У каждого пятого россиянина в этом году появилась возможность брать кредиты в банках на приобретение квартир, автомобилей, компьютеров и домашней техники. Таких потребительских кредитов мы «набрали» на 460 млрд. рублей (на 240 млрд. больше, чем в прошлом году). Дошло дело и до «мобилизации всей страны». Уже 40 млн. россиян разговаривают по сотовым телефонам, и эти «игрушки» появились почти в каждой семье.
Но что любопытно! Оказывается, в этом году мы стали еще азартнее. Иначе, как объяснить, что только на «одноруких бандитов», казино и лотереи потрачено аж 1,5 млрд. долларов, что значительно больше, чем в прежние годы. Да и в ресторанах оставили немало — 390 млрд. рублей (восьмую часть всех расходов на еду).
Что у нас в карманах
В среднем мы стали богаче на 7,9\%. Так выросли за год легальные доходы населения. Хотя признаемся: величина «белой» зарплаты все еще оставляет желать лучшего. В среднем она оказалась чуть более 7 тысяч рублей на брата. И за год подросла лишь на 308 рублей.
Всего же в первом полугодии 2004 года, по официальной статистике, все вместе мы получили более 4,8 триллиона рублей доходов. На триллион больше, чем год назад! Богатым досталось в 14,8 раза больше, чем бедным. Разрыв, увы, за год хоть и не намного, но увеличился (в 0,3 раза).
Но при всей официальной бедности нашего населения у него водится просто-таки прорва денег. По оценкам экспертов, только «зеленых» на руках граждан — до 30 млрд. (по 20,5 доллара на душу нашу грешную). Не случайно каждый второй из нас и даже чаще (56\%) регулярно интересуется курсом валют. Но сыновья г-на Корейки тщательно скрывают эти факты. Во всяком случае 63\% опрошенных россиян уверяют, что в их семьях нет «в чулке» даже рваного доллара.
Как храним, что имеем
Однако, как говорят социологи, традиционно популярным местом хранения денег у российских граждан по-прежнему остаются чулочно-носочные изделия. Здесь хранят свои кровные 19\% граждан, имеющих накопления. 40\% — несут деньги в банк, 26\% — вкладывают в недвижимость, 3\% — считают самым эффективным вложением в ценные бумаги. И все-таки банкиры сумели в уходящем году завоевать умы и кошельки наши. За 9 месяцев объем вкладов населения увеличился на 18,7\%и достиг 1 триллиона 827,8 миллиарда рублей.
Что выпили и съели — то наше
Увы, все эти банковские вклады, покупка квартир и прочего — удел немногих. Таких среди нас всего 13\%. В основном же — львиную долю заработанного мы тратили на еду. Около 50 млн. россиян — вообще проели все, что заработали. А 7 млн. человек, по их словам, элементарно голодали. Чтобы регулярно съедать так называемый минимальный продуктовый набор, им надо было тратить по 1056 рублей в месяц. Но заработать столько, видимо, не удалось. Хотя любая домохозяйка подтвердит, что и на эти деньги особо не разживешься. Например, чтобы взрослый мужик не падал в голодный обморок, был работоспособен и нежен, дешевле, чем на 2,5−3 тысячи рублей в месяц его кормить не рекомендуется.
Цены постоянно росли. И, по утверждению специалистов, именно продукты питания подстегнули инфляцию, которая перешагнула за отведенную ей черту в 10\%. В среднем каждый месяц продукты дорожали на 1,5\% — 2\%. Но круче всех оказались яйца (по 7\% в месяц) и мясо (до 3\%). Овощи в отличие от прошлых лет вели себя гуманно — дорожали всего на 0,7\% в месяц.
Так что же в этих условиях нам удавалось бросить в желудок? Больше всего денег было потрачено на молоко и молочные продукты (пятую часть бюджета питания). Подорожавший хлеб уступил позиции, но 17\% кормовых денег, потраченных на него, говорят, что для многих он — едва ли не единственная еда. Мяса ели мало, тратили на него 380 рублей в месяц. Как видим, ушла вся годовая прибавка к доходам.
Особая статья расходов — «а выпить»? На «змия» нами потрачено впятеро больше, чем на врачей. Но в выборе мы стали явно придирчивее. Меньше пива (на 17\%), меньше водки (на 3\%). Больше вина, но не дороже 400 рублей за бутылку. «Пойло» берем в специализированных винных магазинах: где есть гарантия, что не обманут. Бурлит рынок шампанского: рост производства вырос вдвое.
Пива пока в чести у каждой второй женщине и каждого шестого мужика. Они потребляют его раз в неделю. Однако 90\% молодых людей от 18 до 24 лет регулярно прикладываются к горлышку — реклама сработала. Посмотрим, какие результаты будут в следующем году, ведь сегодня рекламу пива сильно урезали.
А вот рынок курева остался без изменений. Смолим дешевое — не дороже 20 рублей за пачку. Но как только появляются «лишние» деньги, тут же их тратим их на дорогие сигареты.
Мой дом — мои расходы
На белье, брюки, куртки, шапки, ботинки в месяц наши семьи на четверых домочадцев тратят как минимум по 2,5 тысячи рублей. И примерно по 800 рублей — на гигиену (мыло, шампунь, зубную пасту, крем для бритья).
Всего в 2004 году народ прикупил только в магазинах одежды и обуви больше чем на 1,5 триллиона рублей. Сколько мы оставили денег на рынках, наводненных обувью «серого» производства, статистика умалчивает. Кстати, 60\% россиян в 2004 году продолжали носить вещи, вышедшие из моды. И лишь 3\% могли позволить себе прикид «от кутюр». А на косметику и парфюм наши женщины не поскупилось — отвалили аж 6,4 млрд. долларов.
Год от года все с большим размахом российские семьи тратят на товары для дома: сковородки, тарелки, чайники, стиральные порошки, чистящие средства. А также на компьютеры, бытовую технику и мебель. В этом году, например, за удовольствие жить в комфорте мы выложили больше 1 триллиона рублей. То есть 12\% от всех потребительских расходов (в 1999 году этот показатель был чуть выше 6\%)
Уют в доме, дело, конечно, хорошее. Но за квартиру надо платить. Скромная двухкомнатная квартира, включая свет, тепло, горячую воду и телефон, каждый месяц изымала из семейной кассы по 1500 рублей (8\% всего дохода). Зато дорога домой была менее разорительной. Поездки на общественном транспорте оказались в два раза дешевле — по 800 рублей на двоих, или 4\% в месяц.
Дети — наше все
Самая дорогое в наших семьях — это, конечно же, дети. И вырастить их надо так, чтобы потом не было «мучительно больно». То есть дать хотя бы хорошее образование. В этом году мы щедро отдали только на платное обучение своих чад около 500 млрд. рублей. Причем 8\% из этих средств ушли на взятки.
Кстати, наверное, только в России есть такая специфическая статья расходов семейного бюджета — взятки. Специалисты подсчитали, что всего «бытовая коррупция» в нашей стране тянет на 150 млрд. рублей в год, то есть в среднем каждый россиянин расходует на взятки и подношения более 250 рублей в месяц.
Навязчивый сервис
А теперь посмотрим, что у нас с тратами на всякого рода услуги. Оказывается, на мелкий и крупный — «евроремонт» квартир, на посещение парикмахерских, салонов красоты, химчисток, а также платных медицинских учреждений мы в этом году потратили на треть больше, чем в прошлом. И отстегнули на все про все около 730 млрд. рублей. Впрочем, независимые маркетологи оценивают траты россиян в сфере услуг гораздо щедрее — раз эдак в пять. Естественно, с учетом зарплаты «в конверте».
Основная доля в этих расходах (247 млрд. рублей) пришлась на платные медицинские услуги. Однако к частным докторам большинство из нас идут только тогда, когда терпеть уже нет сил. Примерно столько же денег уходит на покупку лекарств — в основном для пожилых больных родственников. Так что без денежной подпитки детей отцам нынче не выжить.
Эх, прокачу!
Еще одна статья расходов — автомобиль. Сумасшедший рост цен на бензин (около 35\% за год), на запчасти, ремонт, гаражи, платные автостоянки и страховку не остановили наших граждан от желания потратить 4,3\% от своих доходов на машины. И хотя, с конвейеров российских предприятий сошло около миллиона легковых автомобилей, 60\% наших соотечественников предпочли подержанную иномарку (официально в Россию их пригнали более 330 тысяч штук). Всего же на средства передвижения с учетом сопутствующих расходов наши люди истратили около 1 триллиона рублей.
В Турцию, с детективом
С отдыхом у нас творится что-то страшное: средний отпуск стремительно скукоживается от советского месяца до буржуазных двух недель. К тому же 86 млн. людей в это время вынуждены сидеть дома. Правда, за этот год народ все же прибавил мобильности: 5\% дачников наплевали на грядки, и рванули в дорогу, потратив на туризм 13 млрд. долларов. Куда же?
Лишь около 4,5 млн. людей (всего 3\%) позволяет себе зарубежье. Причем львиная доля из них — Турцию, где «новые русские» туристы сменились «средним классом». И неприятно поразил турок тягой к экономии, да так, что немцы «отдыхают». Еще более экономные создали этим летом бум на Черном море (24\% отдыхающих) и в тихих заводях провинциальных санаториев (здесь побывал каждый пятый).
В ранге удовольствий после «трэвел» идет секс. Тенденция — львиную долю презервативов стали покупать в продуктовых супермаркетах. Правда, не так уж и много — всего по 4 штуки на человека в год. Не бояться, значит, дурных болезней. Кому страшно с живыми дамами, ходят в Интернет. И не только за сексом. Пользователей всемирной паутины стало в 1,5 раза больше, чем в прошлом году. То есть в виртуальной реальности теперь ошиваются не менее 13 млн. человек. И Москва постепенно сдает лидерство (здесь живут всего 16\% наших интернетчиков) и уступает его регионам.
Зато мы уже не самая читающая нация в мире. Россию уверенно перегнали страны Европы, США и Китай. Тем не менее тираж книг вырос у нас почти на 20\%, а число публикаций — на 16\%. Если учесть, что все это подорожало за год едва ли ни на четверть, то тяга к чтению прямо-таки стоическая. По-прежнему среди бестселлеров — дамские детективы. Но это жанр уже на грани стагнации. Народ стал тянутся к научно-популярной и исторический литературе.
На добрую память
А до чего же мы любим делать подарки — к праздникам и дням рождениям родственников, друзей и коллег. Как никто в мире. Эти расходы занимают в бюджете каждой семьи примерно 6\%. Англичане, например, тратят на «добрую память» всего 4,3\% семейного бюджета, американцы — 3,7\%.
За год мы дарим 3 млрд. подарков на сумму 300 млрд. рублей (чуть больше 10 млрд. долларов). То есть в среднем каждый из нас тратит на презенты примерно 2 тысячи рублей в год. Как это ни странно, но пятая часть «подарочных денег» (2 млрд. долларов) ушли на ювелирные украшения, в основном сережки или колечки. Кстати, самый распространенный новогодний подарок — бутылка хорошего вина или элегантное постельное белье. Если на это, конечно, останутся деньги.
По данным Росстата, Минэкономразвития, Минфина, Центробанка, Федеральной налоговой службы, ВЦИОМА, РОМИР Мониторинг, ФБК, РБК, Высшей школы экономики, Российской ассоциации развития игорного бизнеса, Российской книжной Палаты, Национальной алкогольной ассоциации, Ассоциации «Грандтабак», Российской Гильдии ювелиров, Российской парфюмерно-косметической ассоциации.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: