Новости
01 Октября 2004, 15:57

Частным охранникам требуется контроль

В условиях противостояния преступности и непрекращающихся фактов терроризма особую актуальность приобретает проблема согласованности в работе всех служб безопасности государства с общественными формированиями, в том числе с частными охранно-сыскными структурами, или частными охранными предприятиями (ЧОП).

Об этом шла речь на совещании руководителей МВД РТ, УВД г. Казани с участием представителей и служб безопасности юридических лиц Казани.

В настоящее время в республике функционирует 276 частных охранных предприятий, 86 служб безопасности юридических лиц, 41 частный детектив. А в штате данных структур, по мнению заместителя министра внутренних дел РТ Рафила Нугманова, служит почти что целая дивизия — 7 тысяч человек, из которых 3014 — имеют статус частных охранников, более половины из них — бывшие сотрудники правоохранительных органов.

В связи с недавними трагическими событиями в Беслане проблема грамотного взаимодействия республиканских подразделений милиции с этими организациями приобретает особую значимость. Главным образом потому, что у МВД нет возможности обеспечить безопасность всех учебных учреждений только за счет своих сил.

Рафил Нугманов:

— Сейчас вот, например, у нас почти во всех школах выставлен милицейский патруль по одному, по два человека. Однако, грубо говоря, они в случае нападения — первые трупы. Толку от них будет ничтожно мало. Как мы уже убедились, теракты обычно бывают хорошо организованы, и участие в них могут принимать более двадцати человек. При таком раскладе будет хорошо, если милиционеры-охранники успеют хотя бы передать сигнал тревоги и вызвать группу захвата. Да, конечно, они вооружены и несут 12 часовую вахту. Но все-таки сейчас их роль сводится к тому, чтобы контролировать ситуацию в школе (не секрет, что группировочные элементы часто нарушают школьную дисциплину), ну и оказывать своеобразный терапевтический эффект успокоения для родителей.

Однако хочется заметить, что милиционеры выставлены в школы только до 10 октября. Их должны были снять еще раньше, но пока считается, что угроза террористического акта еще существует. А что будет после 10-го, когда милиционеры будут сняты? Разве существует уверенность, что угроза исчезла насовсем? Большинство директоров школ проявляют удивительную недальновидность, чрезвычайно мало озабочены этим и живут по принципу «пока петух не клюнет — мужик не перекрестится». А ведь сейчас, пока еще милиционеры несут бесплатный патруль в этих школах, есть прекрасная возможность заключить договора с ЧОПами или поставить кнопки экстренного вызова отряда милиции, по возможности обезопасить своих учеников в будущем.

Действительно, директора школ совершенно не торопятся заключать подобные договоры. Причина — недостаток средств. Так, некоторые школы считают более полезным установить новые турникеты и ввести в обращение пластиковые карточки для учеников, чтобы отслеживать их посещаемость. Другие же никак не могут решить, что нужнее — кнопка экстренного вызова или охранники. Потому как даже специальная цена, предложенная школам для установки и обслуживания кнопок, — 2−3 тысячи в месяц — для школ весьма значительна. Ведь далеко не любая семья сможет понести дополнительную ежемесячную нагрузку на семейный бюджет.

Несмотря на это, в настоящее время в республике все-таки есть учебные учреждения, заключившие договора на охрану с ЧОПами. Так, под охраной 34 ЧОПов — 90 школ, под охраной 9 ЧОПов — 10 вузов и средних специальных образовательных учреждений, 5 ЧОПов — 7 лечебных учреждений (из них по г. Казани под охраной 23 ЧОПов — 50 школ, 7 ЧОПов — 8 вузов и средних специальных образовательных учреждений, и 3 ЧОПа обслуживают 5 лечебных учреждений). Причем наибольший вклад в это дело вносят такие казанские охранные предприятия, как «Сфинкс» (10 школ и 1 медицинское учреждение), «Бонус», «ВМТ», «Корона» (по 4 школы). ЧОП «Центр охраны «Саирс» в ночное время объезжает прилегающие к школам Советского района территории. По республике хорошо зарекомендовали себя в несении службы по охране общественного порядка в учебных заведениях такие охранные предприятия, как «Страж» (Альметьевск) — 10 школ, «Герат — Челны» (Набережные Челны) — 5 школ и нижнекамские ЧОПы — «Охрана» — 8 школ, «Защита» — 5 школ.

Впрочем, такое активное участие ЧОПов в создании условий безопасной жизнедеятельности общества в республике помимо положительного эффекта имеет и некоторые недостатки. Главный из которых — отсутствие централизованного контролирующего органа в р еспубликанском масштабе, который бы мог координировать работу ЧОПов, решать общие проблемы и выработать хотя бы примерный свод правил для комфортного сосуществования этих организаций.

Рафил Нугманов:

— Существование такого органа очень бы упростило и нашу работу, и работу ЧОПов. Ведь взять хотя бы выдачу оружия этим органам сегодня — это очень проблематично. Я могу очень долго решать этот вопрос, до тех пор, пока мне не предоставят достаточно доказательств того, что этот конкретный ЧОП заслуживает доверия. Весь процесс может продолжаться в течение многих и многих встреч с просителями. А так для проверки и перепроверки существовал бы отдельный орган. Однако думаю, это бы существенно упростило бы не только процесс выдачи оружия, но и взаимоотношения между самими охранными предприятиями. Сегодня в республике есть два ЧОПа, у которых назрел конфликт и которые этот конфликт стали решать просто — с помощью того же самого оружия. Но это недопустимо — ЧОПы не могут работать, как бандиты. Разногласия надо решать цивилизованными способами. И один из таких способов — создать объединяющий все ЧОПы орган, разработать устав, и таким образом минимизировать пересечение интересов, внедрить правила поведения.

С тем, что такой орган необходим, не согласиться, действительно, трудно. Однако средства на финансирование реализации этого проекта не предлагаются. Более того, содержать будущих сотрудников будущего органа предлагается на средства самих сотрудников ЧОПов. По принципу — «кто сколько сможет» с человека. Или вообще не содержать, чтобы работали на общественных началах.

На сегодняшний день в республике преимущества такого подхода к делу оценили по достоинству только в Набережных Челнах. Там действует Ассоциация частных структур безопасности «Закамье». Её представители нашли точки соприкосновения с руководством УВД. В частности, для совместного патрулирования частными охранными предприятиями ежедневно выделяется 4 автомашины, в состав экипажей которых входят сотрудники ППСМ УВД. Ежедневно по пятницам сотрудники охранно-сыскных структур принимают участие в составе офицерского патруля для охраны общественного порядка.

Однако в масштабах всей республики, этот положительный пример значит немного. Особенно учитывая, что руководство МВД РТ беспокоят не только вышеназванные недостатки работы ЧОПов, но и ряд негативных тенденций, проявляющихся в деятельности персонала отдельных частных охранно-сыскных служб. Так, например, все учащаются факты незаконной деятельности, оказания охранно-сыскных услуг клиентам без лицензирования и прохождения обучения персонала.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» негосударственная (частная) сыскная и охранная деятельность являются теми видами деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Постановлением Правительства РФ от 14 августа 002 года № 600 утверждены Положения о лицензировании этих видов деятельности. Исходя из требований этих нормативных актов, осуществление охранной (детективной) деятельности без соответствующих разрешений: удостоверения частного охранника и лицензии на частную детективную деятельность — недопустимо. Фактически же из числа граждан, задействованных в охранно-сыскных структурах, менее 50% имеют соответствующие разрешения.

Это и приводит к тому, что граждане, осуществляющие охранную деятельность, не имея соответствующей подготовки, не в состоянии адекватно реагировать на возникающие в ходе их работы ситуации.

Новости
12 Декабря 2024, 19:42

Бюджет Нижнекамска составит ₽10,7 млрд В 2025 году

Это почти на 500 млн больше, чем в текущем году.

На сессии Нижнекамскского района и города утвердили бюджет на 2025 год в размере 10,7 млрд рублей, что на 500 млн больше, чем в 2024 году. Об этом сообщила Светлана Логинова, глава департамента по бюджету и финансам. Ожидается, что в 2026 году бюджет возрастет до 11,4 млрд рублей, а в 2027 году — до 12,2 млрд.

Собственные доходы района в 2025 году составят 3,4 млрд рублей. Благодаря безвозмездным поступлениям муниципалитет получит 7,2 млрд рублей: 4,5 млрд из бюджета РТ, 2,4 млрд из бюджета Нижнекамска и 256 млн из федерального бюджета. Основная статья расходов района — образование, на которое приходится 8,4 млрд рублей.

Напомним, общий объем расходов консолидированного бюджета Татарстана на 2025 год составит 525,6 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: