По словам президента Союза нефтегазопромышленников России, председателя совета директоров ОАО «РАО Роснефтегазстрой» Геннадия Шмаля, сегодня России удается выдерживать все экономические потрясения только благодаря нефтегазохимической отрасли. Однако в настоящее время нефтяники сталкиваются с тем, что нефтяная промышленность рассматривается властями не как точка дальнейшего роста, а как «дойная корова» для бюджета. Нынешнее же состояние нефтянки требует ежегодных инвестиций в размере $ 10 млрд.
При сохранении высоких цен на нефть российские нефтяные компании располагают необходимыми ресурсами для инвестирования в основной капитал. Однако чем выше мировые цены на нефть, тем меньше отраслевая прибыль, а это мешает реализовывать необходимые проекты. Уникальность ситуации в том, что масштабного привлечения прямых западных инвестиций в комплекс в настоящее время не требуется. Любые же фискальные ужесточения могут обернуться либо необходимостью заимствований за границей, либо провалами в инвестировании развития отрасли. Геннадий Шмаль отметил, что отсутствие государственной поддержки приведет к снижению инвестиций в модернизацию основных мощностей.
Кроме того, геологоразведочные работы ведутся отнюдь не во всех регионах, за счет чего прирост запасов уже давно не компенсирует добычу (за исключением Татарстана, отметил Геннадий Шмаль). Причина кроется в чрезмерно обременительной российской налоговой системе. Именно поэтому нефтяным компаниям невыгодно разрабатывать труднодоступные месторождения. Например, в Ханты-Мансийском округе не пробурено 20 тысяч скважин, не освоено 10 млн. рублей капиталовложений, а себестоимость нефти составляет $ 1,7−2 за баррель. В данном случае произошел размен эффективности системы налогообложения на ее примитивизацию. Государственный советник при Президенте РТ по вопросам недропользования, нефти и газа Ренат Муслимов рассказал, что опыт «Татнефти» показывает, что каждое месторождение, а они в Татарстане достаточно старые, с высокой степенью обводненности и минимальным дебитом скважин, могут быть рентабельными, если к ним подходить индивидуально.
Участники отметили, что налоговая реформа в нефтяной отрасли на данном этапе не сбалансирована. Введение механизма налога на добычу полезных ископаемых и реформа налога на прибыль имеют в целом антиинвестиционную направленность. В итоге такая налоговая реформа может стать причиной утраты конкурентных позиций России на мировом рынке нефти и капитала. Выходом может стать дифференцированное налогообложение.
Татарстан планирует добывать природные битумы — это одно из направлений развития отрасли. По словам Рената Муслимова, после освоения технологий добычи можно будет добывать около 2 млн. т битумной нефти в 2020 г. Однако добыча битумов — процесс сложный и дорогостоящий, и опять же для этого нужны налоговые льготы.
Как отметил начальник экономического управления Администрации Президента РФ Антон Данилов-Данильян, тормозит промышленность (и не только нефтяную) и отсутствие технического регламента. Нынешняя система стандартизации практически не изменилась с советских времен. Был проведен опрос 2,5 тысяч предприятий 100 отраслей промышленности. Он показал, что если бы предприятия использовали только те нормативы, о которых они знали, то 94% из них уже были закрыты. Поэтому, по мнению Антона Данилова-Данильяна, для каждой отрасли нужны единые технические регламенты: тогда не надо будет получать лицензии и сертификаты на каждый отдельный вид продукции. Сейчас же ситуация складывается следующим образом: чтобы получить лицензию или сертификат на инновационный вид продукции у предприятий уходит полгода, за это время на российском рынке появляются подобные импортные аналоги с такими же техническими характеристиками, и наша продукция вытесняется с рынка.
Существуют и внешние факторы, сдерживающие развитие отечественной нефтяной отрасли. Чем выше стоимость нефти, тем больше усилий вкладывается в поиски альтернативных видов топлива, и если они увенчаются успехом, то нефтяную отрасль может постигнуть судьба угольной промышленности.
Николай Платэ
, директор Института нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева РАН:
— Нам нужно быть готовыми к тому, что через 10−15 лет альтернативные виды топлива будут доминировать, тогда цены на нефть упадут. В нашей стране главные ценности не нефть и не газ, а наши мозги, поэтому нужно строить нефтегазохимический комплекс на научно обоснованных разработках. Если мы этого не сделаем, то навсегда останемся желаемым для зарубежных стран сырьевым «придатком».
Антон Данилов-Данильян, начальник экономического управления Администрации Президента РФ:
— Нам нужно предпринять научно-промышленный маневр. Альтернативный вид топлива должен быть разработан в России. Тогда мы сможем быть конкурентоспособными и решать любые экономические задачи.
Участники отметили также, что переработка нефти в России остается на уровне 190−200 млн. т, а это плохой признак. Поэтому на примере Татарстана и ОАО «Татнефть» нужно думать о развитии нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслях. Республика в этом плане, по словам Геннадия Шмаля, достойный пример, здесь представлены все отрасли: добыча, нефтепереработка, нефтехимия. Поэтому нефтяникам следует скооперироваться, наметить дальнейшую стратегию развития, а также пути решения проблем.
Геннадий Шмаль:
— Все доклады показывают, что противоречия между нефтяниками и государствами есть, и наша задача свести их к минимуму. Нам нужна четко выверенная государственная политика.
Проблем было озвучено много. Все они будут обсуждаться на секциях Конгресса, после чего участники планируют довести все решения до верхних эшелонов власти. Однако председатель подкомитета по развитию нефтяной отрасли ТПП РФ Валерий Валеев, выразил неуверенность в том, что нефтяников услышат, так как сам он уже два года приводит одни и те же аргументы, а результата никакого. Возможно, V Конгресс нефтепромышленников станет переломным, и российские власти повернутся лицом к нефтяникам.







Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: