Общее число пользователей сотовой связи в России на конец 2004 года составило почти 74 млн., сообщается в исследованиях компании AC&M. Декабрь оказался рекордным месяцем по числу подключений абонентов: прирост составил 8,3 млн., почти в два раза больше, чем за ноябрь.
Уровень проникновения сотовой связи в России превысил 50%, тогда как в конце 2003 года он составлял только 25%. На самом большом российском рынке — московском этот показатель достиг 99,2% против 68% в предыдущем году.
По данным компании, МТС лидирует по количеству абонентов на российском рынке, но в Москве «Вымпелком» опередил своего конкурента.
По состоянию на конец 2004 года у МТС в России было 26,5 млн. абонентов, у «Вымпелкома» — 25,715 млн. За последний месяц ушедшего года «Вымпелком» и МТС телефонизировали почти 5% населения России, продав около 7 млн. контрактов. МТС увеличила свою абонентскую базу на 15,5%, а его основной конкурент — на 14,7%.
Доля третьего по величине оператора — «Мегафона» в новогодних подключения была на уровне 18%, что составило 215 тыс. новых абонентов.
Первое место по количеству подключений в регионах в 2004 году принадлежит МТС. Но лидером по числу региональных абонентов пока остается «Вымпелком», который на конец декабря обслуживал 17,2 млн. пользователей. МТС следует за ним с отставанием всего в несколько десятков тысяч абонентов.
Aналитики AC&M обращают внимание, что прирост числа региональных абонентов МТС происходил в том числе и за счет приобретения в декабре новых операторов: «Горизонта-РТ» (около 100 тыс. пользователей) и «Телесот-Алании» (около 50 тыс.).
Приближение к стопроцентному уровню проникновения сотовой связи в Москве повысило интерес аналитиков к различию между такими показателями, как реальное число людей, пользующихся услугами сотовой связи, и теми цифрами, которые операторы сообщают, руководствуясь собственной политикой учета абонентов.
Аналитики AC&M полагают, что разница между действительным количеством пользователей сотовой связи в московской лицензионной зоне и цифрой, сообщаемой операторами, составляет как минимум 22%. Расчеты других исследователей рынка еще более пессимистичны.
Они считают, что эта разница составляет от 25 до 35%. «На четверть прирост новых абонентов — мертвый, — говорит Константин Чернышев, аналитик по телекоммуникациям ИК „НИКойл“, — реальные цифры прояснятся только через шесть месяцев, когда закончится действие предновогодних маркетинговых инициатив сотовых компаний, и станет видно, сколько реально абонентов осталось в сети».
Несоответствие числа реальных и заявленных абонентов варьируется от оператора к оператору, в зависимости от применяемой политики учета пользователей. МТС, например, перестает учитывать своих абонентов, если их баланс равен нулю или ниже в течение 183 дней, либо пользователь не осуществил ни одну транзакцию, которая привела бы к списанию денег со счета в течение этого срока. Схожая политика учета абонентов и у «Вымпелкома». Но этот оператор сначала блокирует пользователя, у которого счет остается без движения в течении 180 дней, а только потом исключает из абонентской базы по прошествии еще 180 дней. «Мегафон» демонстрирует политику учета абонентов, отличную от двух лидирующих компаний. Оператор исключает из числа своих абонентов пользователей, если они находятся в вынужденной блокировке более чем 90 дней.
У сотовых компаний есть несколько возможностей манипулировать со статистикой, не зря же количество функционирующих мобильных телефонов в стране процентов на 20 меньше, чем действующих контрактов.
Нередко бывает, что при покупке нового контракта абоненту дешевле поменять номер, а старую sim-карту он просто выбрасывает. То же самое бывает и в случае, если телефон украли или потеряли: многие предпочитают купить новый контракт, но номер за такими абонентами сохраняется еще на полгода. Даже если на счет не поступают деньги, его не отключают немедленно и такой контракт считается действующим столько времени, сколько установлено внутренними нормативами компании.
«Рекордные цифры подключений, исходящие от сотовых компаний, заставляют задуматься о реальности показателей», — говорит Надежда Голодова,
аналитик ИК «Атон». По ее мнению, искажения при сравнении могут быть связаны с разными подходами к учету абонентов. «Чтобы цифры стали сопоставимыми, должна применяться единая политика учета пользователей сети», — считает Надежда Голодова.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: