Значительный рост цен произошел в отсутствие серьезных событий «бычьего» характера и несмотря на наличие солидных товарных запасов нефти и бензина в США. Поскольку Америка, с большим отрывом, является крупнейшим мировым потребителем энергоносителей, товарные запасы топлива в этой стране традиционно служили очень важным фактором для определения конъюнктуры рынков топливных фьючерсов. При этом весной и летом участники рынков обращали особое внимание на товарные запасы бензина, как автомобильного топлива, а осенью и зимой — на товарные запасы топочного мазута, главного нефтепродукта в зимний отопительный сезон.
Но в последние месяцы роль фактора запасов в значительной степени ослабла. За период с марта по май товарные запасы нефти в США выросли на 34 млн баррелей, или на 11,5%, и достигли самой большой величины за последние шесть лет. Товарные запасы бензина на конец мая находились у верхней границы среднего сезонного диапазона. В этих «медвежьих» условиях можно было бы ожидать падения цен на нефть, тем более, что минувшей весной не наблюдалось никаких катаклизмов в нефтедобывающих регионах. Но по итогам трех весенних месяцев фьючерсные цены на нефть на Нью-Йоркской товарной бирже NYMEX практически не изменились и даже чуть-чуть повысились. При закрытии в последний день февраля фьючерсы на нефть Light Sweet с ближайшим сроком поставки стоили 51,75 долл. за баррель, а при закрытии 31 мая — 51,97 долл. В промежутке, а именно в ходе торгов 4 апреля, фьючерсные цены на Light Sweet поднялись до 58,28 долл., что стало номинальным историческим максимумом.
Странная в «медвежьих» условиях динамика цен на нефть объясняется, как уже не раз говорилось, присутствием на рынке сильных «бычьих» ожиданий относительно второго полугодия. Согласно прогнозам, спрос на нефть в III и IV кварталах значительно вырастет по сравнению с первой половиной года — в силу действия сезонных факторов в сочетании с ростом мировой экономики. В условиях, когда резерв нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих мощностей в мире мал, участники рынка опасаются, что ожидаемый рост спроса приведет к дефициту топлива или, как минимум, к большой напряженности на топливных рынках. Эти опасения усиливает то обстоятельство, что во многих нефтедобывающих регионах присутствуют риски нарушения добычи или транспортировки нефти (угрозы терактов, забастовок или стихийных бедствий).
Ожидания роста спроса вступили в борьбу с фактором текущего высокого предложения нефти, отраженного в увеличении ее товарных запасов. Как видно из приведенных выше цифр, по итогам трех весенних месяцев эта борьба закончилась «боевой ничьей». Но на прошедшей рабочей неделе «лагерь высокого предложения нефти» потерпел разгромное поражение.
В понедельник 30 мая нефтяные площадки в Лондоне и Нью-Йорке были закрыты в связи с национальными праздниками в Англии и США. С последнего уик-энда мая, включающего День поминовения в последний понедельник месяца, в Америке начинается летний автомобильный сезон,
Разворот нефтяных фьючерсов вверх произошел в отсутствие каких-либо «бычьих» новостей. Напротив, из Саудовской Аравии поступило сообщение, что 82-летний король Фахд, который 27 мая был положен в больницу с диагнозом «пневмония», чувствует себя лучше и скоро вернется домой. Госпитализация Фахда в конце мая вызвала чувство нервозности на топливных рынках, дав почву для предположений о возможной политической нестабильности в Саудовской Аравии в случае кончины короля. Не видя конкретных причин для разворота нефтяных фьючерсов 31 мая, отраслевые аналитики сослались на присутствие сильных «бычьих» настроений на рынке.
На следующий день, 1 июня, «бычьи» настроения захлестнули рынок. По итогам торгов июльские фьючерсы на нефть марки Brent на бирже IPE в Лондоне выросли на 2,54 долл. до 53,27 долл. за баррель, или на 5,0%. Июльские фьючерсы на нефть Light Sweet в Нью-Йорке взлетели на 2,63 долл. до 54,60 долл., или на 5,1%. По наблюдениям брокеров, все началось с резкого подъема фьючерсов на топочный мазут, за которыми последовали фьючерсы на нефть и бензин. По итогам торгов 1 июня июльские фьючерсы на топочный мазут на бирже NYMEX подскочили на 9,05 цента до 1,5400 за галлон, или на 6,2%. Июльские фьючерсы на бензин выросли на 7,48 цента до 1,5442 за галлон, или на 5,1%.
Многие аналитики изумились бурному ралли на рынке мазута, противоречащему сезонным правилам. Как было сказано выше, мазут является ведущим зимним нефтепродуктом, но весной и в начале лета он отодвигается на дальний план. По всей видимости, ключ к необычному взлету фьючерсов на мазут следует искать в ситуации, сложившейся на рынке дизельного топлива — нефтепродукта, родственного мазуту, но не представленного на фьючерсных биржах. В отличие от товарных запасов нефти, бензина и мазута, товарные запасы дизельного топлива в США находятся ниже соответствующих прошлогодних уровней. Так, на неделе, закончившейся 13 мая, товарные запасы дизельного топлива, по данным министерства энергетики США, были на 2,1% меньше, чем в то же время прошлого года. На неделе, закончившейся 20 мая, дизельные запасы были на 3,0% меньше соответствующего прошлогоднего значения. Между тем, спрос на дистилляты,
Высокий спрос на дизельное топливо при его ограниченных запасах уже является «бычьим» фактором, но, кроме того, он провоцирует опасения относительно ситуации с топочным мазутом грядущей зимой. Как предположили некоторые аналитики, при высоком летнем спросе на бензин и высоком спросе на дизельное топливо у нефтеперерабатывающей промышленности может не остаться мощностей для наращивания товарных запасов мазута к зимнему сезону.
В четверг 2 июня появились очередные еженедельные данные о товарных запасах нефти и нефтепродуктов в Америке. Как сообщило министерство энергетики США, на неделе, закончившейся 27 мая, товарные запасы нефти увеличились на 1,4 млн баррелей до 333,8 млн баррелей. Это на 32,6 млн баррелей или на 10,8% больше, чем в то же время прошлого года. По словам министерства энергетики, при данном объеме «товарные запасы нефти находятся намного выше верхней границы среднего диапазона для этого времени года».
Увеличение товарных запасов нефти, 14-е за последние 16 недель, произошло благодаря высокому уровню нефтяного импорта в США. На неделе, закончившейся 27 мая, средний уровень импорта нефти в Америку составил 10,698 млн баррелей в день, по сравнению с 10,311 млн баррелей в день на предыдущей неделе. В результате, товарные запасы нефти увеличились несмотря на значительный рост производства в нефтеперерабатывающей индустрии США, с соответствующим увеличением поставок нефти на американские НПЗ. Уровень поставок нефти на американские НПЗ вырос на прошедшей неделе до 16,086 млн баррелей в день, против 15,843 млн баррелей в день на предыдущей неделе. Коэффициент использования производственных мощностей американских НПЗ повысился до 96,2%, против 94,6% на предыдущей неделе. Производство бензина увеличилось до 9,128 млн баррелей в день, по сравнению с 9,034 млн баррелей в день на предыдущей неделе. Производство дистиллятов, включающих топочный мазут и дизельное топливо, почти не изменилось, составив 4,173 млн баррелей в день, против 4,168 млн баррелей в день на предыдущей неделе. Уровень импорта бензина на прошедшей неделе составил 1,015 млн баррелей в день, по сравнению с 1,093 млн баррелей в день на предыдущей неделе, а уровень импорта дистиллятов повысился со 181 тысячи баррелей в день до 329 тысяч баррелей в день.
Товарные запасы бензина увеличились на прошедшей неделе на 1,3 млн баррелей до 216,7 млн баррелей. Это значение на 12,7 млн баррелей или на 6,2% больше, чем в то же время прошлого года, и находится чуть ниже верхней границы среднего диапазона. Спрос на бензин составил на прошедшей неделе 9,461 млн баррелей в день, против 9,443 млн баррелей в день на предыдущей неделе. За последние четыре недели средний спрос на бензин в США составлял 9,337 млн баррелей в день, что было на 1,8% выше, чем в тот же период прошлого года. В предыдущем отчете министерства энергетики, который относился к неделе, закончившейся 20 мая, средний спрос на бензин за четырехнедельный период составлял 9,228 млн баррелей в день и был на 0,9% выше соответствующего прошлогоднего показателя.
Запасы дистиллятов увеличились на прошедшей неделе на 700 тысяч баррелей до 106,4 млн баррелей. Полученный объем на 400 тысяч баррелей или на 0,4% больше, чем в то же время прошлого года и находится в нижней половине среднего диапазона для этого времени года. По категориям продукции, запасы дизельного топлива выросли на прошедшей неделе на 1,5 млн баррелей до 66,4 млн баррелей. Это на 1,4 млн баррелей или на 2,1% меньше, чем в то же время прошлого года. Запасы топочного мазута уменьшились на 700 тысяч баррелей до 39,0 млн баррелей. В отчете министерства энергетики уменьшение запасов мазута, нетипичное для летнего сезона, было отмечено с удивлением. Несмотря на уменьшение, зафиксированный объем был на 2,8 млн баррелей или на 7,7% больше, чем в то же время прошлого года. За последние четыре недели средний спрос на дистилляты в США составлял 4,073 млн баррелей в день, что было на 5,2% выше, чем в тот же период прошлого года.
Значительный рост спроса на дистилляты произвел большое впечатление на аналитиков и участников рынка. Сразу после публикации данных о запасах цены на нефть двинулись вверх, несмотря на данные об увеличении запасов нефти, бензина и дизельного топлива. На утренних торгах июльские фьючерсы на нефть Light Sweet поднялись на 80 центов до 55,40 долл. Но все-таки фактор запасов оказал давление в этот день. По итогам торгов июльские фьючерсы на Light Sweet упали на 97 центов до 53,63 долл. за баррель. Июльские фьючерсы на нефть марки Brent опустились на 87 центов до 52,40 долл. за баррель. Июльские фьючерсы на бензин в Нью-Йорке упали на 2,88 цента до 1,5154 долл. за галлон. Но цены на мазут все равно повысились, несмотря на всеобщее падение. По итогам дня июльские фьючерсы на мазут повысились на 0,22 цента до 1,5422 за галлон.
В пятницу 3 июня солидные запасы нефти, бензина и мазута, имеющиеся в настоящее время, были совершенно забыты. Топливные фьючерсы открылись с повышением и провели на подъеме весь день. По итогам торгов июльские фьючерсы на нефть марки Brent выросли на 1,77 долл. до 54,17 долл. за баррель. Июльские фьючерсы на нефть Light Sweet поднялись на 1,40 долл. до 55,03 долл. за баррель. Июльские фьючерсы на бензин в Нью-Йорке выросли на 4,17 цента до 1,5571 долл. за галлон, а июльские фьючерсы на мазут — на 5,73 цента до 1,5995 за галлон.
Отчасти подъему цен на нефть и нефтепродукты способствовало сообщение, что НПЗ Hovensa на острове Сент-Круа в Карибском море остановил один из производственных блоков, с пропускной способностью 100 тысяч баррелей нефти в день. Пресс-служба НПЗ сообщила в пятницу, что ремонтные работы на остановленном блоке продлятся до середины следующей недели.
Но главным событием дня, поддержавшим «бычий» настрой на рынке, стало интервью представителя аналитического отделения министерства энергетики США, сокращенно EIA. В интервью Dow Jones Newswires директор отдела нефти и нефтепродуктов EIA Джон Кук (John Cook) указал на рост спроса на энергоносители и сказал, что имеющееся превышение товарных запасов топлива над прошлогодними уровнями является «мелким» и «исчезнет». «Я думаю, мы увидим новые ценовые рекорды, не обязательно очень высокие, но я думаю, мы можем получить 60 долл. в среднем за месяц», — сказал Кук.
Пресс-секретарь EIA Джонатан Коугэн (Johnathan Cogan) сообщил позднее, что он говорил с Куком после его интервью, и тот подчеркнул, что прогноз о цене в 60 долл. не рассматривается в EIA в качестве «самого вероятного сценария, хотя, безусловно, является возможным сценарием». В любом случае, прогноз и комментарии Кука прекрасно срезонировали с ожиданиями рынка.
По итогам недели 31 мая — 3 июня фьючерсные цены на бензин выросли на 5,5%, а фьючерсные цены на топочный мазут — на 10,6% (изменения цен включили переход от июньских фьючерсов к июльским). В прошлые годы бурный рост фьючерсов на топочный мазут в самом начале лета был невозможным явлением.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: