Самое положительное отношение к введению ЕГЭ у директоров общеобразовательных школ (54,37\%). Достаточно активно поддерживают введение ЕГЭ специалисты отделов и управлений образования (45,91\%), родители учащихся (46,31\%) и сами учащиеся (46,82\%), ожидающие от введения ЕГЭ повышения объективности и доступности образования.
Самое осторожное отношение к новшеству проявили педагоги, 39,6\% из них затруднились дать какой-либо ответ, видимо, «что такое ЕГЭ и с чем его едят», нашим учителям не совсем понятно.
Объясняем: введение в качестве эксперимента ЕГЭ в регионах России преследует глобальную цель — сделать сферу образования прозрачной, а именно: получить объективную оценку знаний учащихся, повысить качество обучения, а также увеличить доступность высшего образования.
Людмила Нугуманова, заместитель министра образования и науки РТ:
— Судя по отзывам других регионов, услышанных мною на совещаниях в Москве, особенно отдаленных северных, доступность высшего образования у них действительно увеличилась. При этом не надо тратить деньги на проезд в другой город. Достаточно отослать свой сертификат в два-три вуза и ждать результатов. Я думаю, у наших учеников так же увеличатся шансы поступить в российские вузы.
Эксперимент проводится четвертый год, но Татарстан решил участвовать в реформе только в этом году. По словам Людмилы Нугумановой, республика осторожно подошла к этому вопросу, изучала имеющийся опыт, чтобы «не наломать дров».
Эксперимент по ведению на территории России ЕГЭ начался в 2001 году. Тогда в нем приняло участие 5 регионов и 30 тыс. выпускников. В 2004 году в эксперименте по введению ЕГЭ приняло участие уже 65 регионов России, 946 вузов, 1536 средних специальных учебных заведений. А всего ЕГЭ в 2004 году сдавали почти 900 тысяч человек. В 2005 году участвовать в эксперименте будут 78 регионов.
Но одно дело, смотреть на опыт других регионов, другое — внедрять его у себя. Тем не менее специалисты министерства образования республики оптимистично смотрят в будущее, а именно — на июнь этого года, когда 49 тысяч выпускников сядут за парты в пунктах приема Единого государственного экзамена. По словам Людмилы Нугумановой, по качеству образования Татарстан занимает хорошие позиции. Это отметило и федеральное министерство образования и науки, проведя в республике тестирование по математике. Причем в отличие от некоторых регионов, разброс оценок в сельских и городских школах у нас не такой большой.
Людмила Нугуманова:
— Все результаты не могут быть очень хорошими, ведь у всех разные психофизиологические способности. Но бояться того, что результаты тестирования будут хуже, не стоит, так как в условиях эксперимента для учеников предоставляются льготы: если ученик, учившийся все годы на отлично, недобрал баллов на «пятерку», то педсовет школы имеет право дать ему золотую медаль.
В некоторых регионах, в прошлые годы участвовавших в эксперименте, результаты тестирования все же были ниже, чем при обычной аттестации. Но это, по мнению Людмилы Нугумановой, связано с двумя причинами: во-первых, недостаточная готовность учеников; во-вторых, не совершенные тесты или так называемые контрольно-измерительные материалы (КИМы). Действительно, в прошлом году в процессе проведения ЕГЭ в некоторых заданиях КИМ были допущены ошибки и неточности: в 16 225 заданиях, которые были в экзаменационных вариантах, выявлено 35 ошибок (0,2\%), 11 из которых повлияли на изменение результатов выпускников.
Людмила Нугуманова:
— Сейчас все ошибки исправлены, и тесты стали оптимальными. Поэтому вероятность каких-то неточностей в заданиях КИМ сведена к минимуму. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов человеческий фактор, ошибки возможны, поэтому нам предстоит большая работа по обучению наблюдателей, членов предметных комиссии, руководителей пунктов приема экзаменов. Но каждый ученик вправе подать апелляцию, если считает, что заслуживает более высокий балл, чем получил. В этом случае его работа будет тщательно перепроверена.
Знания учащихся будут оцениваться по 100 бальной шкале. Вообще, чтобы получить «пятерку», нужно набрать от 70 до 100 баллов, «четверку» — от 30 до 70 баллов, до 30 баллов — «тройка».
Людмила Нугуманова:
— Выпускникам и родителям не стоит отчаиваться, если ученик не получил все 100 баллов, ведь высшая оценка присуждается при результате от 70 до 100 баллов. Это сделано специально, ведь все школы обучают по разным программам: есть профильные школы, есть обычные.
Тестирование будет состоять из трех частей: в первой (лист «А») ученик должен выбрать один вариант из предложенных четырех, во второй (лист «В») ему нужно будет самому ответить на предложенные вопросы, и в третьей — самой сложной (она будет учитываться при поступлении в профильный вуз, лист «С») — нужно будет дать полный ответ с доказательством. Оценивать третье задание будут два эксперта, если их мнение будет розниться, то спор разрешит третий эксперт.
Наблюдателями выступят люди, не имеющие отношения к школе, тестирующимся ученикам и, возможно даже, к сдаваемому предмету. При этом будут выясняться даже родственные связи между наблюдателями и экзаменующимися. Этот пункт имеет законную юридическую силу уже при проведении эксперимента, и за нарушение его предусмотрена ответственность вплоть до уголовной.
Сертификаты по результатам ЕГЭ действительны в течение 1-го года. Если по каким-то причинам выпускник не поступил в вуз сразу после школы, то через год ему нужно будет снова сдавать ЕГЭ, чтобы подтвердить свои знания и быть в равном положении с остальными абитуриентами.
В этом году татарстанские выпускники смогут сдавать ЕГЭ по математике, русскому языку, истории, физики, химии. По предварительным данным Министерства образования и науки РТ в Татарстане изъявили желание сдавать ЕГЭ по русскому языку 20 395 выпускников, по истории России — 10 746, по физике — 10 539, по химии — 7630 человек. В последующие годы Министерство образования РТ может поменять список предметов по своему усмотрению. Кроме того, если в этом году ЕГЭ будет проводиться в письменном виде, то в последующие годы — в электронном.
Людмила Нугуманова отметила также, что до 25 апреля отказаться от проведения ЕГЭ могут профильные гимназии и школы с обучением на татарском языке. Что касается последних, то Министерство образования и науки РТ нашло понимание в федеральном ведомстве образования и получило разрешение на перевод КИМов на татарский язык, чем сейчас и занимаются специалисты. Так что татароязычные школьники поставлены в равные условия с остальными. Но тут есть один минус: ученик, сдавший ЕГЭ на татарском языке, может поступить только в татарстанские вузы, так как российские сертификаты на татарском языке не примут.
В эксперименте будут участвовать все государственные вузы республики, которые решили принимать до 50\% абитуриентов на основе ЕГЭ, остальные будут поступать по традиционной системе. При этом вузы имеют право на свою оценочную шкалу. Будет ли она сильно розниться с министерской пока неизвестно, и кто будет контролировать ее объективность тоже.
Людмила Нугуманова:
— Не думаю, что в интересах вузов делать большую разницу в шкале. Собственная вузовская шкала есть во всех регионах, и везде отмечают, что это большой недостаток. Создание вузовской шкалы связано с большой разницей в конкурсах: есть факультеты престижные, есть не очень.
Введение ЕГЭ потребует немалых средств. Необходимо организовать пункты приема экзаменов (в этом направлении работа уже ведется). В них в обязательном порядке должен быть компьютер, вырабатывающий варианты тестов, рабочие места для экзаменующихся и наблюдателей, медицинский пункт и охраняемый вход, чтобы ограничить доступ посторонним. Министерство образования и науки РФ рекомендует принимать в одном пункте ЕГЭ у 300−350 учащихся, поэтому пункты будут организованы на базах крупных школ и вузов. Так, Елабужский педагогический институт способен вместить в себя всех выпускников города, а потому именно в нем они будут сдавать ЕГЭ. В районах учащихся малокомплектных школ будут привозить в одну большую школу. Окончательный список пунктов приема экзаменов будет обнародован в конце февраля.
Но только пунктов приема экзаменов для проведения ЕГЭ недостаточно. Необходим региональный Центр мониторинга качества образования, куда будут свозиться все работы учащихся, а затем отправляться в Москву. Министерство образования и науки РФ уже выделило Татарстану оборудование для этого центра на сумму более 3 млн. рублей. Кроме того, в бюджете РТ на этот год на проведение ЕГЭ выделено 3 млн. рублей. Часть затрат, не исключает Людмила Нугуманова, «ляжет на плечи» местных бюджетов.
Система ЕГЭ поставит всех учеников в равные условия. Все фамилии будут закодированы, выпускники будут сдавать экзамен без своих преподавателей, а варианты тестов им индивидуально выберет компьютер. Результаты ЕГЭ будут занесены в единую российскую базу данных, по которой вузы смогут проверить достоверность полученного ими от абитуриента сертификата. Благодаря такой защите, считает Людмила Нугуманова, подделать результаты теста или купить сертификат будет невозможно — придется надеяться только на себя.
Какими будут результаты ЕГЭ в Татарстане, предварительно узнаем в апреле, когда по всем регионам — участникам эксперимента пройдет пробный экзамен. Окончательный итог будет подведен в июне. Правда ждать своих оценок по ЕГЭ выпускникам придется 2−3 дня, так как их работы будут сначала отсканированы в Москву, проверены там, и только потом станут известны результаты. Именно поэтому в этом году выпускные вечера Министерство образование рекомендовало планировать не раньше 23 июня. Но до этого надо пройти серьезное испытание в виде Единого государственного экзамена.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: