Министерство промышленности и энергетики РФ подготовило справку «Финансовые итоги работы нефтяного комплекса в 2004 году». Впервые аналогичный документ был опубликован год назад и был воспринят профессиональным сообществом с солидной долей скепсиса.
Основная претензия к расчетам министерских чиновников — некорректная оценка затрат нефтяных компаний и, как следствие, завышенные представления о доходности бизнеса и уровне чистой прибыли, остающейся у нефтяников. Но министерство на критику не ответило, не сочло нужным публично защитить методику своих расчетов и вот теперь вновь подготовило финансовое обобщение. Показатели 2003 года в нем оставлены без изменений, что подтверждает непоколебимую убежденность Минпромэнерго РФ в своей правоте.
Настойчивость министерства не снимает сомнений в корректности проведенных расчетов. Но, как и год назад, «Вертикаль» считает необходимым подробно рассказать об этом документе. С одной стороны, это официальная позиция, которая является информационной базой для корректировки государственной политики в отношении нефтегазовых компаний. С другой стороны, сравнивая две справки, подготовленные по одной методике, можно с достаточно высокой достоверностью судить о динамике финансовых потоков, генерируемых нефтяными компаниями страны.
Финансовые итоги работы нефтяного комплекса, 2003−2004 гг. $ млрд.
Доходы
Из справки Минпромэнерго РФ следует, что за прошлый год выручка нефтяных компаний выросла почти в полтора раза и достигла $ 102,1 млрд. Напомним, что добыча нефти в 2004 году выросла на 8,9\%, а переработка — на 3,1\%. Очевидно, что ключевую роль в этом росте сыграла чрезвычайно благоприятная для экспортеров конъюнктура мирового нефтяного рынка (среднегодовые цены на Urals выросли до $ 34 по сравнению с $ 27,3 в 2003 году — почти на 25\%).
Высокие внешние цены на нефть не только увеличили удельную доходность экспорта, но и стимулировали нефтяников активизировать экспорт: вывоз нефти за пределы России вырос на 17\%, то есть развивался темпами, вдвое превышающими динамику добычи. Кроме того, привязка налога на добычу (НДПИ) к уровню мировых цен поощряла рост внутренних цен на сырье для НПЗ и, соответственно, на нефтепродукты. Все вместе и обеспечило впечатляющий рост выручки нефтяных компаний, который в пять раз превысил улучшение производственной активности.
За прошедший год усилилась экспортная ориентация нефтяного комплекса страны. На зарубежных продажах нефти и произведенных в России нефтепродуктов заработано $ 77,9 млрд, или 76,3\% общеотраслевой выручки. Три четверти валютных доходов принес экспорт сырой нефти, четверть — нефтепродукты. Разговоры о переходе от сырьевого экспорта к продажам на внешних рынках конечной продукции во многом так и остаются благими пожеланиями.
Операционные затраты нефтяных компаний, по подсчетам Минпромэнерго РФ, выросли почти на четверть. При этом удельные затраты на $ 100 реализованной продукции уменьшились до $ 24,58 против $ 28,67 в 2003 году.
Почти 2/3 затрат компаний приходится на эксплуатационные расходы и немногим более 30\% — на транспортировку. Пропорции практически не изменились по сравнению с 2003 годом. А вот на затраты нефтяных компаний на управление остались, по оценкам министерства, без изменения в абсолютных цифрах, но доля этих расходов в общей структуре затрат сократилась с 6,5\% в 2003 году до 5,2\% по итогам прошлого года.
Расходы на транспортировку нефти и нефтепродуктов выросли на 27,9\%, что отнюдь не пропорционально увеличению физических объемов перевозки. Несложные подсчеты показывают, что монополии в лице трубопроводных компаний и железнодорожников получали с каждой принятой тонны, как минимум, на 10\% больше, чем годом ранее. Причем, в твердой валюте. При этом наиболее дорогой железнодорожный экспорт сократился на 16,8\%, до 8,5 млн тонн.
Традиционно основная часть эксплуатационных расходов нефтяных компаний связана с добычей. Правда, в прошлом году, по сведениям Минпромэнерго РФ, затраты на переработку выросли более чем вдвое: в 2003 году расходы НПЗ на переработку тонны нефти составляли чуть более $ 12, в 2004 году — немногим менее $ 25. Судя по всему, в эту сумму входят расходы на приобретение сырья, а оно благодаря стараниям государства стало много дороже: с одной стороны, это результат борьбы с трансфертным ценообразованием, с другой — следствие привязки НДПИ к рекордно высоким мировым ценам на нефть.
В результате доля расходов на производство нефтепродуктов в общем объеме эксплуатационных затрат нефтяных компаний выросла до 30\% против 18\% в 2003 году. При том, что на продаже нефтепродуктов нефтяники заработали 42\% годовой выручки (в 2003 году — 43\%). Цифры показывают, что производить нефтепродукты выгоднее, чем добывать нефть.
Но на практике нефтяники отдают предпочтение сырьевому экспорту. Это связано и с ограниченной емкостью внутреннего рынка, и с преобладанием в структуре производства наших технически отсталых НПЗ продукции, которая в качестве готового топлива имеет ограниченный сбыт за рубежом, и с достаточно высокими экспортными пошлинами на российское топливо. В конце концов, с сырой нефтью мороки много меньше.
И еще одна любопытная деталь. Эксплуатационные расходы компаний на добычу нефти выросли всего на 7,2\%. Соответственно, удельные затраты на добычу тонны нефти снизились более чем на 1,5\%. Из этого следует, что компании всерьез занялись оптимизацией добычи. В 2004 году, согласно данным Минпромэнерго РФ, на добычу тонны нефти компании израсходовали, в среднем, $ 24,4 (в 2003 году — $ 24,8).
Правда, в составе затрат на производство Минпромэнерго РФ не учитывает амортизацию. Действующая налоговая система не позволяет компаниям начислять ее в реальных объемах. Тем не менее, в 2003 году, по данным министерства, она составила $ 2 млрд, а сведения за прошлый год отсутствуют вовсе.
Казалось бы, крайне высокие цены на нефть — не самый благоприятный фон для экономии на затратах. Но очень серьезное, опережающее рост цен усиление налогового пресса вынуждало компании быть бережливыми — чтобы не оказаться в минусе.
Остается выяснить, какой ценой достигнута эта экономия: за счет применения более эффективных методов добычи или благодаря выборочному отбору нефти?
Налоговая нагрузка на нефтяные компании в прошлом году выросла очень серьезно. Фискальные изъятия достигли 41,6\% в структуре выручки против 35,7\% в 2003 году. И это без учета НДС. Нефтяники внесли в бюджет $ 42,5 млрд. Причем, в этой сумме не учтены $ 3,6 млрд, внесенные ЮКОСом по налоговым претензиям прошлых лет.
Наиболее мощным каналом перекачки денег, заработанных нефтяниками, в бюджет стали таможенные пошлины и сборы. За год их сумма выросла более чем вдвое и достигла $ 17,1 млрд. И дело не только в росте мировых цен на нефть, к которым привязаны ставки экспортных таможенных пошлин, но и в корректировке в сторону ужесточения методики определения этих ставок. Изменения произошли в середине прошлого года. Соответственно, и в нынешнем году государство может уверенно планировать рост доходов от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Если, конечно, мировой рынок не преподнесет неприятных сюрпризов.
Поступления в казну от налога на добычу нефти выросли в прошлом году более чем в полтора раза. Но это всего лишь следствие благоприятной для России конъюнктуры на нефтяных рынках: изменения в законодательстве, увеличивающие для нефтяников ставки НДПИ, вступили в силу только с января 2005 года.
В прошлом году с каждой тонны добытой нефти российское государство получило через НДПИ $ 32, а годом ранее — $ 22,5. Подчеркнем: среднегодовая ставка НДПИ выросла на 42\%, а среднегодовые экспортные цены на нефть — на 25\%. Причем, по $ 32 с тонны добытой нефти платили не только экспортеры, но и внутренние потребители. И после этого чиновники разводят руками: чего это вдруг бензин стал дорожать?
Опережающими темпами рос и налог на прибыль, расчеты по которому обошлись нефтяникам на $ 3,5 млрд дороже, чем годом ранее. При этом эффективная ставка налога на прибыль в нефтяном секторе составила по итогам 2004 года менее 18\%. Это большая подвижка вперед по сравнению с предыдущим годом, когда этот показатель, исходя из данных Минпромэнерго РФ, составлял менее 14\%. Но это все равно ниже официальной 24\%-ной ставки налога на прибыль. Значит, и по этому налогу у нефтяников есть перспективы роста. С точки зрения министерства (напомним, оно не принимает в расчет амортизационные отчисления). Если обратиться к структуре налоговых платежей нефтяников, то на долю таможенных пошлин приходится 40\%, на НДПИ — 35\%, на налог на прибыль — около 18\%. В сумме это 92,5\%.
Согласно расчетам Минпромэнерго РФ, доля государства в операционной прибыли нефтяных компаний выросла с 50\% до 55\%. Но и после этого чистая прибыль нефтяных компаний выросла на 38\%, прибавка составила $ 9,5 млрд.
Министерство продолжает считать, что добыча и переработка нефти остаются сверхдоходным бизнесом. Рентабельность по чистой прибыли к выручке составила 33,8\% (в 2003 году — 35,7\%). Если соотнести показатели прибыли и операционных затрат (о капитальных затратах министерство умалчивает), то получается, что на каждый доллар вложений в добычу и переработку компании получили $ 1,37 прибыли (в 2003 году — $ 1,24), то есть жить стали даже лучше и веселей.
Остается ответить на вопрос, который возник у нас еще год назад: если вложения в нефтяной бизнес приносят столь баснословные барыши, то почему компании не развивают инвестиционную активность? Речь идет даже не о новых проектах: в прошлом году нефтяные компании существенно сократили объемы разведочного и эксплуатационного бурения. Общий объем капиталовложений в этом секторе экономики остался практически неизменным — 167 млрд рублей (менее $ 6 млрд), не говоря уже об удельных капиталовложениях к объемам добычи и выручки от реализации.
В прошлогоднем комментарии к справке Минпромэнерго РФ мы предположили, что она может стать поводом для ужесточения налогового давления на нефтяной бизнес. Так и вышло. Нынешняя справка — это рапорт о первых успехах на фискальном фронте и намек на то, что достигнутое — не предел.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: