В среду предправления «Газпрома» Алексей Миллер и президент «Роснефти» Сергей Богданчиков вышли к телекамерам и объявили, что государство получит контрольный пакет акций в «Газпроме» в обмен на 100% акций «Роснефти» без «Юганскнефтегаза», который станет самостоятельной госкомпанией. Сутки спустя «Роснефть» объявила слова Миллера о самостоятельности «Юганска» его «личным мнением». В заявлении излагалась и иная схема слияния: «Роснефть» обменивает акции части своих «дочек» на 10,7% «Газпрома» и сохраняет контроль над переданными в монополию активами.
Но Миллер от своих планов не отказался. «Газпром» планирует на днях обнародовать детали сделки, сказал вчера представитель монополии Сергей Куприянов.
Как стало известно, консультанты монополии уже проработали план слияния. Об этом рассказал источник, близкий к слиянию со стороны «Газпрома», и подтвердили два менеджера монополии. По их словам, схема такова. «Юганскнефтегаз» вместе с «Байкалфинансгрупп» выделят в отдельную компанию. После этого 100% акций «Роснефти» будут внесены в «Газпром» в обмен на 10,7% его акций по схеме, утвержденной правительством еще в 2004 г. Тогда было решено приватизировать «Роснефть», а ее акции передать государственному АО, которое затем заключило бы договор мены с «дочками» «Газпрома». В 2004 г. ФГУП «Технопромэкспорт» уже зарегистрировало для этого АО «Роснефтегаз» с уставным капиталом 500 000 руб. В «Газпроме» утверждают, что эту компанию и планируется использовать для сделки.
Чтобы стоимость «Роснефти» и 10,7% «Газпрома» были равными, говорит источник, близкий к слиянию, госкомпанию предполагается очистить от долгов. Они будут переведены на «Юганскнефтегаз», включая прежние займы госкомпании (около $ 3 млрд). Пакет «Газпрома» стоит около $ 8 млрд, а «Роснефть» — чуть дороже $ 5 млрд, посчитал аналитик «Атона» Дмитрий Лукашов. В DrKW отказались от комментариев, а менеджер «Газпрома» подтвердил, что за счет перевода долга планируется «увеличить стоимость «Роснефти». Другой менеджер «Газпрома» добавил, что возможна и реструктуризация этих долгов.
Сама «Роснефть» оценивает свои обязательства, включая «Юганск» и его обременения, в около $ 20 млрд. Из этой суммы на самом «Юганске» только его налоговые долги — $ 5,1 млрд, его обязательства по гарантиям за «ЮКОС» — $ 1,4 млрд и обязательства перед подрядчиками, подсчитал управляющий партнер юрфирмы A.S.T. Legal Анатолий Юшин. Он добавляет, что технически перевести долг несложно, но для этого нужно согласие «Роснефти», «Юганска» и кредиторов.
А вот с этим могут возникнуть проблемы. До покупки «Юганска» компания в основном привлекала кредиты западных банков, синдицированные ABN AMRO, у нее есть и еврооблигации на $ 150 млн. Менеджер одного из банков — кредиторов «Роснефти» сказал, что его банк не согласится на перевод долга на «Юганск». Вряд ли на это согласится и менеджмент «Роснефти», уверен управляющий фондами Prosperity Capital Management Иван Мазалов. По мнению Лукашова, обременение «Юганскнефтегаза» долгами — одна из причин, по которой «Роснефть» не устроил план Миллера. Впрочем, вчера представители «Роснефти» не отвечали на телефонные звонки, а с сайта компании исчезло ее заявление.
Последнее слово в схеме слияния двух компаний остается за государством. Чиновники все еще не определились. Росимущество, которое занимается подготовкой схемы, не получало никаких поручений и не утверждало схем, сказали два чиновника этого ведомства. Не слышали о схеме и сотрудники администрации президента. Но схема Миллера более логична, чем та, которую озвучивает Богданчиков, убежден Юшин. К ней многое подготовлено, создан «Роснефтегаз», сделаны шаги к приватизации «Роснефти» — она исключена из списка стратегических предприятий. Предложив более стройную схему, Миллер может заработать дополнительные очки, соглашается Дмитрий Лукашов и добавляет: тем более что она позволяет обеспечить прямой контроль государства в «Газпроме» и либерализовать рынок его акций.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: