Новости
16 Мая 2005, 12:14

Мебель у россиян пока еще не в цене

Российские производители мебели могут потерять внутренний рынок, предупреждают аналитики проекта «Экспресс-обзор».

По сравнению с европейскими странами потребление мебели в России остается на крайне низком уровне. Объем мирового рынка мебели превышает 200 млрд евро в год, при этом доля России в нем составляет лишь около 0,61\%. В прошлом году в среднем россияне тратили на мебель от 20 до $ 29 на человека. Такой вывод сделали эксперты проекта «Экспресс-обзор», представив свои заключения в аналитическом исследовании «Рынок мебели для дома». «Это говорит о том, насколько велик потенциал развития этой отрасли в нашей стране», — полагает руководитель проекта Светлана Федорова. Вместе с тем, как показывает исследование, пристрастия потребителей тоже изменились: вместо диванов россияне стали больше покупать кровати.

По оценке отдела развития лесопромышленного комплекса Департамента промышленности Минпромэнерго России, в нашей стране мебель производят 5770 предприятий, среди которых более 500 крупных и средних. Доля мелких предприятий в общем объеме производства за четыре года выросла почти в два раза — с 11\% в 2000 году до 20\% в прошлом. По объемам производства мебели в России лидирует компания «Шатура» (7−10\% рынка), за ней следуют «Электрогорскмебель» (5−7\%), «Миассмебель» (1−2\%), «Сходня-мебель» (1−2\%), «Севзапмебель», «Москомплектмебель», «Ивановомебель» занимают около 1\% рынка.

Как показало исследование, общий объем рынка мебели для дома в 2004 г. вырос на 13\% в текущих ценах. Однако в сопоставимых ценах этот показатель не столь велик — 5,3\%. В обзоре «Рынок мебели для дома» отмечается, что в последние годы происходит заметное снижение темпов прироста рынка — с 13,7\% в 2001 г. до 5,3\% в 2004 г. Это говорит о том, что рынок мебели постепенно насыщается и вряд ли в ближайшем будущем следует ожидать увеличения темпов его роста. В сопоставимых ценах прирост рынка домашней мебели в 2005 г. составит уже 2,32\%.

Согласно официальной статистике, объемы потребления мебели (включая офисную и специальную) за последние пять лет выросли более чем в два раза: в 2000 г. в среднем россияне покупали мебели на 9 долларов на человека, а в 2004 — уже на 20. Если опираться в оценках еще и на неофициальные данные, то эти показатели следующие: $ 14 в 2000 г. и $ 29 — в 2004 г. Много это или мало, сказать трудно. Однако, к примеру, французы тратят на мебель до 200 евро в год, немцы — до 300. Поэтому эти данные, по мнению Светланы Федоровой, могут говорить о бедности российского потребителя, с одной стороны, и о большом потенциале для развития отрасли — с другой.

Сегодня объем продаж домашней мебели, по официальной оценке рынка, составил 3,2 млрд. долларов, или 92,7 млрд. рублей. При этом доля импортной продукции в общем объеме составила около 50\%, то есть $ 1,6 млрд. По оценкам, в прошлом году импорт мебели в целом вырос на четверть, тогда как российское производство — только на 13\%. Если такая тенденция сохранится, считают аналитики, то это грозит потерей рынка для российских производителей.

Однако мебельный рынок — практически один из самодостаточных сегментов в нашей стране. Так, согласно результатам анализа данных по производству и остаткам продукции, в прошлом году было продано 98,1\% произведенной за этот период мебели. А это может говорить о том, что никакого перенасыщения нет. Равно как и потребительского бума.

Королевой спроса в прошлом году (как и в предыдущие годы) была корпусная мебель для комнат и прихожих — на ее долю пришлось 32\% продаж. За ней следует мягкая мебель, занимающая 23\% рынка. На третьем месте по объему продаж — кухонная мебель (16\%), за ней идет мебель для спальни (14\%), детская (3\%), встроенная (2,5\%). Меньше всего в нашей стране продается мебели для ванных комнат. Она занимает 1,8\% рынка. Исследование показало, что в последнее время пристрастия россиян несколько изменились. Так, если раньше у нас предпочитали спать на диванах, то сейчас набирают популярность деревянные кровати. Причем последние по темпам продаж (в 2004 г. прирост был 22,8\%) здесь обогнали даже рост рынка в целом. Период бурного роста отмечается и в секторе мебели для домашнего кабинета. В большинстве случаев интерьер наши соотечественники обновляют вместе с новосельем. И практически всегда в новую квартиру покупаются «кухни», мягкая мебель — реже. Так, по данным проекта «Экспресс-обзор», в 2004 г. было продано 399 тысяч кухонных гарнитуров, и этот рынок насыщен только на 67\%.

«Наше исследование показало, что у российских производителей еще достаточно много проблем, — говорит Светлана Федорова. — Одна из них заключается в том, что они конкурируют в основном на рынке недорогой мебели, что приводит к снижению прибыльности, в то же время растет потребность в дорогой мебели. Это связано с тем, что мало кто учитывает данные маркетинговых исследований при запуске нового продукта. У российских производителей практически отсутствует позиционирование продукции и маркетинговая стратегия».

Тем не менее прогнозы специалистов достаточно оптимистичны: в 2005 году объем потребления мебели (включая офисную и специальную) на одного россиянина составит $ 22 (или 621 рубль), если опираться на официальные данные, и $ 32 (923 рублей), если говорить о реальных объемах. Общий же объем потребления в России составит $ 3 млрд. (89,1 млрд. рублей), по данным официальной статистики, и $ 4,6 млрд. (132,4 млрд. рублей) — по неофициальным данным.

Новости
12 Декабря 2024, 16:22

Госучреждения РТ оказали платные услуги на ₽18,3 млрд За январь-ноябрь 2024 года

Это на 1,6 млрд рублей больше, чем за аналогичный период 2023 года.

За период с января по ноябрь 2024 года совокупный объем поступлений от платных услуг, предоставленных государственными и муниципальными учреждениями региона, включая доходы, предназначенные для целевого использования, составил 18,3 млрд рублей. Это на 1,6 млрд рублей превышает показатель за аналогичный период 2023 года.

Поступления от государственных учреждений достигли 13,1 млрд рублей, а от муниципальных учреждений — 5,2 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: