Вместе с тем немногие студенты и даже преподаватели вузов сегодня понимают, в чем состоят преимущества присоединения России к болонскому процессу.
Прежде всего, полноценное участие вуза в болонском процессе дает возможность российскому студенту сделать и свой диплом, и отдельные оценки по предметам конвертируемыми и понятными для западных вузовских педагогов-методистов и для зарубежных работодателей. Известно, что наши «удовлетворительно» и «отлично» там мало что говорят.
Решение вопроса — в параллельном переходе на систему кредитов и на так называемую гармонизированную систему оценки знаний по стандартам ECTS (European Credit Transfer System).
Стоит оговориться: система академических кредитов — это усредненно-количественный показатель оценки участия студента в образовательном процессе. Так, для удовлетворения европейским критериям студент должен получить 60 кредитов (за курс обучения по программе бакалавриата) и, соответственно, 180 или 240 кредитов за весь период обучения. Кредиты зарабатываются студентами как по предметам обязательного компонента, так и по элективным курсам. При этом учитываются все аспекты участия студента в образовательном процессе.
Несмотря на устоявшуюся европейскую практику самостоятельного набора студентами кредитов до необходимого уровня, большинство российских студентов пока могут полагаться только на университетских методистов — составителей учебных планов, а не на свои предпочтения в выборе дисциплин.
Совсем по-другому обстоит дело со второй составляющей системы ECTS — гармонизированной системой оценки знаний. Оценка знаний по стандартам ECTS возможна как буквенный показатель от A до F. Только оценка A соответствует нашей «пятерке». B и C соответствуют оценке «хорошо», полученной в российском вузе. D и E — «удовлетворительные», проходные оценки. Оценка F не является проходной, а предмет пересдается в следующую сессию.
Правила таковы, что оценки A в системе ECTS достойны только 10\% лучших студентов академической группы. На хорошие оценки (B и C) могут рассчитывать следующие 25\% и 30\% успешных студентов. Проходные удовлетворительные оценки получают оставшиеся 25\% и 10\% студентов.
Студент российского университета — участника болонского процесса может уже сейчас рассчитывать на получение приложения к диплому, в котором традиционные оценки будут дублированы оценками по системе ECTS.
редполагается, что это приложение к диплому может помочь нашим студентам с трудоустройством за границей. Однако пока более реальным представляется продолжение образования в магистратуре одного из европейских университетов или прохождение стажировки по программе межвузовского обмена. Система ECTS может пригодиться и за пределами Европы, например, в США или Канаде, — перезачесть при продолжении там образования «европейские» оценки гораздо проще, чем российские «пятерки» и «четверки».
Приложение к диплому обучающимся по программе магистратуры может также быть интересно для желающих поступить в докторантуру одного из европейских университетов.
Вместе с тем, для того чтобы занять место в магистратуре университета одной из европейских стран, необходимо пройти достаточно длительную и сложную процедуру согласования с координаторами выпускающего российского университета и принимающего вуза. Координаторы программ в рамках болонского процесса должны работать в каждом вузе — участнике этого европейского образовательного проекта.
Главный координатор вуза обеспечивает полноценное участие вуза в системе обмена студентами. Кроме главных координаторов в вузе должны работать и факультетские координаторы. В сферу их обязанностей входит составление описаний учебной программы факультета, с точки зрения ее совместимости с требованиями ECTS. Факультетские координаторы консультируют студентов, собирающихся выехать на стажировку за границу, оказывают помощь в выборе принимающего вуза. Факультетские координаторы программ ECTS кроме помощи своим студентам занимаются составлением подробного пакета описания факультета. Эти пакеты являются своеобразным рекламным проспектом факультета, который может затребовать каждый заинтересованный в обучении иностранный студент. В этот рекламный проспект включены сведения о факультете начиная с почтового адреса и заканчивая подробным описанием обязательных и элективных курсов. В этот документ включают также количество часов, посвященных изучению каждого курса, и количества кредитов, которое можно заработать, выбрав тот или иной курс.
Алгоритм получения долгожданного места в европейской магистратуре или докторантуре непрост.
Претенденту необходимо собрать пакет документов, состоящий из трех частей. Формы каждой части пакета можно найти на сайте europa.eu.int
Первая часть пакета содержит личные данные претендента.
Вторая часть пакета называется Transcript of records. Она включает в себя информацию о выпускающем вузе, информацию о принимающем вузе и, главное, таблицу, содержащую перечень предметов, зачтенных в университете, продолжительность каждого курса, оценку, полученную за каждый курс по принятой национальной системе, соответствующую ей оценку по стандарту ECTS, количество кредитов, полученных за каждый курс, и общее количество кредитов, полученное за каждый семестр обучения.
Третья часть пакета представляет собой трехстороннее соглашение, подписываемое выпускающим и принимающим университетами и претендентом. Соглашение составляется на английском языке и пересылается по электронной почте в принимающий вуз. Трехстороннее соглашение возможно только после согласия всех сторон. Копии соглашения предоставляются всем трем сторонам. В соглашение включен перечень предметов, которые студент будет изучать в принимающем вузе, время начала занятий и др. Студент, если речь идет о стажировке, может по согласованию с принимающим и посылающим вузом внести коррективы в список предметов, предусмотренных учебным соглашением.
Вместе с тем, представляя себе все радужные перспективы, студент не должен забывать, что большинство российских вузов сейчас находятся только в начале пути к образовательному евростандарту.
В некоторых московских вузах созданы только рабочие группы по выработке стратегии участия в основном европейском проекте унификации высшего образования (РГГУ), в некоторых вузах (МФТИ) считают, что соответствие стандартам ECTS является лишь формальностью.
В Физтехе ссылаются на необходимость сохранения собственных высоких образовательных стандартов. МГУ тоже занимает достаточно жесткую позицию по отношению к общеевропейскому стандарту. Так, например, иностранный студент, приезжающий на стажировку в МГУ, за прослушанные курсы получает ничего не значащую у него на родине российскую оценку. В университете нет координаторов болонской системы. Введение двухуровневой системы образования (бакалавриат и магистратура) стало пока единственной уступкой, которую сделал МГУ общеевропейскому образовательному проекту, и то далеко не на всех факультетах.
Лишь немногие вузы могут сейчас похвастаться тем, что они участвуют в болонском процессе полноценно. Среди них — МГИМО и РУДН. В этих вузах уже пытаются разработать методики начисления кредитов и совершенствуют механизмы взаимодействия с иностранными университетами. В целом же использование преимуществ, которые сулит болонский процесс российским студентам, — дело ближайшего (будем надеяться) будущего.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: