Лицензирование строительных видов деятельности, как одних из самых опасных начало осуществляться в России еще в 1991 году. В 2004 году Правительство РФ внесло на рассмотрение в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». Законопроектом предусматривается внесение существенных изменений в действующую на сегодняшний день процедуру лицензирования, направленных в первую очередь на сокращение количества лицензируемых видов деятельности, в том числе и строительной. Всего предлагается отменить лицензирование более 50 видов деятельности. В качестве альтернативы лицензированию строительной деятельности рассматриваются добровольная сертификация или страхование ответственности, а также передача контроля за строителями их объединениям.
В марте 2004 года Госстрой России был преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, в структуре которого был создан Федеральный лицензионный центр. Федеральному агентству были переданы полномочия Госстроя России, в том числе и по выдаче лицензий на инженерные изыскания, проектирование и строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом. Указом Президента РФ от 13 сентября 2004 г. было образовано Министерство регионального развития Российской Федерации, а Указом Президента РФ от 1 декабря 2004 г. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству передано из ведения Минпромэнерго РФ в ведение вновь созданного Министерства регионального развития Российской Федерации | ||
Противники отмены лицензирования ссылаются на негативные последствия этого шага в других отраслях. В качестве примера часто приводится риэлтерская деятельность, лицензирование которой было отменено около двух лет назад. Сегодня выход на риэлтерский рынок абсолютно открыт. Отмена лицензирования привела к тому, что на рынке появилось большое количество непрофессионалов, которые оказывают некачественные услуги. Поэтому многие профессиональные участники рынка недвижимости выступают за возвращение лицензирования риэлтерских услуг. При этом в процедуре допуска организаций на рынок должны участвовать не только госорганы, но и профессионалы этого рынка.
В случае со строительной деятельностью последствия этого шага могут быть еще серьёзнее, чем в случае с риэлтерами, так как речь идёт об угрозе жизни людей. Готов ли потребитель поверить в то, что саморегулируемые организации обеспечат защиту его интересов, пока неясно.
Из списка лицензируемых видов деятельности предлагается исключить:
- проектирование зданий и сооружений;
- строительство зданий и сооружений;
- проведение изыскательских работ для строительства;
- деятельность по производству лекарств, табачных изделий и медтехники;
- перевозку пассажиров легковым автотранспортом; переработку, транспортировку и хранение нефти, нефтепродуктов;
- турагентскую, туроператорскую, оценочную, ветеринарную деятельность, погрузочно-разгрузочную деятельность на транспорте и другие.
Часть первая статьи 1079 Гражданского кодекса РФ прямо относит строительство и связанные с ним работы к деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих. Данная правовая норма предполагает наличие очевидных рисков нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан
ртизы в области гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций для объектов жизнеобеспечения, культурно-развлекательных объектов; объектов обслуживания населения (вокзалов, аэропортов, торговых центров), объектов оборонного назначения, то после принятия данных законопроектов может возникнуть ситуация отсутствия какого-либо государственного контроля (надзора) за строительной деятельностью на данных объектах.
Планируется, что на отмененные виды лицензирования могут применяться иные методы государственного регулирования, в том числе обязательные требования технических регламентов. Однако с момента действия Федерального закона «О техническом регулирования» не принято ни одного технического регламента в социально значимых сферах производства, а правительством РФ до сих пор не утверждена Программа разработки технических регламентов на 2004−2006 годы.
Отмена лицензирования строительных видов деятельности (проектирование зданий и сооружений, строительство зданий и сооружений и инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом) в условиях отсутствия технических регламентов в области проектирования и строительства, безопасной эксплуатации зданий и сооружений представляется нецелесообразной, поскольку может повлечь за собой увеличение риска техногенных аварий и катастроф, а также снижение качества строительных работ.
Кроме того, отмена лицензирования упростит проникновение на рынок строительных услуг непрофессиональных субъектов предпринимательства, что в условиях активизации терроризма в России не будет способствовать своевременному предупреждению и предотвращению терроризма при строительстве особо опасных объектов и объектов с массовым пребыванием людей.
В защиту сохранения лицензирования строительной деятельности было много обращений в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, а также к депутатам Государственной Думы и представителям Федерального собрания РФ. За сохранение лицензирования строительных видов деятельности выступили строительные организации, профессиональные коллективы, общественные организации. В адрес Правительства РФ и в Государственную Думу РФ были направлены обращения от правительства Республики Татарстан и Союза строителей Республики Татарстан в поддержку сохранения лицензирования строительных видов деятельности.
В результате этих обращений в законопроект о лицензировании отдельных видов деятельности депутатами внесены очередные поправки. По оценкам экспертов, то, что строительное лицензирование сохранится еще какое то время, вопрос практически решенный.
Несвоевременность предложения о ликвидации лицензирования очевидна. Ни один из предлагаемых альтернативных методов регулирования видов деятельности в строительной сфере не обеспечивает в полной мере защиту прав, законных интересов, здоровья граждан, безопасность строительства объектов и не является по своим функциям дублирующим или взаимозаменяющим лицензирование.
До принятия технических регламентов в области строительства невозможно посредством рыночных механизмов, механизмов саморегулирования и иных методов государственной разрешительной политики обеспечить регулирование в области строительства, направленное на создание безопасной среды жизнедеятельности всего населения страны. Именно поэтому необходимо сохранить лицензирование вышеуказанных видов деятельности до вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования в области строительства.
История с отменой лицензий на строительные работы — редкий пример единодушного неприятия, казалось бы, благих новаций. Строительный бизнес, потребители его услуг, экспертное сообщество и сами чиновники выступают против отмены лицензирования и приводят достаточно веские аргументы в пользу сохранения лицензий.
Забота о предпринимательском климате — похвальное и нужное занятие. Только зачем эту заботу навязывать и отказываться от государственного регулирования на тех рынках, где сами участники требуют ужесто
чения правил?
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: