Новости
05 Мая 2005, 14:50

Новое в работе налоговых органов

За 15 лет существования в России налоговых органов неоднократно менялось их название и ведомственная принадлежность, но неизменной всегда оставалась их главная функция по организации поступления налоговых платежей в государственный бюджет. О том, какие изменения произошли в системе налоговых органов, рассказывает и. о. руководителя Управления Федеральной налоговой службы РФ по РТ Ринат Хайров.

Ринат Шамильевич, каков «портрет» среднестатистического татарстанского налогоплательщика?

На учете в налоговых органах состоит почти 80 тысяч юридических лиц и более 130 тысяч физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. В общем объеме налоговых поступлений на долю юридических лиц приходится 88,\%, а на долю физических лиц — 11,5\% поступлений. Так что если говорить о доходах бюджета, то львиная доля приходится на налоги, уплачиваемые юридическими лицами и в первую очередь крупнейшими налогоплательщиками. Уровень налоговой нагрузки, определяемый как отношение суммы поступивших налогов и сборов к произведенному валовому региональному продукту, за 2004 г. составил 32,1\%.

Проводимая государством политика по снижению налоговой нагрузки (понижение ставки налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, НДФЛ и НДС) не снижает объем налоговых поступлений, а увеличивает за счет вывода доходов из нелегального рынка, развития предпринимательской деятельности, роста объемов производства. При этом «добросовестные» налогоплательщики, действующие в рамках законодательства, ощущают от данной налоговой политики реальное снижение нагрузки. Говоря же о предпринимателях, малом бизнесе, развитию которого государство уделяет большое внимание, следует отметить, что к субъектам малого предпринимательства относятся почти 35 тысяч организаций — юридических лиц, но экономически активных из них лишь 23 тысячи. А из 130 тысяч зарегистрированных индивидуальных предпринимателей осуществляют деятельность, сдают соответствующую отчетность и уплачивают налоги — 85 тысяч. Налоговая нагрузка на эту категорию налогоплательщиков выглядит так: за 9 месяцев 2004 года от среднестатистического экономически активного субъекта малого предпринимательства — юридического лица поступило в бюджеты всех уровней 226 тысяч рублей, от индивидуального предпринимателя 10 тысяч рублей.

С 1 января 2005 года вступили в силу многочисленные поправки в налоговое законодательство. Какие изменения произошли в налогообложении юридических лиц?

Произошли изменения в порядке уплате налога на добавленную стоимость. В частности, с 1 января 2005 года не облагаются НДС операции на вторичном рынке жилья. А издательские и сопутствующие им услуги, ранее облагавшиеся НДС по льготной ставке 10\%, облагаются НДС по ставке 18\%. Общий порядок обложения НДС по принципу «страны назначения» распространен и на торговлю с Республикой Беларусь. Повысилась с 6\% до 9\% ставка налога на прибыль по отношению к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами. Произошли изменения в налогообложении прибыли, а также налогообложения доходов физических лиц по операциям, связанным с ипотечным кредитованием.

Налоговый кодекс РФ дополнен главой 25.2 «Водный налог». Установлен круг плательщиков водного налога, определены объект налогообложения водным налогом, а также порядок исчисления налоговой базы, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, порядок представления налоговой декларации.

С 1 января 2005 года объекты налогообложения налогом на игорный бизнес подлежат регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта. Любые изменения количества объектов также регистрируются по месту установки объектов обложения. Ранее регистрацию объектов налогообложения, а также изменения их количества производил налоговый орган, в котором организации и индивидуальные предприниматели были зарегистрированы в качестве налогоплательщика. Это порождало тенденцию регистрировать организации или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса, там, где были установлены наименьшие ставки налога на игорный бизнес, а непосредственную деятельность вести на территории других административных единиц.

Налоговый кодекс РФ дополнен главой 31 «Земельный налог», которая заменит Закон РФ «О плате за землю». С 2005 года земельный налог по нормам новой главы будут уплачивать налогоплательщики тех местностей, муниципальные власти которых примут соответствующий закон. Повсеместно новая глава будет введена с 2006 года. В Республике Татарстан на 2005 год сохраняется действие Закона РФ «О плате за землю».

Действующие в 2004 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, применяются в 2005 году с коэффициентом 1,1.

В перечень видов деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, добавлен вид деятельности «распространение и (или) размещение наружной рекламы». Также на уплату единого налога на вмененный доход переведен такой вид деятельности, как оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках. По всем видам деятельности, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход, показатели базовой доходности увеличены в 1,5 раза.

Изменилось ли налогообложение по единому социальному налогу и налогу на имущество юридических лиц?

Снижены ставки единого социального налога для всех категорий налогоплательщиков, включая индивидуальных предпринимателей и адвокатов. Максимальная ставка налога для большинства налогоплательщиков снижена с 35,6\% до 26\%. Порог шкалы регрессии увеличен до 280 тыс. рублей. Отменены ограничения по доступу к пониженным ставкам — раньше было запрещено применять регрессивную шкалу, если средняя налоговая база на одного работника составляла менее 2500 рублей в месяц.

Налогообложение имущества организаций в 2005 году производится в соответствии с Главой 30 Налогового Кодекса РФ, вступившей в действие с 1 января 2004 года. Налог на имущество организаций — региональный, а значит, вводится в действие Законом Республики Татарстан, который определяет порядок, сроки уплаты налога и устанавливает льготы по налогу. Законом Республики Татарстан введено значительное количество дополнительных льгот для организаций. Льготное налогообложение предусмотрено в отношении объектов жилищного фонда; имущества, предназначенного для водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, сбора и переработки мусора в части услуг, оказываемых населению; имущества метрополитена, предназначенных для перевозок пассажиров; автомобильных дорог общего пользования; имущества органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления; имущества бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов и некоторые другие.

С 2005 года установлена пониженная налоговая ставка в размере 1,1\% для научно-исследовательских, конструкторских учреждений, в общем объеме которых научно-исследовательские работы составляют не менее 70\%.

Какие изменения произошли в этом году в порядке взимания государственной пошлины?

С 1 января 2005 года вступила в силу новая глава Налогового кодекса РФ — «Государственная пошлина». Государственная пошлина заменила собой многочисленные сборы, ранее взимавшиеся различными органами и учреждениями.

Налоговым Кодексом установлен десятидневный срок уплаты государственной пошлины со дня вступления в законную силу решения суда. Изменен порядок возврата государственной пошлины из бюджета. С 1 января 2005 года плательщику необходимо обращаться с заявлением о возврате излишне уплаченной государственной пошлины в налоговый орган не по месту своего учета, а по месту совершения действия, за которое уплачена государственная пошлина. Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год» установлены администраторы поступлений государственной пошлины в бюджет. В их число входят Федеральная налоговая служба, Верховный суд Российской Федерации, Федеральная миграционная служба, Федеральная регистрационная служба.

На администраторов поступлений государственной пошлины возложены функции контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учета, взыскания и принятия решений о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет.

За Федеральной налоговой службой закреплено администрирование пошлины за государственную регистрацию юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, изменений, вносимых в их учредительные документы, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц, а также по делам, рассматриваемым в судах.

Есть ли в этом году изменения в межбюджетных отношениях между Татарстаном и федеральным центром? Сколько теперь Татарстан оставляет налоговых сборов у себя, а сколько уходит в федеральный центр?

Существенные изменения произошли в межбюджетном распределении налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых. В 2004 году доля этих двух налогов в общем объеме налоговых поступлений консолидированного бюджета Республики Татарстан составила 43,2\%, из них 33,6\% — по налогу на прибыль и 9,6\% — по НДПИ. Доходы по налогу на прибыль в 2004 году распределялись в соотношении 5\% — в федеральный бюджет и 19\% в бюджет субъекта РФ. С 2005 года 6,5\% поступает в федеральный бюджет и только 17,5\% — в бюджет субъекта РФ. Доходы по налогу на добычу полезных ископаемых в 2004 году распределялись в соотношении 85,6\% — в федеральный бюджет и 14,4\% в бюджет субъекта РФ. С 2005 года 95\% поступает в федеральный бюджет и только 5\% — в бюджет субъекта РФ. Из-за этих изменений консолидированный бюджет республики недополучит в 2005 году, как минимум, 3,4 млрд. рублей, из них 0,8 млрд. рублей — по налогу на прибыль и 2,6 млрд. рублей — по НДПИ.

Изменения коснулись и двух других налогов — водного налога и государственной пошлины. В 2004 году все поступления водного налога зачислялись в бюджет республики, с 2005 года вся сумма налога поступает в федеральный бюджет. Также полностью в федеральный бюджет зачисляются суммы государственной пошлины, тогда как в 2004 г. она распределялась между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Российской Федерации. Эти изменения также приведут к частичной потере консолидированного бюджета республики. Анализ итогов первого квартала текущего года показал, что налоговые поступления распределились в соотношении 54,4\% — в федеральный бюджет и 45,6\% — в консолидированный бюджет республики. За аналогичный период 2004 года данное соотношение составляло соответственно 49,5\% и 50,5\%.

С марта 2005 года в Татарстане начал действовать новый специализированный оператор связи по обслуживанию электронного документооборота — Учебно-научный центр информационной безопасности. Расскажите об этом поподробнее.

Система сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности по электронной почте внедряется в нашей республике с 2002 года. На сегодняшний день 5408 организаций используют эту прогрессивную технологию. Передавая отчетность по телекоммуникационным каналам связи непосредственно с рабочего места, они не теряют время на посещение налоговых инспекций и простаивание в очередях.

До недавних пор на территории Татарстана действовал единственный оператор связи — ЗАО «Такснет». Это было связано с тем, что ни одна другая фирма не имела необходимых сертификатов и программного обеспечения для оказания такого рода услуг.

С марта в Татарстане на рынке услуг в системе электронного документооборота появился новый специализированный оператор связи по обслуживанию системы электронного документооборота — Учебно-научный центр информационной безопасности Приволжского Федерального округа (УНЦИБ ПФО). Для передачи данных им используется программный комплекс «Контур-Экстерн». Появление нового оператора на этом рынке создаст здоровую конкуренцию, приведет к улучшению качества услуг, предоставляемых операторами связи, и снижению расценок на данные услуги. Опытная эксплуатация системы представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи по технологии «Контур-Экстерн» начата в четырех инспекциях ФНС России по Республике Татарстан: межрайонной инспекции ФНС России № 14 по Республике Татарстан, межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, инспекции ФНС России по Московскому району г. Казани, инспекции ФНС России по Кировскому району г. Казани. Планируется, что опытная эксплуатация системы «Контур-Экстерн» будет завершена к концу мая, и летом уже все налогоплательщики республики получат дополнительную возможность представлять налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде через Интернет.

В прошлом году в рамках административной реформы Министерство по налогам и сборам России преобразовано в Федеральную налоговую службу. Соответственно, поменялся статус региональных подразделений. Эти изменения как-то повлияли на работу налоговых органов нашей республики?

Федеральная налоговая служба стала подшефной Минфину России, утратив право законодательной инициативы, право утверждать формы деклараций, право разъяснять спорные и неурегулированные законодательством вопросы, связанные с исчислением налогов и сборов.

Основным направлением работы становится осуществление контроля и надзора над соблюдением налогового законодательства. Кроме этого, на основании статьи 32 Налогового кодекса РФ налоговые инспекторы должны информировать налогоплательщиков об их правах и обязанностях, действующих налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты, порядке заполнения налоговой отчетности.

Начатая за три года до административной реформы модернизация налоговых органов России, заключающаяся, во-первых, в переходе инспекций на типовую организационную структуру, построенную по функциональному принципу; во-вторых, во внедрении системы электронной обработки данных (ЭОД), в полной мере позволяет реализовать поставленные задачи. Такая организация работы внесла существенные коррективы не только в деятельность самих налоговых инспекторов, но и в их взаимоотношения с налогоплательщиками. Теперь все непосредственные контакты с налогоплательщиками — организациями и физическими лицами — осуществляются только в отделах по работе с налогоплательщиками. К функциям сотрудников этих отделов относится прием отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, выдача справок о состоянии расчетов с бюджетом, проведение сверки расчетов и информирование налогоплательщиков.

С передачей Минфину РФ полномочий по утверждению форм налоговых деклараций имеет место не своевременное их утверждение и доведение до налоговых органов и налогоплательщиков, что приводит к недовольству налогоплательщиков большими очередями в последние дни сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности. Проверкой сданной отчетности и деклараций занимаются в отделах камеральных и выездных налоговых проверок, где и реализуется основная функция налоговых органов — контроль и анализ, основанный на применении современных технологий и компьютерных программ. При такой организации работы исключается влияние субъективного фактора и возможные должностные злоупотребления со стороны налоговых инспекторов. Но при этом повышается ответственность налогоплательщика за правильность и своевременность предоставления налоговой отчетности.

Некоторые налогоплательщики проявляют озабоченность в связи с ликвидацией налоговых инспекций в ряде районов республики. С чем связано сокращение налоговых инспекций, и куда обращаться налогоплательщикам тех районов, где инспекции ликвидированы?

Действительно, в результате мероприятий по оптимизации структуры налоговых органов Татарстана было сокращено количество налоговых инспекций — из 34 их осталось 21. Если ранее налоговые инспекции обслуживали одно административно-территориальное образование, то теперь созданы межрайонные инспекции, которые обслуживают налогоплательщиков сразу нескольких районов. Однако это не означает, что в районах, где ранее находились налоговые инспекции, налогоплательщики останутся без внимания. Там, где налоговые инспекции ликвидированы, организована работа территориально обособленных структурных подразделений межрайонных инспекций — участков. На территориальных участках осуществляют деятельность отделы работы с налогоплательщиками, сотрудниками которых ведется работа по приему налоговых деклараций и заявлений, выдача справок о состоянии расчетов с бюджетом, проведение сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом. В обязанности работников территориальных участков входит и информирование налогоплательщиков по порядку представления деклараций, уплате налогов, оформлению платежных документов, а также по другим вопросам общего характера, связанным с деятельностью налоговых органов. То есть для налогоплательщиков, с точки зрения их обслуживания, все осталось как прежде.

Причин упразднения налоговых инспекций несколько. Во-первых, произошло слияние мелких налоговых инспекций, в основном, в сельских районах, где налогоплательщики практически отсутствуют. Затраты на содержание таких инспекций не приносят ощутимой отдачи в бюджет. За счет перераспределения численности усилены городские налоговые инспекции, в которых фактическая нагрузка на одного инспектора достаточно высока. Во-вторых, — это развитие и внедрение современных технологий. Налоговые инспекции оснащены необходимым оборудованием для обмена информацией в режиме реального времени между всеми подразделениями. Сотрудники участков имеют доступ к информационным ресурсам межрайонной инспекции, что делает возможным для налогоплательщиков получать всю необходимую информацию на месте, не выезжая за пределы своего района. Работая по новой структуре, УФНС РФ по РТ успешно обеспечивает сбор налогов и сборов по республике во все уровни бюджетов. Так, за 1 квартал 2005 года в бюджеты всех уровней мобилизовано 26 582,6 млн. рублей, что на 59,4 \% больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. В том числе в федеральный бюджет — 14 458,8 млн. рублей, в консолидированный бюджет РТ — 12 123,8 млн. рублей, ЕСН — 5402,6 млн. рублей.

Во всем мире экономические, в том числе налоговые преступления считаются наиболее изощренными и труднораскрываемыми. Что, по вашему мнению, необходимо налоговым органам, чтобы успешно им противостоять?

Уменьшения числа налогов и сборов и снижение ставок по многим налогам в целом позволило снизить налоговую нагрузку на налогоплательщика. Принятие этих мер оправдывалось стремлением вывести средства из теневого оборота. Ослабление налоговых органов в данной ситуации (в частности, уменьшение прав при проведении налоговых проверок) может негативно сказаться на доходах бюджета страны. Здесь необходимо учесть и интересы добросовестных налогоплательщиков, высказывающих претензии, что излишнее внимание со стороны налоговых органов мешает процессу финансово-хозяйственной деятельности, так и не допустить, чтобы недобросовестные плательщики пользовались теми же преимуществами. Например, если налогоплательщик, заботясь о своей репутации, работает исключительно с добросовестными контрагентами, уплачивающими налоги, не заключает сделок направленных на уклонение от уплаты налогов, сам своевременно уплачивает налоги, проверку такая организация может пройти по упрощенной схеме. Тогда как организация, работающая с «обналичивающими фирмами», использующая схемы ухода от налогов, «выкачивания» средств из бюджета, должна подвергаться тщательной систематической проверке.

На сегодняшний день налоговым органам необходимо шире использовать возможности, предоставленные Налоговым кодексом РФ, в том числе по привлечению экспертов по вопросам, выходящим за границы познаний налогового инспектора. Кроме того, налоговые органы должны научиться так строить свою работу, чтобы не реагировать на уже случившиеся факты нарушений, а предупреждать их путем анализа сложившейся экономической ситуации в стране и в мире, информации, поступающей из различных источников, доведения до налогоплательщиков возможных нарушений налогового законодательства и их последствий.

Известно, что экономическая преступность не признает границ. А как обстоят дела с сотрудничеством УФНС РФ по Республике Татарстан с налоговыми органами других регионов России?

Сотрудничество между налоговыми органами Российской Федерации происходит как на уровне Управлений по субъектам федераций, так и на уровне налоговых инспекций. Практика показала, что такое сотрудничество дает большие положительные результаты, поскольку недобросовестные налогоплательщики, проводящие операции с «обналичивающими фирмами», полагают, что, выбрав недобросовестного контрагента из соседнего города, обезопасили себя. В настоящее время налоговые органы располагают большой информационной базой не только по республике, но в целом по России. И в век высоких информационных технологий получить информацию по любой организации, зарегистрированной на территории Российской Федерации, — дело одной недели.

Есть ли у налоговых инспекторов Татарстана действительно «громкие» дела по раскрытию налоговых преступлений?

Квалификацией и раскрытием налоговых преступлений в Татарстане занимается Управление по налоговым преступлениям Министерства внутренних дел Республики Татарстан. Налоговые органы устанавливают нарушения законодательства о налогах и сборах, совершаемых налогоплательщиками и налоговыми агентами, и если указанные нарушения содержат признаки преступления, материалы передаются в органы внутренних дел для соответствующей квалификации. Так, в 2004 году в правоохранительные органы направлено 263 материала по налоговым правонарушениям, связанным с уклонением от уплаты налогов в крупных и особо крупных размерах. По данным материалам возбуждено 36 дел, по 13 уголовным делам вынесены судебные решения. Акты проверок налогоплательщиков, устанавливающие нарушения налогового законодательства, являются документами для служебного пользования, поэтому содержащаяся в них информация не может быть озвучена для широкой публики. Однако можно сказать о том, что налоговыми органами за 2004 год дополнительно начислено 6282,4 млн руб. налогов и сборов, и по эффективности контрольной работы Республика Татарстан занимает 3 место.

Новости
12 Декабря 2024, 19:42

Бюджет Нижнекамска составит ₽10,7 млрд В 2025 году

Это почти на 500 млн больше, чем в текущем году.

На сессии Нижнекамскского района и города утвердили бюджет на 2025 год в размере 10,7 млрд рублей, что на 500 млн больше, чем в 2024 году. Об этом сообщила Светлана Логинова, глава департамента по бюджету и финансам. Ожидается, что в 2026 году бюджет возрастет до 11,4 млрд рублей, а в 2027 году — до 12,2 млрд.

Собственные доходы района в 2025 году составят 3,4 млрд рублей. Благодаря безвозмездным поступлениям муниципалитет получит 7,2 млрд рублей: 4,5 млрд из бюджета РТ, 2,4 млрд из бюджета Нижнекамска и 256 млн из федерального бюджета. Основная статья расходов района — образование, на которое приходится 8,4 млрд рублей.

Напомним, общий объем расходов консолидированного бюджета Татарстана на 2025 год составит 525,6 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: