Ханс-Эверт Рольманн родился 18 декабря 1944 года. Окончил университет в г. Дюсбург, где изучал экономику и организацию производства. Затем длительное время работал в системе сбыта Fa. ICI во Франции, Великобритании и Югославии. С 1981 года руководил отделом сбыта лаков «Coil Coating» фирмы BASF Coatings. В 1984—1988 годах представлял Fa. BASF Coatings в представительстве BASF в СССР. До 1998 года — вице-президент Global Business Unit Industrial Coatings. С 1999 года — управляющий ЗАО «БАСФ» и руководитель московского бизнес-центра, ответственный за представительство группы BASF в странах СНГ.
Какие направления деятельности концерна BASF в настоящее время представлены в России?
Сегодня на российском рынке представлена вся продукция компании BASF AG: средства защиты растений, пластмассы, продукты тонкой химии, специальные химикаты, основные химикаты, продукты тонкой химии, лаки и краски, полиуретановые системы. Для реализации продукции концерна на территории России мы учредили ЗАО «БАСФ». Эта компания является сбытовым предприятием группы BASF и одновременно выступает в роли агента для ряда фирм концерна. Одновременно она выполняет функции бизнес-центра для представительств концерна в Российской Федерации, в Казахстане, Узбекистане, Украине и Белоруссии. В задачи бизнес-центра входит координация деятельности всего субрегиона в рамках концерна.
В других странах также есть представительства концерна BASF AG, которые представляют интересы компании на рынках этих регионов в рамках своих юридических возможностей. Московский бизнес-центр координирует и резюмирует их деятельность.
Почему BASF решила открыть представительства именно в Казахстане, Узбекистане, Украине и Белоруссии?
Это объясняется экономическими причинами. Так, в Украине рост валового продукта составляет более 10%. На наш взгляд, это очень хорошая динамика. В Белоруссии у нас есть несколько крупных клиентов, с которыми мы работаем 10−20 лет. Экономика Казахстана благодаря реформам развивается очень стремительно, и в этой стране мы видим большие перспективы для нашего бизнеса. Узбекистан также обладаем большим потенциалом и является привлекательным рынком для концерна BASF. Однако нам пока не совсем ясно, как будет развиваться эта страна. Это можно сказать и о Белоруссии, потому что очень трудно понять, какие реформы там будут проводиться и какое влияние они окажут на экономику страны. Несмотря на это, мы хотим показать, что представлены в этих странах и надеемся на положительные результаты в будущем.
В названных странах также представлены все направления деятельности концерна?
Нет. В Узбекистане и Казахстане представлены в основном средства защиты растений. В Казахстане также развивается направление добавок для нефтехимических продуктов. Макроэкономические показатели Украины сулят хорошие перспективы нашему бизнесу в этой стране. Рост производства отмечается во всех отраслях, в которых мы работаем. Возникает впечатление, что усилия украинских реформаторов принесут и в дальнейшем положительные результаты. Правда, пока не известно, как отразятся на экономическом развитии Украины итоги предстоящих выборов. В Белоруссии мы сосредоточились в первую очередь на укреплении наших многолетних клиентских связей в таких отраслях, как производство холодильников, телевизоров, кормов для животных и аграрной промышленности. В дальнейшем посмотрим, как будет развиваться ситуация. За развитием рынка в этих странах следят наши сотрудники, которые регулярно проводят маркетинговые исследования и присылают нам отчеты.
Бизнес-центр ЗАО «БАСФ» способствует развитию рынков России и стран СНГ. Каковы основные положения вашей экономической стратегии?
У группы BASF есть стратегический план до 2015 года, который был принят в прошлом году и реализуется в настоящее время. В соответствии с принятым планом развития экономики России и стран СНГ, в центре нашего внимания стоят определенные отрасли и сферы производства, такие как агропромышленный комплекс, автомобилестроение, строительство, упаковочные материалы, химическая, пищевая, фармацевтическая промышленность, производство косметических средств. Конечно, развитие каждой отрасли имеет свою собственную динамику, которая и определяет наши действия.
В чем, на ваш взгляд, специфика российского химического рынка? Мешает ли это работе концерна на те рритории России?
После распада Советского Союза и экономического кризиса 1998 года химическая промышленность России, конечно, тоже столкнулась с серьезными проблемами, затрудняющими восстановление прежнего уровня производства. Постепенно отрасль набирает обороты, прежде всего благодаря замене устаревших средств производства. Однако многие перспективные инвестиции, например, строительство новых мощностей по производству полиэтилена и полипропилена, не входят в основную сферу деятельности BASF. Поэтому одна из существенных задач для нас — поиск клиентов для нашего растущего бизнеса.
Как вы оцениваете перспективы политики импортозамещения в России?
Мы надеемся, что российское производство будет успешно развиваться. Это будет способствовать созданию новых рабочих мест и росту валового продукта народного хозяйства страны.
Западные производители, создавшие для себя определенные ниши на российском рынке, все чаще стали вытесняться российскими конкурентами, предлагающими более дешевую продукцию. Как вы относитесь к этому явлению?
Если российские конкуренты оказываются в состоянии предложить более дешевую продукцию и тем самым потеснить западных производителей, это успех в рыночной конкуренции, которую мы в принципе оцениваем позитивно. Разумеется, честная конкуренция предполагает равные шансы для всех участников рынка.
Какова на сегодняшний день доля BASF на рынках России и стран СНГ?
Здесь трудно дать общий ответ, поскольку в различных отраслях эти показатели расходятся весьма существенно. Сравнение с западными рынками показывает, что мы имеем на рынках России и СНГ такие же доли, как на Западе, или даже большие. Однако в ряде отраслей наше присутствие в регионе менее заметно.
В каком ценовом диапазоне работает BASF на рынке автомобильных лаков?
BASF Coatings предлагает на российском рынке лаковые системы, по качеству соответствующие продукции западных автомобилестроителей. Главное направление нашей работы в этой сфере — высококачественные лаковые системы типа «металлик». Что касается цен и затрат, мы и наши партнеры стремимся постоянно оптимизировать производственные издержки и тем самым внести свой вклад в повышение конкурентоспособности российской продукции.
Кто из российских автомобилестроителей, кроме «АвтоВАЗ», пользуется лакокрасочной продукцией BASF? С кем вы собираетесь сотрудничать в будущем?
Помимо «АвтоВАЗ» мы поставляем нашу продукцию фирмам «GM-АвтоВАЗ», Ford и «ГАЗ». В перспективе мы будем работать и с другими предприятиями, в частности, с Avtoframos-Renault.
BASF планировал построить новые мощности по производству лаков как для западных, так и для российских потребителей. Началась ли реализация этого проекта?
Строительство нового производства уже началось. На первом этапе его задача состоит в том, чтобы обеспечить лаками российские автомобилестроительные предприятия. На втором этапе будет открыто производство лаков «Coil Coating» и лаков для ремонта автомобилей, а также налажен соответствующий сервис. Объем инвестиций соответствует этому плану. На первом этапе строительства мы планируем вложить в проект 10 млн долларов. Мощность нового производства составит 10 тыс. тонн в год.
Как развивается сотрудничество между BASF и ОАО «Нижнекамскнефтехим»?
Наше сотрудничество с ОАО «Нижнекамскнефтехим» на базе совместного предприятия «Эластокам», на данный момент удовлетворяет обоих партнеров. Возможность появления других проектов и их форма будет рассматриваться в каждом конкретном случае с учетом интересов обеих сторон.
В 1998 году BASF и «Газпром» заключили договор о стратегическом сотрудничестве в газовой сфере. Осуществляются ли химические проекты в рамках этого сотрудничества?
Пока еще не решено, какого рода проекты могут быть осуществлены в химической отрасли. Как известно, наше сотрудничество с «Газпромом» в области газоснабжения развивается очень успешно, и рабочая группа постоянно изучает новые возможности в области химической промышленности.
Справка: В транснациональную химическую корпорацию BASF входят 169 дочерних компаний. Производственная деятельность BASF осуществляется в следующих направлениях: средства защиты растений, пластмассы, продукты тонкой химии, специальные химикаты, ос новные химикаты, продукты тонкой химии, лаки и краски для автомобильной промышленности, полиуретановые системы. В 2003 году торговый оборот BASF достиг 33 млрд евро. В 1993 году концерн BASF, давний деловой партнер России, открыл в Москве сбытовое подразделение — ЗАО «БАСФ», которое одновременно координирует деятельность представительств компании в Российской Федерации и странах СНГ.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: