В настоящее время в правительстве республики видную должность занимает всего одна женщина. Это совершенно неудивительно в виду того, что даже Россия занимает по этому параметру только 120 место, уступая Эфиопии и Камеруну, а уж Татарстану, где роль женщины традиционно была второстепенной, тем более далеко до Франции и Швеции, где хорошо понимают созидательную женскую силу — 38% и 45% соответственно.
Несмотря на такое нерадостное положение дел в отношении государственной политики, республика продолжает активно использовать женщин в качестве рабочей силы на предприятиях с тяжелыми и вредными условиями труда. Половина занятых на предприятиях нефтехимической отрасли — представительницы прекрасной половины человечества. Мало кто думает о том, что подобная ситуация крайне плохо сказывается не только на экономическом благосостоянии республики, но и на здоровье нации.
Химическая и нефтехимическая промышленность всегда относилась к категории особо опасных. Именно это обстоятельство обязывает относиться с повышенной требовательностью к мероприятиям по обеспечению безопасных условий труда и пересмотреть квоту рабочих женских мест. Однако изменение в области занятости женщин не должно повлечь за собой расторжение с ними рабочих договоров. Подобные нововведения должны решать проблему посредством перевода женской рабочей силы на другие, менее опасные для здоровья должности.
В целом же вопрос об обеспечении безопасности труда на химических и нефтехимических предприятиях актуален для мужской части населения в том числе. Так, несмотря на то что прослеживается безусловная тенденция к улучшению ситуации в отношении этой проблемы, до сих пор сохранились производственные инциденты и несчастные случаи. По сравнению с 2002 годом производственный травматизм снизился только на 21 случай, против 81 случая в 2002 году, 60 — в 2003. Кроме того, 60% работающих в нефтехимической отрасли до сих пор продолжают трудиться в неприемлемых с точки зрения безопасности труда условиях. И проблема здесь не только в нехватке средств у предприятий для обеспечения надлежащих условий, но и в том, что люди не обладают элементарными знаниями, необходимыми для исключения инцидентов на производстве. Также немаловажным является и то обстоятельство, что профессиональное оборудование устарело и дает сбои. Как правило, предприятие не в состоянии заменить его, а эксплуатация неприспособленного оборудования также ведет к возникновению ЧП на производстве.
Однако в целом производительность труда в химической и нефтехимической отрасли резко возросла. Так, с превышением объемов производства прошлого года работали «Нижнекамскнефтехим» (темп роста — 104,6%), «Нижнекамскшина» (115%), Завод технического углерода (117%), «Нэфис Косметикс» (114,6%), «Казаньоргсинтез» (107,7%). Удивительно, но это обстоятельство никак не отразилось на заработной плате работников. Хотя считается, что рост заработной платы за 2003 год составил 24%, тем не менее это общий показатель, не отражающий реальной ситуации. Так, на четырех предприятиях отрасли заработная плата сотрудников стала даже ниже, чем в 2002 году. Такое произошло на убыточных предприятиях: Химзаводе им. Карпова, «ТАСМА Холдинге», «Татазоте» и ОАО «Аромат». Там, где заработная плата выросла, — реальный процент роста составил всего 7,2%, а средняя заработная плата не 6,5 тыс. рублей, как заявлялось, а всего 4,627 тысячи, что, кстати, даже меньше минимального потребительского бюджета, равного 4,742 тыс. рублей.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: