В начале марта в Казани, в музее А.М. Горького, состоялась сессия Совета музеев РТ. Наряду с подведением итогов работы за год и обсуждением узкоспециальных тем, руководители региональных музеев и Национального музея РТ обсуждали и вопросы продвижения музеев, возможности использования информационных технологий, музейного маркетинга и Интернета. Последние темы со всей очевидностью находятся в более широком контексте, который задается грядущим юбилеем Казани. В свете серьезного изменения облика города, музеи и исторические заповедники остаются чуть ли не единственными площадками, на которых 1000-летняя история города может быть не просто рассказана, но предъявлена наглядно в экспонатах и документах. С одной стороны, это стимулирует интерес горожан и ожидаемых гостей столицы; с другой — предъявляет дополнительные требования к техническому оснащению музеев, к маркетингу, к проектной деятельности в музеях города и республики.
Музеи других городов РТ стоят перед похожими проблемами, с той лишь разницей, что интерес туриста к музею, вероятнее всего, будет необоснованно угасать по мере удаления от Казани.
Хорошо осознавая данные проблемы, руководители музеев и представители Министерства культуры РТ сообщили решения по их преодолению и ряд собственных инициатив.
Успехи, проблемы
В своем докладе на Совете музеев РТ заместитель министра культуры Рафаэль Валеев отметил рост количественных показателей результативности работы республиканских музеев в 2004 году:
- посещаемость — 874,2 тыс. человек (рост на 153,6 тыс.);
- количество экскурсий — 23 471 (рост на 1645);
- количество выставок — 1020 (рост на 87);
- рост государственной части музейного фонда РТ — 16 168 единиц хранения (кроме того, 141 произведение изобразительного искусства);
- расходы на пополнение фонда — 4929 тыс. рублей.
Также была отмечена активная проектная деятельность музеев. Последние реализовали или готовят запуск целого ряда проектов, связанных с новыми экспозициями, реставрационными работами, привлечением грантов
В региональных музеях тоже есть достижения. Елабужскому музею-заповеднику удалось привлечь средства Федеральной адресной инвестиционной программы под ремонтно-реставрационные работы в мемориальном комплексе М.И. Цветаевой, Доме-усадьбе Н.А.Дуровой, Доме-музее И.И.Шишкина. В новое здание въехал музей «Нижнекамск — город нефтехимии», открылись новые этнографические экспозиции в музеях Лениногорска, Нурлата, Буинска. Булгарский, Билярский и Елабужский музеи-заповедники активно привлекают туристов. Музей изобразительных искусств и Союз художников РТ приняли участие в ряде региональных и общероссийских проектов, таких как «Сияние лун», «Наив — 2004», «Большая Волга», «Николай Фешин: из собрания Музея изобразительных искусств РТ», «Сияние гор», «Западноевропейский натюрморт из собрания Государственного Эрмитажа».
Однако при сопоставлении активности республиканских музеев с активностью их коллег из соседних областей и республик вскрывается ряд проблем. Музейная сеть Татарстана лидирует по количеству единиц хранения в Музейном фонде, по абсолютному числу выставок, по бюджетным ассигнованиям и по музейным площадям, а по количеству музеев уступает только Башкортостану, по количеству научных сотрудников — только Пермской области. При этом наши музеи проигрывают по компьютеризации музейных коллекций Чувашской республике, Кировской, Самарской, Саратовской и Ульяновской областям; по подключению к Интернету уступают Нижегородской и Самарской об ластям; по платным услугам — Удмуртии, Нижегородской, Самарской, Пермской областям; по предпринимательской деятельности — Башкортостану, Самарской и Ульяновской областям. Кроме того, музеи РТ только на 9 месте по посещаемости и на 3-м — по экскурсиям. Все это на фоне «старения» и роста текучести кадров.
Так что постановка задачи продвижения музеев и внедрения IT в их работу — не просто фигура речи, которая благодаря модным тенденциям употребляется в связи с такими отраслями, как образование и культура. И всё же наш случай можно считать удачным, поскольку юбилей города задает определенный вектор работы, и к настоящему моменту музейные «айтишники» могут предъявить не только наработки, но и достижения.
ИТ для архивариуса
Естественно, сосредоточением современных подходов стал Национальный музей РТ, и это связано с объективно центральным положением музея в общереспубликанской музейной сети. Музей централен с трех точек зрения:
- административной, поскольку является головной структурой для 80 республиканских музеев (всего в республике 100 государственных и 400 общественных музеев);
- методической;
- доступа к научным центрам, таким как Институт проблем информатики (ИПИ) или Центр информационных технологий при КГТУ им. Туполева, с которыми уже налажено сотрудничество;
- кадрового обеспечения (понятно, что центральный музей, имея связи с вузами и предоставляя лучшие условия работы, может рассчитывать на лучшие кадры).
При всех этих плюсах небольшой отдел информатизации физически не может «тянуть» информационную политику как минимум 80 музеев, хотя в начале 2000-х гг. именно это и приходилось делать.
Алиса Борисова, руководитель отдела информатизации НМ РТ:
— Сложность состоит в том, что нам необходимо объединить в единую интернет-сеть различные электронные ресурсы. Сегодня эти ресурсы состоят из электронной экспозиции с использованием БД КАМИС (Комплексная автоматизированная музейная информационная система), музейных интернет-ресурсов, в частности — портала «Музеи Татарстана» и музейного интернет-центра.
То есть каким-то образом нужно «привязать» внутренние информационные системы и базы данных Национального музея к интернет-порталу, который еще необходимо как-то продвигать в Сети. В качестве решения была предложена самая популярная и распространенная система КАМИС-2000, разработанная петербургской компанией ОАО «Альт-Софт». Она позволяет ускорить и сделать более удобными процедуры учета экспонатов, их хранения, описания и инвентаризации, организовать доступ к музейным базам разных категорий посетителей и профессионалов. На базе КАМИС удобно формировать электронные экспозиции, а это в свою очередь позволяет привлечь в музей молодежь и гораздо более эффективно осуществлять просветительские и культурные функции музеев. Читатель может убедиться в этом лично, посетив электронную экспозицию музыкальных шкатулок, граммофонов и патефонов Национального музея РТ. Естественно, здесь важную роль играют интернет-решения, и интересовать нас будут два связанных портала «Музеи России» и «Музеи Татарстана».
Продвижение музеев в Сети
При количестве музеев — 500 штук — установка «каждому музею — по сайту!» сама по себе звучит довольно проблематично. При такой установке моментально в каждом музее обостряются и без того острые кадровые и финансовые проблемы. С другой стороны, для адекватного представления о культуре, истории, народах республики необходимо представить в Сети всех. Проблема снимается в рамках сотрудничества портала «Музеи Татарстана» с порталом «Музеи России». «Музеи России» — первый проект интернет-студии «Hand-made», реализованный в 1996 году. На сегодняшний день портал публикует 500 новостей в месяц, его посещают 6000 человек в день (для сравнения — реальные экспозиции казанского музея Горького привлекают 20 000 посетителей в год).
Алиса Борисова:
— Уже пришло время (многие не понимают этого!), когда число виртуальных посетителей музея часто превышает количество реальных. Поэтому очень важно заботиться о том, как выглядит музей в Интернете, каким должно быть его лицо в открытом информационном пространстве.
Портал «Музеи Татарстана» начинался с объединения в рамках сайта НМ РТ сайтов 8 музеев: Национального музея, музеев А. М. Горького, Г. Тукая, Е. А. Боратынского, С. Сайдашева, Ш. Камала, М. Джалиля и К. Васильева. Однако дальнейшее производство отдельных сайтов было признано неэффективным, создатели портала обратились к опыту «Музеев России», и было найдено технологически иное решение, которое позволило наладить такой поток новостей на общероссийский сайт, что «Музеи Татарстана» вышли в лидеры по количеству региональных новостей. Как сообщил Рафаэль Валеев, в 2004 году портал был дважды награжден дипломами за участие в конкурсах интернет-проектов.
Алиса Борисова:
— Наглядное подтверждение технологии представления новостей вы можете увидеть здесь: http://tatar.museum.ru/news.asp. Можно открыть любую новость, к примеру — http://tatar.museum.ru/news.asp?id=21 204, и аналогичную новость вы увидите по адресу www.museum.ru/N21204/.
Мы совместно с порталом «Музеи России» создали уникальную технологию, которая достигается за счет встроенности портала «Музеи Татарстана» в архитектуру портала «Музеи России», и позволяет поддерживать и наращивать список web-страниц региональных музеев (см. http://tatar.museum.ru/search.asp; к примеру, http://tatar.museum.ru/M3030 и http://museum.ru/M3030) и блок новостей. Это гораздо ценнее, чем создание отдельных сайтов, чем занимаются все. И многие думают, что появление их сайта — гарантия известности в Сети. Хотя на портале есть 8 отдельных сайтов, расширение их списка зависит от финансирования. Известность этих сайтов также напрямую связана с той технологией, о которой я сказала выше, потому что любая новость дает ссылку на «малую» web-страничку, где указан адрес собственного сайта.
Причем речь идет не об унификации. Хотя в подаче и организации информации проглядывается общая структура, каждый сайт имеет свое лицо, и «Музеи Татарстана» имеют все возможности проводить собственную информационную политику в оформлении портала, проектах, экспозициях и пр.
Особо следует отметить проблемы перевода портала на татарский и английский языки. Сегодня татарская версия представляет собой набор аудиозаписей на татарском языке с русскими описаниями и текстами. Единственная причина такого положения дел — недостаток средств. В таком варианте татарский раздел существует с 2002 года, когда что-то удалось сделать бесплатно. Попытки найти спонсоров в Казани успехом не увенчались. Деньги нашли в Москве, и к концу года татарский вариант с татарскими текстами на латинице и кириллице все-таки появится. Доработка английской версии откладывается по тем же причинам.
В предыдущие годы хорошая результативность по наполнению новостями и сотрудничество с «Музеями России» вообще достигалось за счет жесткой централизации этой работы на базе отдела информатизации НМ РТ, однако сегодня ответственность за работу с сайтом постепенно перераспределяется в пользу районных и других казанских музеев.
Судя по всему, развитие данного направления в музейном деле в республике идет по нарастающей. Уже начаты работы с корпорацией «ПроСофт» (г. Москва) по оцифровке музейного фонда и созданию электронного архива. Совместно с компанией Parallax проводится оснащение Национального музея РТ беспроводной интрасетью; в начале апреля планируется юбилейная выставка, посвященная Дню открытия Национального музея, которая обещает быть очень зрелищной и современной; а с 30 мая по 3 июня 2005 г. в Казани пройдет IX Ежегодная конференция «АДИТ — 2005» (Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии). Тема конференции — «Культурное многообразие в едином информационном пространстве». В течение пяти дней жители Казани и приезжие смогут совершать виртуальные экскурсии по залам крупнейших российских музеев. Отдельная площадка будет посвящена мультимедийным проектам Казани и республики. В ходе фестиваля можно будет ознакомиться c музейными информационными технологиями и приобрести музейные информационные продукты. Звучит немного как оксюморон, но появление в гор
оде и республике таких сочетаний может только радовать.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: