По данным Московской топливной ассоциации, на прошлой неделе средние цены на дизтопливо и бензин Аи-80 в столичном регионе снизились на 1% до 13,67 руб. за литр и 13,42 руб. за литр, а на высокооктановый бензин марок Аи-92 и Аи-95 — почти на 2% до 14,64 руб. и 15,64 руб. за литр соответственно. Причем номинал ценников на заправках поменяли все крупные участники рынка. Так, по данным МТА, ТНК снизила цены на своих заправках в среднем на 35 коп., «ЮКОС» — на 72,5 коп., независимая ассоциация «Гранд» — на 45 коп.
Вице-президент компании «Гранд-Славнефть» Евгений Аркуша отмечает, что розничные цены пошли вниз вслед за оптовыми. По данным МТА, Московский НПЗ снизил стоимость топлива еще 29 ноября на 2−3%. Другие заводы — Рязанский НПЗ и «Ярославнефтеоргсинтез» уменьшили цены примерно настолько же.
А сотрудник «Сибнефти» рассказал, что его компания на прошлой неделе приняла централизованное решение о снижении розничных цен на бензин. Это уже второй такой случай. С 15 декабря «ЛУКОЙЛ» снизил на 5% стоимость бензина на всех своих АЗС. Произошло это после того, как президент компании Вагит Алекперов пообещал 9 декабря президенту Владимиру Путину показать пример коллегам и снизить цены на бензин. Сотрудник «Сибнефти» указывает, что его компания также уменьшила стоимость топлива в среднем на 5%.
Исполнительный директор Российского топливного союза (РТС) и МТА Григорий Сергиенко отмечает, что доля «ЛУКОЙЛа» на розничном рынке московского региона не настолько значительна, чтобы влиять на ценообразование. Но компанию поддержали «Сибнефть» и ТНК-BP, и этот альянс кардинально повлиял на ситуацию. «Разница на соседних АЗС в Москве 15−20 коп. — это уже очень серьезно, — констатирует Сергиенко. — В столице очень конкурентный рынок, и повышать разницу дальше никто не будет, поскольку это может вызвать отток клиентов».
«Вовремя сказанное слово дорогого стоит», — говорит Аркуша. «Договоренность Алекперова с Путиным — это своего рода сигнал остальным компаниям снижать цены», — соглашается аналитик «Совлинк Секьюритиз» Лев Сныков. Впрочем, Аркуша считает, что и без встречи Алекперова и Путина бензин подешевел бы, но с небольшим опозданием. По его мнению, главную роль в этом процессе играет сезонное снижение спроса на бензин. Аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров поясняет, что многие автомобилисты зимой меньше пользуются своими машинами, а предприятия АПК существенно снижают объем работ.
Впрочем, Аркуша считает, что цены останутся на нынешнем уровне до весны, а потом вслед за ростом спроса вновь пойдут вверх.
«Мы — рыночная компания и будем двигаться вслед за рынком», — утверждает начальник отдела по связям с общественностью ТНК-BP Владимир Бобылев. Он добавил, что если конкуренты и дальше будут продолжать снижать цены на бензин, то ТНК-BP последует за ними. В «ЮКОСе», «Роснефти» и «Сургутнефтегазе» снижение цен на бензин вчера не комментировали.
Аркуша поясняет, что вместе со снижением спроса на бензин из-за закрытия речной навигации уменьшился и экспорт нефти. «Больше нефти остается в стране, — констатирует Аркуша. — До тех пор пока экспорт не увеличится, цены будут оставаться на таком же уровне». А аналитик «Совлинк Секьюритиз» Лев Сныков предполагает, что снижение цен могло быть разовой акцией нефтяников. Таким образом они пошли навстречу властям, озабоченным проблемой обуздания чересчур высоких цен на нефть. Начальник центра анализа рыночной конъюнктуры Газпромбанка Сергей Суверов полагает, что нефтяникам вполне по силам немного снизить цены на АЗС, так как они и так неплохо зарабатывают при текущей стоимости топлива. «Снижение — это своего рода компромисс между властью и нефтяниками», — резюмирует Суверов.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: