Качество подготовки IT-специалистов, по утверждению представителя одной из казанских компаний — производителей ПО Д. Лазарева, — оставляет желать лучшего.
На заседании обсуждались две темы:
- Собственно преподавание информатики в вузе с точки зрения его содержания, с поправками для гуманитариев, естественников и программистов.
- Информационные технологии в процессах обучения.
За 40 лет преподавания информатики в вузе все еще не сложился общий подход к этому процессу. На специализированных факультетах идет поиск компромисса между узкопрофильным изучением конкретного языка программирования (на чем настаивает бизнес) и общетеоретической подготовкой именно университетских специалистов. Представитель компании-производителя заявил, что в результате этих поисков не получается ни того, ни другого. На предприятие приходит специалист, которого нужно «дообразовывать». Противоречие здесь, видимо, в том, что вузы готовят «молодых специалистов», а бизнесмены ждут профессионалов, которые могут прийти и сразу начать работать. На эту позицию была совершенно справедливая реакция со стороны преподавателей вуза, которая в народе звучит как «любишь кататься — люби и катайся!». Действительно, государство не обязано готовить узкопрофильных специалистов для бизнеса, точнее, оно не может брать это в качестве нормы. Если компании хотят получить профессионала с заданными характеристиками, то в бюджетах компаний должны быть предусмотрены расходы на получение такого специалиста. Со своей стороны преподаватели выразили готовность создавать совместные площадки для подготовки специалистов по «нажиманию на конкретную кнопку».
Справедливости ради, следует заметить, что обучаемость университетских выпускников достаточно высока, что признают производители ПО. Вероятно, вся проблема в скорости: проект выполнять нужно «вчера», а работник поймет свою задачу только через месяц.
Информатика для гуманитариев — тоже довольно проблематичное явление. Здесь приходится выбирать между методически сложной задачей преподавания «нематематику» общих принципов программирования как определенного типа человеческого мышления и деятельности и задачей банального компьютерного ликбеза. Выбор пока — в пользу последнего. Ликбез — удобный вариант для преподавателей и, вроде бы, необходимый для студентов. Но сам принцип выравнивания студентов-гуманитариев по нижней планке компьютерного ликбеза вряд ли может содержать в себе какие-то прорывы, тогда как принцип выравнивания по верхней планке — общие принципы программирования, работа с информацией — со всей очевидностью вероятность междисциплинарных прорывов в себе содержит.
В качестве возможного выхода из этого круга противоречий доцент кафедры прикладной математики В. Михайлов предложил обратить взоры на Association of Computer Machinery, которая периодически формирует стандарт преподавания информатики, выделяя всего три варианта: вводный, фундаментальный и углубленный. Плюс предлагает принципы сборки специальных курсов из заданных тем.
В разделе «Информационные технологии в процессах обучения» прозвучали две интересные мысли. Первую мысль высказал профессор физфака КГУ А. Фишман — тандем «проектор + компьютер» позволяют заменять приборы в учебных экспериментах. Именно заменять, а не моделировать или имитировать. Это приводит нас к тому, что некоторые статьи бюджетов школ можно подчистить. Вместо закупок оборудования для экспериментов достаточно купить хороший компьютер, проектор и соответствующий программный продукт. Это было продемонстрировано на примере разработанного на физфаке спецкурса «Физика в экспериментах».
Вторая мысль была сформулирована одним из преподавателей мехмата — применяя компьютер в ходе обычной подготовки к лекции, трудозатраты возрастают примерно в 2 раза, а позитивный эффект становится качественно иным, чем если бы лекция читалась у доски и с мелом. Студенты и преподаватели преодолевают ситуацию цейтнота, когда нужно все успеть прочитать и записать, и получают возможность спокойно и обстоятельно обсудить заданную тему, следя на экране за слайдами, которые после занятия унесут домой на дискетах.
Стандартное для российской действительности противоречие между стратегическими задачами развития и тактическими задачами рентабельности и окупаемости вложенных средств в данном случае предстала
как проблема подготовки кадров в университетах и потребностей бизнеса. Эта проблема не так просто переводится в задачу, но в любом случае она может решаться только с привлечением дополнительных капиталов в этот исторический разрыв. Объем и сроки привлечения капиталов зависят, по всей видимости, от качества предложенных решений.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: