Считается, что арт-рынок в России переживает в последние годы подъем: открывается большое количество галерей и салонов, появляются новые профессиональные ассоциации. Более того, говорят, что процессы такого бурного развития этого рынка в России привлекают внимание зарубежных лидеров антикварного бизнеса, которые активно внедряются на российский рынок.
Объем рынка современного искусства в России по оценкам некоторых экспертов, составляет порядка $ 510 млн. в год, при этом антикварный рынок оценивается в $ 700 млн. — 1 млрд. в год.
В то же время люди, непосредственно связанные с миром искусства, не столь оптимистичны в оценках, эксперты Татарстана — не исключение.
Нури Мустафаев, директор, председатель Палаты народных художественных промыслов и ремесел РТ:
— У нас искусство востребовано совсем мало. Если не сказать — совсем не востребовано. Государство художникам практически ничего не заказывает, у частных заказчиков, которые бы могли себе позволить заказать картину, нет либо интереса, либо вкуса. Причем с последней проблемой вообще беда. Опять же государство устранилось от проблемы воспитания человека, который готов понимать искусство. Люди не умеют воспринимать высокое — духовность в упадке. Существует безусловный приоритет плотского. Это печально. О каком же тогда арт-рынке можно говорить? Если класс покупателей не сформирован, а класс художников испытывает проблемы застоя? Художник же постоянно должен быть при деле — стоять на месте для него губительно. Именно спасаясь от этого, многие из них вынуждены выходить на улицу Баумана и рисовать портреты: во-первых, какой-никакой заработок, а во-вторых, все-таки возможность творить, пусть даже и такая неказистая.
Среди членов Палаты ремесел многие — члены Союза художников РТ. Палата борется за заказы. Она делает художников нужными.
Нури Мустафаев:
— Палата имеет специфику — продвигать национальную идею — исконно татарский художественный промысел. Художник у нас — это не обязательно тот, кто пишет картины. Художник — это творец. И совершенно неважно, как именно он творит: пишет картину маслом или вышивает ее бисером, режет по дереву, занимается кожевенным ремеслом или керамикой.
Современному художнику тяжело справляться не только с экономическими реалиями современного мира, когда элементарно нет средств на оборудование мастерской или того хуже — нет средств на закупку материалов, необходимых для создания своего произведения. «Нигде больше нет таких интриг, как в творческом мире. Художники с именем, например, ой как тяжело пропускают к свету (читай — заказам) художников молодых, никому неизвестных. Новым именам очень сложно засветиться на творческом небосклоне. Молодым порой даже выставиться не получается — за экспозицию работ нередко требуют деньги. Таким мы помогаем, например, в рамках выставочных мероприятий, которые Палата регулярно проводит, выставляем их. Особенно, если видно, что талант есть», — рассказывает Нури Мустафаев.
Сейчас в преддверии тысячелетия Казани у мастеров Палаты заказов очень много. И хватило всем — как маститым творцам, так и совсем еще молодым.
Нури Мустафаев:
— На гребне волны подготовки к празднику заказы для художников есть. Однако после праздника опять ожидается затишье. Ввиду этого еще год назад нами был создан проект Дома ремесленников, который в настоящее время строится — и уже в ближайшем будущем будет готов. Основная идея Дома состоит в том, что это будет Центр художественной национальной мысли республики — для художников в Доме будут предоставлены мастерские, где они смогут творить без помех, а значит — будут больше востребованы у покупателей.
Как раз в сфере отношений «художник — покупатель» кроется еще одна серьезная проблема, лишний раз подтверждающая — до того, как местный арт-рынок начнет функционировать, пройдет немало времени.
Наиль Хадеев (представитель галереи «Камиль»):
— К сожалению, у нас пока не сложились устойчивые представления, что между потребителем и человеком, предлагающим что-то, должен быть посредник. И таких посредников должно быть много. Цивилизованный рынок предполагает не только присутствие дилера, но и галерей, и консалтинга, и журнала, пропагандирующего изобразительное искусство как часть жизни. Здесь мы пока на стадии начала начал. Вопреки устойчивому мнению, что в искусстве мы «впереди планеты всей». Кроме того, что образование художников оставляет желать лучшего — по пальцам пересчитать можно тех наших художников, которые посетили, скажем, Лувр, да даже Эрмитаж изучили далеко не все! Также мы еще крайне далеки от того, чтобы сложились те структуры, которые сегодня определяют циркуляцию искусства на рынке Америки, Англии или Германии. У нас нет нормального консалтинга, ограничен круг галерей, их постоянно сдерживают те или иные параметры, связанные с налоговыми и другими законами. Мало периодических изданий: практически все старые художественные журналы перестали существовать.
В Казани настоящих галерей всего три: галерея «Камиль», галерея «Эбиволь» и Музей Горького, остальное — художественные салоны, где услуги консультанта не предлагаются, и картины придется выбирать самостоятельно. Список салонов приблизительно следующий: галерея в Университете, Выставочный зал, магазин «Художник», галерея Самсонова на Большой Красной, Изомузей, галерея Ильдара Зарипова.
Роза Хадеева (представитель галереи «Камиль»):
— Картины сами себя продать не могут — это необычный товар. Чтобы картина досталась человеку именно та, которая ему нужна — необходима помощь консультанта, который расскажет не только о самой картине, истории ее создания, но и о художнике, его образовании, расскажет о мифе, которым картина окружена, а любая картина имеет такой миф. Кроме того, некоторые думают, что напрямую у художника картину можно купить дешевле. Это не всегда так — хозяева галерей знают толк в картинах, знают, как формируется цена на картину, могут еще до называния цены художником оценить картину, умеют сбивать цену. Поэтому в галереях иногда картины могут стоить даже дешевле. Кроме того, прежде чем попасть в галерею, картины так или иначе проходят отбор — ведь первым и главным цензором становится хозяин галереи, у которого, как правило, есть вкус к таким вещам.
И хотя это вещи не первой необходимости, да даже не второй и не третьей — однако при удачных обстоятельствах они могут стать баснословным капиталом, который многократно себя окупит. Об этом редкие казанские покупатели, конечно, помнят. Но все-таки главным мотивом для приобретения этих недешевых вещей чаще всего становится неистребимая тяга к прекрасному. И здесь очень важно не обмануться. Особенно жаль обманутые чувства настоящих ценителей прекрасного, которых не так уж и много — всего-то человек двадцать из ста. Двадцать тех, кто может и хочет себе позволить совершенно особое, эстетическое удовольствие от обладания произведением художественного искусства.
О ПРЕКРАСНОМ
Наиль и Роза Хадеевы — супружеская пара, они уже скоро как десять лет держат галерею художественных картин «Камиль». Сами — коллекционеры, искусствоведы, ценители и знатоки изобразительного искусства, единственные в городе консультанты широкого профиля. Хадеевы знают о покупателях, художниках, картинах и отношениях между всеми этими персонажами арт-рынка столько, сколько больше не знает никто.
Наиль Хадеев:
— Отбор происходит еще на улице, когда человек решает: зайти в галерею или нет. Зашел — значит, что-то у него такое все-таки есть в душе, струнка какая-то, которая не дала мимо пройти. Ведь картины — особая субстанция, понять которую способны не все. И, что любопытно, существует, как уже доказано учеными, прямая зависимость между количеством людей, восприимчивых к художественному искусству в обществе и количеством людей умных, креативных. В нашем обществе, к сожалению, до сих пор слышны отголоски советского времени, когда творчество душилось как проявление инакомыслия. Большинство до сих пор не способно воспринимать искусство как таковое, не только художественное.
Роза Хадеева:
— Заходят сюда некоторые посетители — и почти сразу убегают, приговаривая, что, грубо говоря, такое искусство в одном месте видели. Хотя, иногда, конечно, бывает, что и такие люди «свою» картину находят — правда, редко.
Наиль Хадеев:
— Кроме того, что я почитатель и ценитель искусства, — я еще и бизнесмен. Я понимаю, что мне так или иначе нужно зарабатывать деньги, а у нас, как ни парадоксально, быстрее покупаются картины, мягко говоря, не очень высокого уровня, не талантливые. Крест талантливых художников сегодня (впрочем, как почти всегда в России) — неприятие обществом, открытое непонимание. Для них — очень маленький круг истинных, понимающих ценителей, чаще всего коллекционеров, которых на всю Казань, например, едва ли человек сто наберется.
По словам Наиля Хадеева, когда он вопреки мнению жены впервые выставил на продажу откровенно слабую картину одного художника, ее почти сразу купили.
Наиль Хадеев:
— У каждой картины есть свой покупатель. А учитывая тотальное отсутствие художественного вкуса и понимания у современных людей, популярность незатейливых художественных работ становится понятной. Современный человек не расположен размышлять, «копаться» в картине. Смысловая многоуровневость картины часто не понимается, относится скорее к минусам, чем к плюсам.
Роза Хадеева:
— А ведь картина должна не только создавать настроение, она должна завораживать, раскрываться постепенно, по мере знакомства с ней, приоткрывая завесу тайны творчества. Картина должна жить. Словами трудно объяснить. В картине как бы воздух должен быть, живое пространство. Сложность образа, заключенного в картине, глубина мысли художника или его подсознания (и такое бывает) может ускользать от зрителя, быть оттенком вкуса — неуловимым и прекрасным. Только в такой картине можно будет каждый день находить что-то новое, чего раньше не замечал — совсем как в человеке — влюбляться в нее.
О том, что картины похожи на людей, каждая живет своей собственной жизнью, слышать приходилось не раз. Но так ли это на самом деле?
Наиль Хадеев:
— Картины способны многому научить, многое воспитать в человеке, причем может быть даже совсем не тому, к чему стремился сам художник. Иногда случается так, что мастер пишет картину, ни о чем особо не задумываясь — просто пришло вдохновение. А уже после оказывается, что в картине обозначились те или иные символы. Так, одна художница написала прекрасную картину — натюрморт, где изображались две ракушки, смотрящие в разные стороны, и погасшая свеча между ними. Ракушки — это вообще символ одиночества, а уж повернутые в разные стороны да с погасшей свечой — все говорит само за себя… Через определенное время эта художница развелась с мужем. Когда мы спросили ее, знала ли она о возможности такого события, когда писала свою картину, — ответила, что на тот момент с мужем отношения были очень теплые и душевные. Вот такие вот случаются казусы, которые подталкивают к мысли, что творение художника — это что-то совершенно особенное, одухотворенное, иногда даже пророческое. Они действительно живые, у каждой свой характер, своя личность, что ли…
Роза Хадеева:
— Картины нельзя вешать как попало — они не будут смотреться вплоть до того, что будут казаться мертвыми. Бывают даже совершенно необъяснимые случаи. Мы с мужем, являясь коллекционерами, как-то купили прекрасную картину, принесли домой. И только дома поняли, что ей нужна отдельная стена, потому что с другими рядом она или сама умирала, или других «забивала». Никак нам не удавалось ее разместить так, чтобы дискомфорт исчез, а ведь опыт большой имеем. Пришлось отдать. До сих пор жалко.
Наиль Хадеев:
— Впервые я осознал, что с картинами не все так просто, как кажется на первый взгляд, задолго до того, как сам открыл галерею. На одной из выставок я и один из художников пытались повесить одну очень тяжелую, очень характерную картину — вешали на новых веревках, а она все равно все время падала — и все тут. Когда мы уже отчаялись что-либо сделать, пришла директор выставки, очень уважаемая женщина, и сказала только одно слово, оглядев зал, — «Туда!», указывая на противоположную стену. Когда же мы наконец дотащили картину в указанное место, оказалось, что веревок больше нет — пришлось ее повесить на обрывках. И что же? По сей день висит!
Роза Хадеева:
— Талантливые картины, имеют свой характер, свою энергетику. И это не учитывать при покупке никак нельзя. Надо выбирать, смотреть, присматриваться. Иногда мы даже позволяем клиентам взять картину домой на «примерку», потому что на собственном опыте знаем, что может получиться так, что не подойдет…
Самое печальное, когда случается так, что жертвой подобной «примерки» становится искусство.
Роза Хадеева:
— Один очень талантливый художник принес нам свою сильную картину — покупатель на нее нашелся чуть ли не на второй день. Все бы хорошо — не подходил только темный фон картины, который диссонировал с интерьером квартиры покупателей. Покупатель заказал художнику точно такую же вторую картину, но только в светлых тонах, а когда новая картина была готова, отказался. В чем дело? Только в том, что картина потеряла живость, характер, глубину образа, по сравнению с темным оригиналом она «умерла».
Наиль Хадеев:
— Вообще, если покупатель просит что-нибудь изменить в картине, это всегда ее портит. Картина не терпит «доделок». Если в чем-то она не устраивает, значит — это не твоя картина. Художественное искусство вообще трудно подогнать под какие-нибудь рамки, как только это происходит — все, искусство уходит.
Часто случается, что на такие грабли встают и сами художники. Задавшись целью заработать деньги, ставят производство собственных картин на «поток», коммерциализуют свой талант, и… ничего не получается.
Наиль Хадеев:
— Как и во все времена, есть и сейчас художники, занимающиеся коммерческим и некоммерческим искусством. Есть техника написания картины «лисеровка» — это очень трудоемкая техника, когда краска накладывается слой за слоем, причем каждому слою еще нужно время для высыхания, а есть техника «а-ля Прима», или пастозная техника, когда художник пишет картину как бы «разом», иногда вместо кисти используя руки, пальцы. И если в первом случае картину может спасти расчет (правильная композиция, грамотное исполнение), то во втором не обойтись без таланта, потому что первой техникой обычно выполняются картины в стиле реализма, а второй — в стиле модерн.
О том, какой стиль больше используется в коммерческом искусстве, по словам Наиля Хадеева, сказать сложно. С одной стороны, лисеровка дает возможность работать в жанре реализма — это наиболее востребовано покупателем сегодня. Более того, эта техника дает возможность спрогнозировать то, что покупателю нужно (скажем, сегодня большой популярностью пользуются пейзажи и натюрморты), и писать как бы на заказ, удовлетворяя сиюминутные потребности общества. С другой стороны — такая техника очень удлиняет время создания картины и увеличивает в ряде случаев себестоимость картины. Работая же в жанре пастозной техники, художник вполне может создавать до нескольких готовых картин в день.
Роза Хадеева:
— Однако здесь таится большая опасность — работы в этой технике продаются только у очень талантливых художников. Впрочем, вообще мерой как коммерческому, так и некоммерческому искусству может служить только талант. Талантливый художник может настолько мастерски выполнить «коммерческую» работу, что она все равно останется настоящим шедевром. Может даже, создавая заведомо продаваемый сюжет, обыграть его так, что он засияет всеми гранями. В настоящее время многие талантливые художники, чтобы как-то жить, работают в двух направлениях: пишут для продажи и для души. Причем часто при таком раскладе в своих коммерческих картинах могут незаметно для обычного зрителя «поиздеваться» сами над собой, да так, что заметят только ценители.
Однако уйти от коммерческого искусства совсем сегодня не представляется возможным даже для очень талантливых мастеров. Отсутствие развитого арт-рынка, для которого необходима поддержка государства, открытости и готовности общества воспринимать художественное искусство, реально работающей инфраструктуры — представляет реальную угрозу исчезновения искусства.
О ПРОБЛЕМАХ
Apт-рынок выступает необходимым элементом развития цивилизованного общества и в тоже время остается очень прибыльной сферой экономики. В рейтинговом ряду легальных видов бизнеса торговля произведениями искусства стоит на третьем месте после оружия и драгоценностей. Сегодняшний оборот мирового арт-рынка составляет около 150 миллиардов долларов в год и имеет устойчивую тенденцию роста (около 30 миллиардов в год). Участие российского искусства составляет около 0,034\%. Ничтожность этой цифры, с одной стороны, говорит сама за себя, а с другой — показывает возможности роста.
По мнению республиканских экспертов, российский арт-рынок, как впрочем и республиканский, еще совершенно не сформирован. Культуры приобретения художественных произведений не существует, класс постоянных покупателей отсутствует.
Игорь Башмаков, заместитель председателя Союза Художников РТ:
— Не то что покупателя нет — даже зритель постоянный отсутствует! Несмотря на то что выставки, как правило, бесплатные, люди не рвутся прийти и познакомиться с новинками изобразительного искусства. А ведь мы и афиши везде развешиваем — и все равно не идут. Покупатель же сегодня вообще случаен. Хотя, конечно, все-таки есть. Так, у наших художников — членов Союза, картины должны продаваться ежемесячно — иначе им просто жить не на что будет. Любопытно, но чаще всего они так и продаются.
Что касается ценообразования на художественные произведения, то это очень сложный вопрос.
Игорь Башмаков:
— На арт-рынке продается не столько сам товар, сколько его имидж, репутация и престиж обладания им. На аукционных торгах за миллионы долларов покупаются не сами работы Ван Гога, Пикассо, Моне, а имена их авторов. На рынке искусства ценообразование действует во многих аспектах также, как и на фондовом рынке — на основе котировки, которая строится на результатах систематических фиксаций аукционных продаж.
Произведение начинает иметь ликвидность и переходит из состояния: «сырья» в состояние «товара» только после того, как оно откопировано на одном из признанных мировых аукционах, все продажи которых фиксируются в сводных каталогах и становятся базой для определения текущей цены на произведения, потом продаваемые дилерами, галереями, аукционными домами.
Нури Мустафаев:
— По выражению известного американского арт-дилера Лео Кастелли, «арт-дилеры не продают искусство, а они позволяют людям приобретать его». Продвижение произведений искусства на мировом арт-рынке — это комплекс мероприятий, проводимых заинтересованными инвесторами (дилерами, галеристами, коллекционерами) по систематическому увеличению стоимости коллекций. Результатом продвижения автора или коллекции не редко является увеличение стоимости произведения искусства в несколько раз. Поэтому чтобы цивилизованный арт-рынок все-таки начал свое существование в России, людям важно понять, что произведение искусства — это очень выгодное капиталовложение, потому что возможно, лет через пять после покупки произведения, продать его можно будет раз в десять дороже. По мнению экспертов, произведения искусства и антиквариата являются одним из самых надежных и высокодоходных способов размещения капитала: их доходность в год превышает 15\%
В республике же цены на художественное произведение могут колебаться в диапазоне от 500 рублей до 50 тысяч за картину. Причем часто художник сам назначает цену своему произведению, но иногда его предложение (в частности, в Союзе Художников) обсуждается экспертным советом. Впрочем, галеристы, как уже было сказано ранее, тоже влияют на цену выставляемых у себя картин — иногда в сторону удешевления для покупателя. В случае же, если посредников между покупателем и художником нет — в этом случае все зависит от того, насколько хорошо художник и клиент поймут друг друга.
Правда, в связи с этим, сегодня встает другая проблема — у значительной части покупателей есть желание купить, но нет понимания, что такое ценное вещь или неценная, подлинная или подделка.
Наиль Хадеев:
— К сожалению, не только покупатели страдают от такого незнания — многие галеристы и антиквары не обладают достаточными знаниями в области истории искусства и экспертизы, и также не могут ответить на вопрос ценности вещи. В связи с этим нехватка специалистов экспертов ощущается крайне остро. Поэтому при наличии громадного потенциала современного российского рынка художественных ценностей сложилось парадоксальная ситуация. С одной стороны — огромное количество подделок, а с другой — большие группы перспективного материала оказались сейчас на художественном рынке мало востребованными.
Таким образом, одним из главных вопросов, на который должен нужно будет найти ответ на пути к нормальному арт-рынку — это вопрос кадров. А в России мало учебных заведений, в которых бы готовили управленцев в сфере искусства, несмотря на то что сегодня необходимы управленцы, совмещающие в себе талант организатора и коммерсанта со знаниями в области искусства и истории.
Пока же этот насущный вопрос не решен, стоит запомнить простые правила приобретения художественного произведения.
- Прежде, чем купить или заказать произведение — стоит походить по всем галереям и салонам, долго присматриваться, почитать соответствующую литературу.
- В случае если созрело решение купить, то лучше покупать в галереях.
- В случае если созрело решение заказать, то посоветуйтесь с консультантами на предмет выбора художника и возможной цены заказа.
Галереи в Казани
Камиль, Эбиволь, музей им. Горького.
Художественные салоны
Выставочный зал, галерея в КГУ, Магазин «Художник», галерея Самакаева на Большой Красной, Изомузей, галерея Ильдара Зарипова, художественный салон «Богема», салон подарков и сувениров «Макора» (комбинат «Здоровье»), сувенирный салон на Баумана.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: