1 марта министр информационных технологий и связи Леонид Рейман на слушаниях в Думе заявил, что министерство в 2005 году планирует закрепить за сотовыми абонентами право сохранять номер при переходе от одного оператора к другому. Такая услуга широко распространена в Европе и США и называется «Переносимость мобильного номера» (mobile number portability, MNP).
Как пояснил руководитель департамента государственной политики в области инфокоммуникационных технологий Миниинформсвязи Виталий Слизень, скорее всего будет принят специальный закон о MNP. Для этого министерство совместно с «большой тройкой» создаст опытную зону для изучения новой услуги. «Для ее введения помимо законодательной базы необходимо появление специальной компании — посредника между операторами», — говорит Слизень. Эта компания должна будет вложить в оборудование для оказания этой услуги около $ 80 млн. В России на эту роль претендует «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ).
«В Гонконге в первый год после введения этой услуги 95% абонентов поменяли оператора, у нас этот показатель скорее всего составит 15−20%», — считает Слизень. По его мнению, появление MNP усилит конкуренцию на российском сотовом рынке и, возможно, приведет к снижению тарифов. Однако сами операторы к внедрению MNP относятся спокойно и думают, что это не приведет к увеличению оттока абонентов. «Разумеется, часть абонентов захотят поменять оператора ради каких-то новых услуг, но этот процент будет невелик», — отмечает директор по связям с общественностью «ВымпелКома» Михаил Умаров. При этом Умаров считает, что абонентов вряд ли соблазнят демпинговые предложения малоизвестных сотовых операторов. «Сейчас люди в основном ориентируются на брэнд», — говорит Умаров. А директор по связям с общественностью МТС Павел Нефедов отмечает, что за рубежом оператор, к которому пришел такой абонент, платит порядка 15 евро тому, кто его потерял, — это защищает рынок от демпинга и разовых рекламных акций, которые подталкивают абонентов к смене сети. Кроме того, операторы обычно взимают разовую плату с абонента, уходящего к конкуренту. «Для нас появление MNP было бы выгодно», — говорит Нефедов.
«Мы всегда хотели нести абонентам свободу выбора, а невозможность сохранения номера при смене оператора всегда ограничивала эту свободу», — отмечает директор по связям с общественностью «Мегафона» Андрей Климов. По его словам, сейчас более 90% абонентов московского «Мегафона» признают, что перешли к нам из других сетей. «Теперь это станет проще», — говорит Климов.
Эксперты отмечают, что это приведет к обострению конкуренции. Аналитик Объединенной финансовой группы Алексей Яковицкий считает, что усилится конкуренция в секторе высокодоходных корпоративных клиентов, которым наиболее важно сохранять свой номер. С ним соглашается аналитик АСМ-Consulting Антон Погребинский. «Как показывает практика, индивидуальные пользователи не слишком держатся за свой номер, — отмечает Погребинский. — Однако корпоративные абоненты — это единицы процетов от абонентских баз операторов, поэтому миграция будет почти неощутима для операторов». Правда, он не исключает усиления движения абонентов от оператора к оператору в краткосрочном периоде, пока эта услуга будет в новинку. «Серьезного влияния это не окажет. В России часто меняют SIM-карты», — говорит аналитик «ФИНАМа» Олег Шенкер. Он предположил, что это активизирует рост виртуальных операторов, потому что появляется выбор в ценах за трафик.
«Отток может увеличиться лишь на несколько процентов, что не будет заметно для операторов», — говорит аналитик МДМ-банка Сергей Резник. Он также предположил, что «Мегафон», как новичок на московском рынке, может попробовать воспользоваться ситуацией и предложить интересные тарифы, однако абоненты вряд ли решатся менять более качественную связь.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: