Новости
15 Октября 2004, 10:49

Формирование имиджа предприятия и интеллектуальный капитал

В России практика использования интеллектуального капитала в экономическом обороте предприятий находится в начальной стадии. Необходимость применения интеллектуальной собственности для создания благоприятного имиджа фирмы с целью привлечения инвестиций, при оценке бизнеса с целью его купли или продажи осознали руководители крупных российских предприятий.

«На то и ум, чтобы достичь всего, чего хочешь»

(Ф.М.Достоевский)

Случаи использования интеллектуального капитала в качестве своего ресурса небольшими предприятиями, как показывает практика, редки. Руководители предприятий предпочитают увеличивать прибыль за счёт роста продаж и снижения себестоимости продукции и услуг.

Международный опыт показывает, что на долю интеллектуальной собственности может приходиться до 35\% капиталов предприятия. Руководство находящейся в 1999 г. на грани полного развала фирмы XEROX ввело специальную должность вице-президента по интеллектуальной собственности, после чего обороты компании возросли в 3 раза. Корпорация IBM ежегодно получает около 1000 патентов на свои изобретения. За последние 10 лет за счёт использования своей ИС корпорацией получено $ 10 млрд. чистой прибыли. Известная компания Intel ежедневно получает 3 патента на свои новые разработки. Пример из отечественной практики: в 2002 г. ОАО «Северсталь» в результате использования в производстве 107 изобретений получило экономический эффект в 60 млн. рублей.

В сфере формирования имиджа предприятия понятия «интеллектуальный капитал» (ИК), «интеллектуальная собственность» (ИС), «нематериальные активы» (НМА) зачастую применяются как идентичные, но они имеют различную сферу применения. Термин ИК используется в основном менеджерами, ИС — юристами, а НМА — профессиональными оценщиками и бухгалтерами.

Интеллектуальный капитал — понятие более объёмное, чем ИС и НМА, и применяется для обозначения неосязаемых ценностей, объективно повышающих рыночную стоимость компании. Помимо интеллектуальной собственности в него входит человеческий капитал (совокупность коллективных знаний, умений и навыков сотрудников), клиентский капитал (налаженные отношения с клиентами, фирменное наименование), а также информационные ресурсы компании.

Человеческие активы (в отличие от других активов) не принадлежат компании, они аккумулированы в головах сотрудников. Человеческие ресурсы — это потенциал, возможность, которая еще не реализована.

О том, как лучше использовать потенциал человеческих ресурсов, мы планируем рассказать в публикациях: «Как оценить стоимость человеческих активов?», «Как управлять человеческими активами?», «Как сделать знания, навыки и способности достоянием компании, а не преимуществом одного или нескольких ключевых специалистов?», «Как снизить риск уменьшения человеческих активов, который связан с уходом сотрудника и разрывом технологической цепочки, частью которой он был?».

Рассмотреть весь спектр технологий управления интеллектуальным капиталом в рамках одной статьи сложно. Поэтому ограничимся обзором одной из его составляющих — нематериальных активов.

Перечень объектов, которые можно отнести к НМА, ограничен и строго регламентирован положением «Учёт нематериальных активов» ПБУ 14/2000. К НМА относятся объекты интеллектуальной собственности: авторские права, торговые знаки, изобретения, ноу-хау и т. п., а также деловая репутация фирмы.

Практика показывает, что организации не всегда отражают нематериальные активы в своем балансе, хотя демонстрируют их потенциальным инвесторам. В результате возникает огромный разрыв между балансовой стоимостью фирмы и ее рыночной капитализацией. Это наблюдается, например, во многих Internet-фирмах.

Вовлечение НМА в экономический оборот позволяет компании получать дополнительную прибыль от использования объектов интеллектуальной собственности. При невысокой балансовой стоимости нематериальные активы имеют значительную рыночную стоимость и оказывают существенное влияние на прибыль организации.

При постановке на баланс НМА существует множество нюансов, своевременно предусмотреть которые может профессиональный оценщик.

Опыт оценщика играет важную роль: НМА не подлежат последующей переоценке, и нужно точно оценить их изначально при постановке на учёт для правильной дальнейшей амортизации и налогообложения.

Постановка НМА на баланс и их использование предоставляет предприятиям следующие преимущества:

  • увеличение стоимости уставного капитала без отвлечения денежных средств, повышение привлекательности компании для инвесторов;
  • амортизация интеллектуальной собственности и замещение ее реальными денежными средствами (капитализация интеллектуальной собственности), увеличение амортизационного фонда;
  • возможность участия в качестве учредителя при организации дочерних и зависимых обществ без отвлечения денежных средств.

В Республике Татарстан одним из лидеров в области оценки интеллектуальной собственности и управления нематериальным активами является ООО «Независимая консалтинговая фирма» (НКФ). За последний год клиентская база НКФ увеличилась за счет клиентов быстрорастущих отраслей, таких как нефтедобыча, Internet-услуги, машиностроение и др. К основным клиентам компании добавились также региональные администрации, государственные и бюджетные структуры

Совершенствование корпоративного управления, рост числа сделок по слиянию и поглощению, выход российских компаний на международные рынки капитала обусловили спрос на услуги по оценке НМА:

  • оценка нематериальных активов (НМА) для составления финансовой отчетности по стандартам IAS/GAAP,
  • оценка в целях анализа эффективности маркетинговых, в том числе и брэндинговых стратегий для принятия управленческих решений,
  • оценка НМА для разработки программы коммерциализации их использования (программы лицензирования, франчайзинга, создания венчурных фондов).

Гарантией качества услуг НКФ выступает Лицензия Минимущества России на осуществление оценочной деятельности № 3 971 от 18 марта 2002 г., полис страхования профессиональной ответственности на сумму до $ 70 тыс., а также членство в Российском обществе оценщиков и Обществе оценщиков Татарстана и репутация, подтвержденная рекомендациями. Среди клиентов: ОАО «Татнефть» и его структурные подразделения, ОАО «Нижнекамскшина», ОАО Холдинговая компания «Татнефтепродукт», ОАО «Сэвилен», ОАО «Татарское агентство воздушных сообщений», ОАО «Кукморский валяльно-войлочный комбинат», ОАО «Красный Восток» и др.

Новости
18 Декабря 2025, 17:29

В Казани более 304 тыс. раз оплатили проезд в электротранспорте по QR-коду

Об этом сообщила пресс-служба «Метроэлектротранс».

Пассажиры наземного электрического транспорта Казани активно пользуются современными способами оплаты. По данным пресс-службы «Метроэлектротранса», более 384 тыс. поездок в трамваях и троллейбусах было оплачено через мобильное приложение «Казань транспорт» с помощью геолокации и QR-кодов.

Из этого количества 304 762 транзакции были совершены по QR-коду, а 79 959 — с использованием геолокации. Для оплаты поездки пассажиру необходимо скачать приложение «Казань транспорт», привязать к нему банковскую карту и активировать на смартфоне функции геолокации и Bluetooth. Всего с 2022 года приложение было скачано более 257 тыс. раз.

Читайте также: «Что нового в декабре 2025?»

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: