Юрий Александрович, с основания «РосБизнесКонсалтинга» минуло десять лет. Как начиналась его история?
Компания была создана в 1993 году. Начиналось все весьма скромно: с четырех человек и комнаты в 18 кв. м. В ней располагался весь штат компании и все оборудование, представлявшее собой старенький ротапринт.
Как это бывает, идея родилась на пустом месте. Мой хороший друг Александр Моргульчик проходил практику в Центробанке. Там он увидел, какое огромное количество информации потребляют банковские службы. Прежде всего от агентств Bloomberg и Reuters. Он загорелся идеей создать русский Bloomberg. Информационного бизнеса в России в то время не существовало. А идея зарабатывать на этом казалась фантастикой. Однако уже в 1994 году количество подписчиков РБК увеличилось до нескольких тысяч. Информация, содержащая, прежде всего, данные о курсах валют, ценных бумагах, ГКО, ОФЗ
Долгие годы образ РБК неразрывно связан с Интернетом. Когда произошел процесс слияния агентства с всемирной паутиной?
Это случилось не сразу. В 1993 году русский Интернет только начинал зарождаться. Однако позитивную роль сыграло удачное сочетание основных учредителей РБК. Среди них были выпускники не только экономических, но и технических вузов. Наверное, поэтому в 1995 году РБК первым из российских информационных агентств вышло в Интернет.
Курьеры, разносившие печатные бюллетени РБК по многочисленным офисам, перестали соответствовать требованиям времени. С выходом в Интернет РБК стало поставлять своим клиентам уже не вчерашние новости, и даже не утренние. Агентство начало работать в режиме реального времени.
Еще одним поворотным этапом нашей интернет-истории стал август 1998 года. Страну повергли тогда в шок не только сами происходящие события, но и возникший информационный вакуум. Именно в это время мы приняли решение открыть всю информацию. До тех пор понятия открытой или бесплатной информации в русском Интернете не существовало, но в 98 году, в самый разгар кризиса, мы открыли всю информацию. Она стала бесплатной для всех. Это был серьезный шаг. Все это было высоко оценено рынком и в конечном итоге существенно повысило узнаваемость брэнда.
В 2000 году возникло понимание того, что компания должна развиваться на иной качественной основе. По сути дела, с 2000 года началась новая история РБК: структуризация компании, ее кадровое усиление, преодоление многих устоявшихся стереотипов. Например, существовала ассоциация: РБК — это Интернет. Между тем Интернет для нас — не более чем транспорт, средство доставки. На самом деле РБК представляет собой фабрику по производству, сбору и обработке информации. И в этом его основное предназначение.
Кроме того, к этому времени у нас выросло и сформировалось еще одно направление деятельности — разработка ПО. Впоследствии оно выделилось в отдельное юридическое лицо «РБК СОФТ».
Почему именно IТ-технологии были выбраны в качестве стратегического направления деятельности компании?
В середине 90-х годов, придя в Интернет, мы столкнулись с рядом технических задач. Нужно было развивать портал, совершенствовать его. В то время на рынке не было компаний, которым можно было бы поручить эту работу. Поэтому пришлось создавать такую службу внутри РБК.
В конце 90-х годов пришло понимание: то, что мы делаем для самих себя, имеет спрос на рынке. Более того, мы обнаружили, что обладаем единственной профессиональной командой, которая не просто умеет работать с Интернетом, но и ориентируется в особенностях и потребностях клиентов из бизнес-среды.
Мы начинали с разработки интернет-сайтов. Постепенно доросли до более сложных проектов, разработок комплексных систем. Достаточно сказать, что сегодня РБК СОФТ по своим оборотам уже сравнялась с медийной группой холдинга. Мы создавали информационные системы Московского Кремля, ГУМа, Большого театра, Ленинской библиотеки. В числе наших клиентов Минэкономразвития, МПС, Минатом. Кроме того, в последнее вр емя мы осуществляем экспансию на рынки США и Европы. Сегодня около 20% оборота РБК СОФТ приходится на зарубежные проекты.
РБК начинался как информационное агентство. Что сейчас представляет собой компания?
Это информационный холдинг. Достаточно крупный по российским меркам. Его структура такова: существует главная, материнская компания «РБК-Информационные системы». Ей принадлежат все остальные компании, входящие в холдинг: РИА РБК, РБК СОФТ, РБК-ТВ, издательский дом «РосБизнесКонсалтинг». Если же говорить об основных направлениях нашей деятельности, то их по-прежнему два: медиа и IT.
В минувшем году увидел свет проект РБК-ТВ. Наше телевидение — принципиально новое. Оно ориентировано на четко выраженную аудиторию, интересы которой мы хорошо знаем. В столице наш канал транслируется по спутниковому и кабельному телевидению: Космос-ТВ, НТВ+, Диво ТВ, Комкор. Кроме Москвы зона вещания РБК-ТВ распространяется на Санкт-Петербург и ряд крупных городов-миллионников. Параллельно мы осуществляем интернет-вещание, благодаря чему наше телевидение смотрят сегодня в США, Израиле, Европе.
Какими вы видите дальнейшие перспективы?
Если говорить о стратегической задаче, то она выглядит так: РБК потребовалось 10 лет, чтобы из совсем маленькой компании превратиться в среднюю. За следующие пять лет мы намерены стать крупной.
Наши планы во многом связаны с выходом на рынок стран СНГ. Мы считаем необходимым развиваться в формате делового информационного вещания на территории бывших советских республик. В перспективе мы не исключаем возможности создания глобального русскоязычного делового вещания. Но пока это только планы. Концепция РБК останется неизменной — новостное бизнес-вещание для русского бизнеса и о русском бизнесе. Мы не стремимся объять необъятное и считаем, что именно в этом наше конкурентное преимущество.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: