решило скоординировать деятельность государственных учреждений геологии и недропользования и согласовывать ее с недропользователями и предприятиями, работающими в этой области.
Можно назвать ваши основные задачи и обязанности?
Конечно, здесь никакого секрета нет. Сфера моих рабочих интересов определена в названии должности — советника премьер-министра по вопросам геологии и использованию недр. Сюда входит геологическое изучение недр, вопросы воспроизводства минерально-сырьевой базы, добычи и разведки полезных ископаемых, а также некоторые экономические аспекты недропользования.
И все же, на что в большей степени вы будете обращать внимание в своей деятельности?
В первую очередь на конкретные результаты. Естественно, особое внимание с моей стороны будет обращаться на те положения, которые в настоящее время разрабатываются и будут озвучены в Программе развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан до 2020 года. В дальнейшем Программа станет настольно книгой для всех специалистов моего профиля. Именно по ней мы и будем строить свою работу.
Фарид Фуатович, понятно, что ОАО «Татнефть» играет ключевую роль в экономике республики, при этом правительство Татарстана оказывает компании всемерную поддержку. Как это взаимодействие сказывается на результатах деятельности «Татнефти» и на экономическом климате республики в целом?
Взаимодействие в экономике всегда приводит к положительным результатам. Это аксиома. Достаточно вспомнить то время, когда «Татнефть» стала опорой для развития республики в сложные годы реформ. В то время правительство Татарстана оказало компании всемерную поддержку. И достижения налицо. Сегодня эта успешно действующая компания является своего рода локомотивом, который помогает двигать вперед практически все отрасли промышленности и социальной сферы. Ведь все последние годы «Татнефть» давала наибольшую долю поступлений в бюджет республики, а также львиную долю валютных поступлений.
За счет мер государственной поддержки республика преодолела спад и в нефтедобыче. В отрасли были созданы 30 малых нефтяных компаний, которые успешно работают на мелких и средних месторождениях. Их доля в общей нефтедобыче в республике составляет 15,9\%, при общеотраслевой в 6−8\%.
Нефтедобывающие предприятия республики ежегодно добывают около 30 млн т нефти. Подчеркну, ОАО «Татнефть» стала центром, вокруг которого сформировался мощный нефтедобывающий и нефтеперерабатывающий комплекс. Теперь крупнейшие химические и нефтехимические предприятия Татарстана, среди которых «Нижнекамскнефтехим», «Нижнекамскшина» и «Казаньоргсинтез», производят широкую гамму продукции. На долю этих предприятий приходится 37\% общероссийского выпуска полиэтиленов, 25\% синтетических каучуков, 28\% шин.
Гармоничные отношения между правительством Республики Татарстан и ОАО «Татнефть» создают благоприятные условия для повышения уровня жизни населения республики. Создаются дополнительные рабочие места, не в последнюю очередь это вызвано тем, что перерабатывающие предприятия на территории Татарстана в полной мере и бесперебойно обеспечены сырьем.
На сколько лет хватит подсчитанных запасов нефти в Татарстане?
Это очень важный вопрос. Несмотря на то, что месторождения нефти на территории Татарстана относятся к числу «старых» нефтяных районов с высокой выработанностью запасов (до 60\% в среднем), перспективы нефтяных месторождений остаются, тем не менее, высокими. Сегодня в среднем обеспеченность республики запасами нефти составляет 30 лет. О возможности дальнейшего восполнения запасов свидетельствует динамика нарастания начальных суммарных извлекаемых ресурсов с 3,8 млрд тонн до 4,6 млрд тонн за последнее десятилетие.
По уровню добычи нефти РТ стабильно занимает второе место среди субъектов Российской Федерации. Одновременно Татарстан входит в тройку субъектов Российской Федерации, обеспечивающих 70\% поступлений в бюджет России налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
«Татнефть» на сегодняшний день является одной из немногих нефтяных компаний, где прирост запасов нефти соизмерим, а часто и превосходит добычу. В чем, по вашему мнению, основные причины такой положительной динамики?
В Татарстане издавна очень хорошо развита геологическая служба, активно взаимодействующая с республиканской наукой. Достижения в этой области бесспорны. Кроме того, сама геологическая служба «Татнефти» имеет очень богатый опыт разведки нефтяных месторождений. Когда в начале и середине 1990-х годов вся российская геология оказалась без источников финансирования, вся наука собралась в Бугульме, в «Татнефти». Именно тогда крупные ученые-геологи из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Омска в содружестве с республиканскими научными организациями разработали современные подходы к изучению недр, которые сейчас широко используются.
Как вы считаете, какие основные проблемы и перспективы существуют в настоящее время в добыче и разведке нефти на территории республики?
Проблемы — это, во-первых, несовершенство закона о недрах и плоская шкала налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Большую обеспокоенность вызывает также совершенно размытые и неопределенные источники финансирования программы геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы. Хотя, с точки зрения рыночной экономики, то, что основные задачи по изучению недр на лицензионных площадях возлагаются в первую очередь на лицензиодержателей — естественно и нормально. Однако не стоит забывать, что для любого пользователя недр главное — добыть и продать полезное ископаемое. Поэтому, изучение недр, в первую очередь, задача государства.
Среди перспектив хотелось бы выделить крупные залежи битумов на территории. Это — будущее региона. Недаром вопросы разведки и добычи этих полезных ископаемых находятся под постоянным контролем президента и правительства РТ.
Следует помнить, что так же перспективно оценены прогнозные ресурсы западных районов Татарстана — в объеме 700 млн тонн. Геохимическими исследованиями выявлено, что породы карбона запада Татарстана относятся к потенциально нефте-материнским, то есть не отдавшим значительных количеств нефти.
Конечно, говорить о конкретных месторождениях и рентабельности до подсчета запасов и оконтуривания нефтеносных пластов, рано. Но, факт остается фактом, запад Татарстана — перспективно нефтеносен.
На Ромашкинском месторождении выявлены процессы подпитки нефти из нижележащих слоев. Все это дает основания утверждать, что нефти в Татарстане хватит на обозримое будущее.
Насколько республика самостоятельно справляется с добычей природных ресурсов, не требуется ли привлечение отечественных, зарубежных и других компаний?
На своих лицензионных площадях нефтяные компании справляются с заданиями по уровням добычи. Вопрос относится в большей степени к западным районам республики. Нераспределенный фонд недр РТ находится в западной части и характеризуется геолого-тектоническим строением недр, отличающихся от восточных районов, где месторождения разведаны и разрабатываются. Поэтому для выявления залежей нефти на западе необходимо применять новые методики поисков. Отсюда — необходимость привлечения инвестиций в геологическое изучение недр одновременно с финансированием науки.
Каковы сегодня правила игры в области природопользования? Помогают ли они выстроить эффективные взаимоотношения в нефтегазовом комплексе Татарстана?
Эффективные взаимоотношения в нефтегазовом комплексе выстраиваются в результате единой взвешенной и грамотной политики, проводимой руководством Республики Татарстан в области природопользования. Правила же игры в области природопользования определяются как результирующая составляющая деятельности природоресурсных и природоохранных учреждений, как федерального, так и республиканского подчинения, направление которой задает правительство Республики Татарстан.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: