Прошлый год для автогиганта стал удачным. «КАМАЗ» с ростом продаж на 20% стал одним из наиболее динамично развивающихся крупных российских машиностроительных предприятий. Стабильная работа стала возможной благодаря заказам, полученным Торгово-финансовой компанией и Внешнеторговой компанией, а также в результате самостоятельной работы дочерних предприятий «КАМАЗа» на рынке. В целом по 2003 году доля продаж челнинского автозавода выросла с 27,1% до 36,4%. Произошло это в основном за счет вытеснения иномарок. Таким образом, предприятие стало единственным автозаводом в СНГ, добившемся значительного роста своей доли на рынке.
«КАМАЗ» реализовал на рынках России, стран ближнего зарубежья более 24 тысяч грузовых и 39,5 тысяч легковых автомобилей, почти 30 тысяч дизельных двигателей и силовых агрегатов, запасных частей к основной продукции на сумму более 4,6 млрд. рублей (+35% к 2002 году), продукции диверсификации — на 3 млрд. рублей (+68%).
Кстати, на этот год бизнес-план компании пересмотрен советом директоров в сторону увеличения основных показателей. Предполагается, что и грузовых, и легковых автомобилей будет выпущено на 1 тысячу единиц больше предусмотренного. Объемы их продаж составят соответственно 27 413 и 41 000 единиц. Доход от реализации при этом станет больше в сумме почти на 1,6 млрд. рублей. Дополнительное увеличение реализации запасных частей принесет в казну предприятия еще 136 млн. рублей, а продукции диверсификации — 165 млн. рублей.
Группой организаций ОАО «КАМАЗ» в 2003 году получена чистая прибыль 92,5 млн. рублей, что на 17,5% больше, чем в 2002 году. По ОАО «КАМАЗ» чистая прибыль составила 15,4 млн. рублей. Капитализация основного общества увеличилась до 283 млн. долларов. Объем реализации товарной продукции и услуг в прошлом году увеличился на четверть и составил 29,327 млн. рублей. В течение года по группе организаций компании введено средств более, чем на 1,5 млрд. рублей. Это связано с вводом нового оборудования на сумму 1,95 млн. рублей, из них 459 млн. рублей — по линии японского кредита. В ОАО «ЗМА» введена окрасочная линия фирмы «Дюрр» на сумму 480 млн. рублей.
В компании принципиально изменена система продаж. Упор делается на лизинговую форму продаж. По существу, «КАМАЗ» сделал прорыв в лизинговой деятельности. В 2003 году по этой схеме от производителя реализовано более 800 единиц автомобильной техники, включая самосвалы, полнокомплектные автопоезда, автобусы большой вместимости. На российском лизинговом рынке в 2003 году доля «КАМАЗовских» автобусов и автомобилей составила 13,6% и 10% соответственно. На этот год годовой прирост рынка прогнозируется по автомобилям — 4−5%, по автобусам — 6−7%. Амбициозный план автогиганта — завоевать 15% рынка лизинговых услуг в классе автомобилей КАМАЗ. К участию в программе лизинга ОАО «КАМАЗ» привлечены ведущие банки России с кредитной линией около 1 млрд. рублей. Это АКБ «Ак Барс» Банк", ОАО «Альфа-банк» и ОАО «АКИБАНК». С начала реализации проекта на расчетные счета корпорации от осуществления лизинговой деятельности поступило 698,1 млн. рублей, в том числе кредитов — на 359,5 млн. рублей. Основными получателями автотехники по договорам лизинга и договорам купли-продажи с рассрочкой платежа являются субъекты Татарстана (22%), Башкортостан (16%), Московская и Ленинградская области (по 10%).
Фирменный сервис автокомпании предполагает реализацию целого комплекса мер по его расширению и укреплению. С этого года будут увеличены объемы сервисных услуг путем заключения договоров субподряда с предприятиями и создание филиалов автоцентров. Также планируется обеспечить сервисное обслуживание автомобилей КАМАЗ нового модельного ряда и семейств.
Рустам Минниханов, Премьер-министр РТ:
— Стратегией «КАМАЗа» на последующие годы должно стать техническое перевооружение. Инновационная деятельность поможет расширить возможности компании. Необходимо коренное обновление модельного ряда. Модернизация должна пойти по качественному принципу. Эта работа н,
а перспективу. Освоение новых автомобилей выдвинет «КАМАЗ» в лидирующие позиции не только в России. Еще одна задача — создание автотехники, оснащенной двигателями, работающими на газовом моторном двигателе. На ближайшую перспективу предстоит еще одна задача — всемерную загрузку пустующих площадей. Сейчас еще много незадействованных производственных площадок, узкопрофильного оборудования, длинных ненужных конвейеров. Выходом из этой ситуации может стать как аренда площадей субъектами малого и среднего бизнеса, так и создание технопарков. Нужно усилить работу с предпринимателями, работающими в наукоемких отраслях.
Увеличить гарантийный пробег автомобильной техники до 50 тысяч км, снижение уровня рекламаций на четверть и повысить долю «КАМАЗа» на российском рынке грузовиков до 38,5% — еще одни приоритеты компании. В финансовом отношении автозавод намерен обеспечить рост капитализации до 350 млн. долларов и получить чистую прибыль не менее 104,5 млн. рублей.
Годовое собрание акционеров ОАО «КАМАЗ» рассмотрело 15 вопросов. По ним прошло голосование, результаты которого будут получены через 24 дня. Среди основных — распределение прибыли, об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и избрание нового состава совета директоров. Так, прибыль в размере 15,464 млн. рублей было предложено отправить в резервный фонд компании. Средства фонда пойдут на покрытие убытков прошлых лет, общая сумма которых еще два года назад составляла 30 млн. рублей. На сегодняшний момент она чуть превышает 4 млн. рублей. Поэтому дивидендов по акциям ОАО «КАМАЗ» решено не выплачивать.
Сергей Когогин, генеральный директор ОАО «КАМАЗ»:
— Что касается вопроса об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, то мы бы не хотели пока разглашать условия. Скажу лишь, что мы сумели построить отношения с Внешторгбанком — одним из крупнейших акционеров компании — на том уровне, который устраивает и нас, и банк. Нас устраивает их оперативность и уровень процентных ставок. Банк заинтересован в наших оборотах. Кредитную линию мы не превышаем уровня 150 млн. долларов. Нам это пока не нужно. Денег на рынке сейчас много, для нас главное — производство. Возможности «КАМАЗа» по увеличению объема производства пока ограничены. Покупатели стоят в очереди за продукцией. И это хорошо. Рынок не должен быть перенасыщенным.
По выборам членов в совет директоров создалась некоторая правовая коллизия. Так как Правительство РФ в лице государства имеет крупный пакет акций, то в совет директоров входит большое количество российских представителей. Список членов утверждался еще в начале апреля, до принятия нового правительства России. Гендиректор автокомпании не исключает возможности проведения внеочередного собрания акционеров для переизбрания совета директоров ОАО «КАМАЗ».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: