Нефтегазохимический комплекс
Самым большим начинанием года стало строительство нового нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в Нижнекамске. Это самый дорогостоящий проект за всю историю сотрудничества России и Кореи. Стоимость только первого этапа составляет порядка $ 1,5 млрд. Несмотря на то что обычно строительство установки по переработке нефти занимает два года, нам ее обещают построить всего за год. Новый татарстано-корейский проект позволит увеличить объемы производства нефтегазохимической продукции республики до $ 3 млрд.
Предприятия Нижнекамска готовы реализовывать самые смелые проекты. Например, ОАО «Нижнекамскнефтехим» планирует реализовывать как товарный продукт пыль, образующуюся при выпуске гранул полистирола. Эти мелкие частицы могут использоваться в качестве сырья, однако для их переработки понадобится усовершенствовать технологическую линию.
С участием компании «Текнимонт» на ОАО «Нижнекамскнефтехим» начата реализация проекта «Создание производства полипропилена объемом 180 тыс. т в год». Ведутся переговоры с компанией «Балестра» по реализации совместного проекта «Организация производства линейных алкилбензолов мощностью 40−45 тыс. т в год».
«Нижнекамскнефтехим» подписал протокол с японской компанией Mitsui. Японская компания Mitsui выразила готовность разработать для «Нижнекамскнефтехима» технико-экономическое обоснование проектов строительства производств по выпуску АВС-пластиков, полиэтилена, метанола и поликарбоната. Это производство позволит предприятию выйти на мировые рынки, где наблюдается серьезный дефицит этого продукта.
Эти большие проекты позволят Нижнекамску стать промышленным округом.
Самые грандиозные проекты 2004 года связаны с предприятиями нефтехимической отрасли. Так, ОАО «Казаньоргсинтез» начал строительство первого в России и странах СНГ крупнотоннажного производства поликарбонатов и бисфенола «А», а также модернизацию производства полиэтиленов высокой плотности. Планируется, что производство новой продукции увеличит доходность ОАО «Казаньоргсинтез» в 2,5 раза. Проект позволит насытить рынок стран СНГ, который в настоящее время лишен собственного производства подобных пластмасс.
В области нефтехимии республика планирует сотрудничать с Ираном. В этих целях будет создано совместное предприятие ОАО «Татнефть» и Фонда обездоленных и ветеранов войны Исламской республики Иран — таков основной итог официального визита делегации Татарстана во главе с Премьер-министром РТ Рустамом Миннихановым в Иран. В частности — татарстанская сторона планирует принять участие в строительстве завода по производству шин и завода синтетических масел по республиканским технологиям. Согласно мировым требованиям татарстанским предприятиям предстоит тягаться силами в тендере с остальными участниками конкурса.
Несмотря на то что Татарстан располагает серьезной нефтехимической отраслью, нефтепереработка пока развита слабо. Именно поэтому это направление сейчас активно развивают власти республики.
Машиностроение
В области машиностроения все крупные проекты связаны с нашим автогигантом, который увеличивает модельный ряд, что позволит предприятию расширить рынки сбыта своих автомобилей. Ниша КАМАЗа не слишком выгодная: спрос на тяжелые грузовики не столь большой. Ближайшая задача автозавода — начать производство машин небольшой грузоподъемности — от 1,5 до 3 тонн. КАМАЗ ведет поиск иностранного партнера для производства автомобилей в нишах, в которых этот автопроизводитель еще не представлен.
Так, «КАМАЗ» договорился о запуске нового инвестиционного проекта «Трактор», в рамках которого в конце 2005 — начале 2006 года в Казахстане предполагается начать сборку тракторов «КАМАЗ КТ-240-К». Теперь КАМАЗ намерен не только закупать в Казахстане комплектующие для своей техники, но производить там автобусы и колесные тракторы многоцелевого назначения.
Также КАМАЗ намерен вернуться на рынки стран с левосторонним движением транспорта самостоятельно, на принципах рыночной экономики и с новыми моделями машин. На заводе планируют изготовить в праворульном исполнении опытные образцы популярных моделей камских грузовиков — самосвала 65 115, полноприводных автомобилей 43 114 (6×6) и 4326 (4×4). Затем они будут отправлены для прохождения пробеговых и эксплутационных испытаний и проведения рекламно-коммерческих мероприятий в Пакистан и Индонезию.
На дочернем предприятии автогиганта — ОАО «НефАЗ» в этом году был создан первый в России пассажирский автобус с газовым двигателем. «НефАЗ-5299−21» — автобус для мегаполисов. Это четвертая по счету модель автобусов нефтекамского завода на камазовских шасси — на этот раз в классе «ПАЗиков». Двигатель у машины расположен впереди, в салоне имеется одна двухстворчатая дверь и 22 пассажирских места. Автобус рассчитан для перевозок в небольших городах и сельских районах. Планируется, что серийное производство этого автобуса начнется уже в следующем году. Мощность первой очереди составит 3 тыс. автобусов в год, в дальнейшем будет производиться до 5 тыс. Годовая же потребность российского рынка в этих автобусах составляет 16 тыс. единиц.
Авиастроение
«Грандиозным событием не только для Татарстана, но и для России в целом» назвал презентацию новой модели вертолета МИ-38 Премьер-министр РТ Рустам Минниханов. Создание новой многоцелевой машины стало одним из крупнейших международных проектов в области вертолетостроения. В целом стоимость проекта обойдется в $ 700−800 млн., половина этой суммы уже освоена. Проект окупится после реализации 80−90 вертолетов. Планируется, что ежегодно будет выпускаться по 10 машин. Серийный выпуск будет налажен к 2007 году, после прохождения сертификации. Но уже сейчас спрос на новую машину составляет более 300 штук.
Помимо создания новой модели КВЗ реализовал правительству Пакистана 13 новых вертолетов МИ-17. 12 из них предназначены для вооруженных сил. Сумма сделки составила $ 50,7 млн. и была заключена с Казанским вертолетным заводом через британскую посредническую фирму.
Транспорт
Министерство транспорта РТ замахнулось на грандиозный проект — создание межрегионального логистического мультимодального грузового терминала, специализирующегося на складировании, консигнации, дистрибуции, переработке, распределении и отправке грузов потребителям разными видами транспорта, стоимостью $ 300 млн. Уже первые два этапа существенно снизят (с нынешних 20−50\% до 7\%) транспортные затраты в стоимости продукции, а также позволят бороться с так называемыми «серыми экспедиторами» и увеличат долю местных перевозчиков в международных перевозках, сейчас составляющую 6\%. Правда, сроки осуществления проекта пока не называются.
Банки
В республиканском банковском секторе вскоре появится первый международный банк. К такому соглашению пришли правительство республики и руководство казахстанского банка «ТуранАлем». Предполагается, что собственный капитал дочернего банка на первом этапе будет не менее $ 20−30 млн., а объем кредитного портфеля в течение первых двух лет планируют довести до $ 200 млн. Акционерами банка будут международные инвесторы. Теперь у республиканских предприятий появится возможность получать крупные займы, банк же будет обеспечивать 50−70\% их рисков.
Крупных проектов было много, и если все реализуются по плану, то экономика республики получит мощный импульс для развития, а жители РТ — дополнительные рабочие места. Кроме того, именно за счет этих проектов Татарстан намерен в ближайшие годы удвоить валовой региональный продукт.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: