По оценке аналитической компании J’son & Partners, объем этого рынка в 2003 г. вырос более чем в 2,5 раза, составив почти $ 100 млн. Более 30 российских провайдеров предоставляют контент для более 4 млн. пользователей. По оценкам J’son & Partners, они предлагают примерно 240 различных услуг, при этом 58% — это информация (справки, консультации), 18% — новости, 15% — развлечения, 9% — игры. Общий объем рынка составил в 2003 г. $ 98 млн., из которых около $ 50 млн. приходится на услуги на основе технологии SMS, $ 45 млн. — на голосовой контент, $ 100 000 — на MMS, $ 3,5 млн. — на WAP. На долю компаний МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон» в конце 2003 г. приходилось 92% российского рынка дополнительных услуг, при этом их абонентская база составляет около 80% от общероссийской.
Наиболее известные из компаний, предоставляющих мобильный контент, — питерские SPN Digital (торговая марка «Ревком») и «Инфон», а также интегрированная в «ВымпелКом» структура «БиОнЛайн». Среди иностранных поставщиков контента сами операторы выделяют финскую компанию Jippii, специализирующуюся на предоставлении картинок и мелодий. Наибольшее распространение мобильный контент получил в Санкт-Петербурге, Новосибирске и Москве. По прогнозам J’son & Partners, к концу года численность контент-провайдеров увеличится до 80, а доходы от услуг в 2004 г. вырастут до $ 230 млн.
Операторы сотовой связи соглашаются, что за контент-услугами большое будущее. «Информационные услуги у нас находятся на первом месте среди дополнительных услуг по темпам роста. За год их доля в доходах от дополнительных услуг удвоилась и сейчас составляет 20% «, — рассказывает директор «ВымпелКома» по связям с общественностью Михаил Умаров. «В России, как и на Западе, появится много небольших контент-провайдеров, которые будут оказывать информационные услуги определенным группам пользователей, и роль оператора в их раскрутке станет незначительной», — прогнозирует директор МТС по внешним связям Андрей Брагинский.
Операторы считают, что контент-услуги вскоре станут основным инструментом в их конкурентной борьбе. «По мере насыщения рынка сотовой связи и замедления роста абонентской базы именно в контент-услугах и будут соперничать операторы», — говорит советник гендиректора московского филиала «МегаФона» Роман Проколов. «Развитие дополнительных услуг является практически единственным способом повышения ARPU (доход на абонента) без значительного увеличения затрат на абонента», — добавляет аналитик «Метрополя» Дмитрий Касьяненко.
Наиболее популярными услугами мобильного контента в нашей стране являются заказы мелодий, логотипов и игры. «За год мы фактически в 10 раз увеличили аудиторию, и у нас сейчас более 1 млн. зарегистрированных пользователей», — говорит Александр Забара, руководитель службы PR и рекламы компании — производителя мобильных игр Nikita Interactive. Он считает наиболее перспективным направлением игры на основе технологии JAVA, позволяющей получать на мобильный телефон аналог компьютерный игры в миниатюре. Забара также отмечает огромный спрос на услугу «SMS-знакомства». Интерес к российским играм появился даже у зарубежных операторов — так, новосибирский провайдер Shamrock games начал поставку своих SMS-игр в Израиль.
Гендиректор контент-провайдера «Солво интернешнл» Леонид Арбатман прогнозирует увеличение удельной доли MMS-сервисов и рост популярности интерактивных услуг — таких, как «Знакомства» и «Чат». «Наша компания видит российский рынок наиболее перспективным на ближайшее время», — отмечает Арбатман. Аналитики говорят о перспективах российского рынка более осторожно. «Взрывообразный рост спроса на новые услуги обычно наступает после того, как ими заинтересуется 10% абонентов. На наш взгляд, в России такое проникновение мультимедийных услуг будет достигнуто не ранее 2007 г. «, — полагает аналитик «Атона» Надежда Голубева.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: