Новости
16 Февраля 2005, 15:17

Талгат Замалеев: «Хочу видеть хлебную отрасль богатой»

Объем хлеба в потребительской корзине снижается, если в советские времена россияне потребляли до 350 г хлеба в день, то сегодня — всего 200. Однако ассортимент хлебо-булочной продукции растет, на рынок приходят новые игроки с современным оборудованием. Конкуренция становится более жесткой.

О трудностях, стоящих на пути наших хлебопеков, мы беседуем с генеральным директором ОАО «Объединенная хлебная компания» Талгатом Замалеевым.

Талгат Исламович, есть ли у вас основания быть довольным хлебным прилавком республики?

Я считаю, что у нас насыщенный хлебный рынок и качество хлеба тоже хорошее. Это подтвердила наша прошлогодняя победа на конкурсе в Москве, когда впервые в истории татарстанского хлеба мы получили 4 медали из 14.

На качество хлеба влияют четыре фактора: сырье, оборудование, человеческий фактор и торговля. Когда в начале прошлого года были нарекания по качеству хлеба, мы «прошлись» по всем четырем факторам, усилили контроль и все исправили.

ОАО «Объединенная хлебная компания» создана в апреле 2003 года. В нее входят казанские хлебозаводы № 1, 2, 3, 4, 5 и ОАО «Булочно-кондитерский комбинат».

Был печальный опыт, когда два казанских завода купили две одинаковые линии по производству продукции из слоеного теста, и они не окупились. Как вы оцениваете маркетинговую политику заводов?

Действительно, маркетинг — наша Ахиллесова пята. Несмотря на то что до «Объединенной хлебной компании» была организация «Татхлеб», заводы работали стихийно, не изучая спроса на рынке, поэтому сегодня очень трудно систематизировать и оптимизировать производство хлеба. В Казани заводами производится 200 тонн хлеба в сутки, а производственные мощности — 500 тонн. Для того чтобы снизить издержки производства и повысить рентабельность продукции, мы разработали программу развития отрасли до 2010 года, согласно которой каждый завод будет работать в своей нише, а одному-двум придется закрыться или перепрофилироваться, другого пути нет.

Более того, износ производственных мощностей на некоторых заводах достигает 80\%! В таких условиях очень сложно конкурировать с такими операторами, как «Рамстор», «Метро», «Патерсон», частными пекарнями, доля которых на местном рынке постоянно увеличивается и сегодня уже составляет 10\%.

Талгат Исламович, сегодня доля убыточных хлебозаводов в республике составляет 4\%. В условиях рыночной экономики многим выжить не под силу. Какие заводы Казани будут вынуждены закрыться или перепрофилироваться?

Закрывать заводы не хотелось бы, ведь на них работают отличные специалисты. На сегодняшний день речь идет о четвертом и пятом хлебозаводах. Последний завод мы хотим перепрофилировать под выпуск кондитерских изделий. Если в целом по заводам объем кондитерских изделий составляет 6−10\% от общего объема выпускаемой продукции, то на пятом — около 14\%. Кондитерские изделия сегодня делаются практически вручную. Больших объемов таким образом не сделаешь. А уж если выходить на рынок кондитерских изделий, то объем выпускаемой продукции должен быть не менее 10 т в сутки. Для этого нужно новое оборудование, которое стоит немалых денег. Будем привлекать собственные средства и банковские кредиты. Всего в 2005—2006 годах в переоборудование заводов мы планируем вложить порядка 150 млн. рублей.

Недавно «Объединенная хлебная компания» запустила в производство цех по выпуску мелкоштучной булочной продукции на базе ОАО «Казанский хлебобараночный комбинат». В цехе установлен германский тестоделитель, который позволяет делить тесто на куски от 50 до 500 граммов. Производительность тестоделителя составляет 1200−2800 штук в час. Но главное — это датские ротационные печи, экономящие энергию и тепло. Предполагается, что вложения окупятся в течение года, а прибыль возрастет в четыре раза.

Сегодня на республиканском кондитерском рынке 60\% составляет завозная продукция — рынок насыщен. Значит, надо находить дополнительные рынки сбыта. Вы не поверите, но наш чак-чак, производимый на втором хлебозаводе, продается в Америке. Московские операторы покупают его здесь и отправляют за океан. Но это единичный случай.

Рынок кондитерских изделий непредсказуем: сегодня «на ура» расходятся кексы, а завтра — пряники. Поэтому нужно гибко и оперативно реагировать на спрос рынка. Пошли кексы — увеличить объемы производства, упал спрос — сократить. Пока мы до такого уровня еще не доросли.

Новые операторы — «Метро», «Рамстор», «Патерсон» — достаточно активно рекламируют свою продукцию, свои предприятия. Рекламу наших заводов можно встретить редко…

Да, конкуренты тратят огромные деньги на создание имиджа предприятий, рекламу. Наши хлебопеки пока не научились рекламировать свою продукцию. Ведь сегодня недостаточно выпустить продукцию, главное — ее продать, а это ежедневный труд. Сегодня, когда рынок насыщен, сделать это сложно. Специалиста, который бы обладал искусством маркетинга, найти сложно: у нас уже три человека поменялось, а больших успехов в продвижении своей продукции мы не добились.

Например, один из заводов выпускает печенье в виде сердечек, даже название им дали — «Валентинки». Я сколько предлагал — закидайте магазины этим печеньем, проведите рекламную кампанию: «печенье для влюбленных слоеное, сахаристое…», устройте акцию в день Святого Валентина, раздайте бесплатно на пробу. Но почему-то мои призывы не были услышаны, а ведь за счет таких вещей можно «раскручивать» свою продукцию.

В силу чего не доходят ваши призывы до руководителей маркетинговых служб заводов?

Само руководство заводов понимает, что в рыночных условиях главная задача — продать продукцию и заработать деньги. А начальники служб сбыта и маркетинга привыкли работать по старинке, видимо, знаний не хватает. Мне нравится, как сегодня работает «Татспиртпром»: проводятся дегустации, рекламные кампании, акции. Мы тоже стараемся устраивать дегустации, но все же больше нужно уделять внимание рекламной продукции: буклетам, проспектам.

К сожалению, оставляет желать лучшего и сервис в наших фирменных магазинах: продавцы не готовы к работе с покупателем. Я прихожу в магазин и спрашиваю: «Чем этот батон отличается от другого?» Мне ответить не могут. Продавцы не умеют рекламировать продукцию. Почему нельзя встретить вошедшего мужчину с улыбкой: «Здравствуйте, вот наша новинка — торт такой-то. Устройте для своей семьи праздник!» Да любой мужчина в таком случае не уйдет без покупки.

То есть все упирается в кадры?

Лозунг «кадры решают все» очень актуален для нас. Действительно, в торговле есть проблемы с кадрами, но на заводах у нас очень хорошие специалисты. Сегодня мы готовим резерв кадров для заводов: заключили соглашение с КХТИ, куда ежегодно рекомендуем 6 детей своих рабочих. С первого курса студенты проходят практику непосредственно на рабочих местах. Но с торговлей пока договориться не получается.

Насколько сегодня обоснована цена хлеба, какова его рентабельность?

Хлеб — дорогой продукт, ведь это тяжелый труд крестьян, мукомолов, хлебопеков. Но могу сказать, что при сегодняшних ценах мы можем безубыточно работать. Рентабельность везде разная: все зависит от оборудования. Сегодня в республике только два приличных завода: Булочно-кондитерский комбинат (БКК) и «Челны-Хлеб» — там рентабельность достойная. На пятом же заводе, где износ оборудования достигает практически 90\%, рентабельность ржаного хлеба составляет всего 5\%. В среднем же рентабельность у нас составляет 12−15\%.

Ожидается ли повышение цен на хлеб в 2005 году?

В себестоимости хлеба 30\% занимает стоимость сырья, поэтому все будет зависеть от цен на муку. Сейчас мы проводим мониторинг цен по регионам России и видим, что они стабильны. Поэтому до нового урожая мы не ожидаем повышения цен на хлеб. А каким будет урожай, покажет время. Могу сказать, что повышать цены на хлеб нам не выгодно — практика показывает, что после очередного повышения объемы продаж падают до тех пор, пока люди не привыкнут к новым ценам.

Планируете ли вы взять под свою опеку хлебозаводы, которые находятся за пределами Казани?

Мы уже сейчас работаем с ними, но на договорной основе: они нам платят деньги, а мы представляем их интересы в органах власти, предоставляем им новые разработки и технологии. Но мы не контролируем и не вмешиваемся в их финансовую политику или перспективные планы. Общие проблемы мы решаем на Совете отрасли, который собирается каждый квартал.

Какую долю в стоимости хлеба занимает зарплата рабочих?

Зарплата занимает не такую большую долю, как сырье, — всего 16\%. Тяжелый труд хлебопеков недооценен. Зарплата по сравнению с некоторыми отраслями у нас низкая. В прошлом году средняя заработная плата составляла 5 тыс. 300 рублей. В этом году мы подняли ее, и она составляет 6 тыс. 900 рублей. По сравнению с бюджетниками, наверное, это много, но приплюсуйте сюда крайне тяжелый труд у печей, где температура доходит до 40 градусов, работу в выходные и праздничные дни. Отсюда у нас текучесть кадров. Новые операторы переманивают наших специалистов, и они уходят, так как им предлагают зарплату в два раза выше, чем у нас.

Талгат Исламович, какой вы видите отрасль в перспективе?

Я вижу ее богатой: хочу, чтобы мои работники получали достойную зарплату, чтобы у нас были свои санатории, больницы. Но главное, чтобы у нас были современные заводы. Я приезжаю на московские заводы и любуюсь: современные корпуса, тоннельные печи, линия, которая выпускает 20−25 т продукции в сутки, а на ней работают всего три человека. Хочу, чтобы наши хлебопеки трудились в таких же условиях.

Новости
12 Декабря 2024, 19:42

Бюджет Нижнекамска составит ₽10,7 млрд В 2025 году

Это почти на 500 млн больше, чем в текущем году.

На сессии Нижнекамскского района и города утвердили бюджет на 2025 год в размере 10,7 млрд рублей, что на 500 млн больше, чем в 2024 году. Об этом сообщила Светлана Логинова, глава департамента по бюджету и финансам. Ожидается, что в 2026 году бюджет возрастет до 11,4 млрд рублей, а в 2027 году — до 12,2 млрд.

Собственные доходы района в 2025 году составят 3,4 млрд рублей. Благодаря безвозмездным поступлениям муниципалитет получит 7,2 млрд рублей: 4,5 млрд из бюджета РТ, 2,4 млрд из бюджета Нижнекамска и 256 млн из федерального бюджета. Основная статья расходов района — образование, на которое приходится 8,4 млрд рублей.

Напомним, общий объем расходов консолидированного бюджета Татарстана на 2025 год составит 525,6 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: