Правительственную комиссию по защитным мерам во внешней торговле упразднили на первой волне административной реформы. Но после майского скачка цен на бензин (за месяц они выросли на 11%) вернули из небытия. На первом заседании чиновники решали, как ограничить рост цен на нефтепродукты (см. Ъ от 25 июня). Тогда существовали две основные точки зрения на то, как заставить внутреннего производителя «отоварить» рынок нефтепродуктами. Первая, наиболее простая, принадлежала Минэкономразвития и следовала простой логике: раз на внутреннем рынке нефтепродуктов недостаточно, надо поднять вывозные пошлины. Вторая, основанная на более глубоком анализе эффективности разных видов нефтебизнеса, принадлежала Минпромэнерго. По этой логике нефтепереработка и экспорт нефтепродуктов оказались самым невыгодным видом нефтяного бизнеса, и, если правительство поднимет пошлины на вывоз нефтепродуктов, этот бизнес станет еще менее прибыльным, из чего следует, во-первых, что сократится нефтепереработка, а во-вторых, что бизнес сосредоточится на экспорте сырой нефти. В итоге решили пошлины не поднимать и продолжить консультации.
Напомним, что сейчас ставка экспортных пошлин на нефтепродукты жестко привязана к ставке пошлины на нефть — 65% от величины последней. Ко вчерашнему заседанию комиссии у Миэкономразвития (МЭРТ) были разработаны предложения: предлагалось пошлины на нефть и нефтепродукты устанавливать одновременно, сроком на 2 месяца, исходя из мировых цен на нефть сорта Urals. Так, при цене нефти до $ 15 за баррель предлагалось не взимать экспортные пошлины на нефть и все виды нефтепродуктов. При цене $ 15−20 за баррель ставку на пошлины на нефть установить в размере 5% от стоимости нефти, на мазут — на уровне 2%, на светлые нефтепродукты — 4%. При цене $ 20−25 за баррель ставки меняются соответственно на 15,3%, 7%, 13%. При $ 25−30 за баррель — 23,1%, 10,5% и 19,5%. При $ 30−35 за баррель — 27%, 12,2% и 22,7%. Если же цена на нефть превысит отметку $ 35 за баррель, то ставка вывозной пошлины на нефть будет рассчитываться как 31% от стоимости, на мазут — 14% и на светлые нефтепродукты — 26%. Кроме того, в МЭРТе предлагали отменить экспортные пошлины на некоторые виды редких нефтепродуктов, в частности на бензол, толуол, ксилол, отработанные нефтепродукты.
Предложения министерства вчера не приняли. По словам директора департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела МЭРТа Алексея Каульбарса, в комиссии есть «несколько разных мнений». В частности, Минфин предлагает «более сглаженную шкалу без резких скачков», а Федеральная антимонопольная служба — «сезонную составляющую», то есть повышенные ставки в зависимости от сезонных изменений спроса на нефтепродукты в течение года.
Как отметил господин Каульбарс, комиссия не отказывается от принципа установления пошлин на нефть и нефтепродукты одновременно сроком на 2 месяца и от того, что пошлины будут рассчитываться исходя из мировых цен на нефть сорта Urals. Сохраняется и предлагаемый принцип установления ставок пошлин на нефтепродукты отдельно на светлые и мазут. Теперь решение о новой шкале экспортных пошлин на нефтепродукты, как отметил глава департамента МЭРТа, нужно ждать в январе 2005 года.
Чиновники запутались в пошлинах на нефтепродукты
Вчера состоялось заседание межведомственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле. Однако основной вопрос — что делать с пошлинами на нефтепродукты — решили отложить на середину января 2005 года.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: