Поскольку отечественный бизнес пока не заинтересован работать в малонаселенных пунктах, Татреспотребсоюз остается самой развитой торговой, производственной и заготовительной сетью, деятельность которой направлена на поддержку жителей села.
О победах и проблемах отрасли отчитывалось руководство правления Татреспотребсоюза на традиционной конференции по итогам прошедшего года.
Среди достижений — увеличение прибыли, которая в 2003 году составила 72 млн. рублей, снижение задолженностей: кредиторской в 2 раза — с 800 до 400 млн. рублей, дебиторской — с 400 до 170 млн. рублей, а также по заработной плате, которая уменьшилась в 5 раз и составила 521 тыс. рублей. Среди приоритетных задач — повышение уровня заработной платы в потребительских обществах, увеличение товарооборота в среднем на 15%.
Ильдар Насретдинов, председатель правления Татреспотребсоюза, ознакомил журналистов с планами предстоящей работы, определив приоритетные направления:
— В 2004 году и в последующем планируется сместить акценты в пользу заготовок. Мы подсчитали и выяснили, что каждое сельское подворье в год имеет возможность продавать свою продукцию на сумму до 20 тыс. рублей в год. Тем самым мы идем навстречу сельчанам — даем им возможность заработать, а также решаем свои экономические задачи. В планах — увеличение заготовительного оборота в 1,5 раза, до отметки 460 млн. рублей.
Участие потребительской кооперации в заготовках сельхозпродуктов исторически обусловлено максимальным ее приближением к сельским товаропроизводителям. Наличие материально-технической базы заготовок, специалистов по закупкам и переработке сельхозпродукции являются основными предпосылками усиления роли потребительской кооперации, как основного заготовителя на селе.
В условиях рынка, при слаженной организации работы можно не только добиться хороших результатов, но и наращивать объемы заготовок, расширять сферу деятельности. Для этого планируется повышение квалификации заготовителей, увеличение их числа — в расчете: один заготовитель на 500 дворов. Также говорилось о необходимости вести постоянную работу по выявлению и освоению ресурсов сельхозпродукции и сырья в личных подсобных хозяйствах, отслеживать правильность оценки качества товаров, повышать уровень организации закупок, искать и расширять рынок сбыта. Пока же одна из существенных проблем заготовителей — бесконтрольный, нецентрализованный сбыт сырья.
Развитие производственной отрасли — второе по важности направление работы кооператоров. В последние годы отрасль переживает значительные сложности — обветшало технологическое оборудование, на нем уже нет возможности изготавливать высококачественную конкурентоспособную продукцию. В ситуации новых условий хозяйствования необходимо сконцентрировать производство, сделать его рентабельным. Пока в силу финансовых затруднений в полном объеме переоборудовать производство потребительских обществ не представляется возможным, однако такая работа уже ведется.
Ильдар Насретдинов:
— Мы рады, что правительство республики идет нам навстречу, выделяя в лизинг производственное оборудование. Начиная с прошлого года, и в этом году этот процесс продолжается, мы обеспечиваем наши хлебокомбинаты новым оборудованием для хлебопечения, которое уменьшает издержки по электроэнергии, при этом качество хлеба и объем выпускаемой продукции становятся выше.
Отрадно и то, что многие потребительские общества (Елабужское, Рыбнослободское и др. РАЙПО) начали брать в пользование земельные угодья и коллективные хозяйства со всей инфраструктурой. Таким образом, выстраивается цепочка: земля — переработка — прилавок магазина, куда поступает доступный по цене и высокий по качеству товар. Одним словом, развитие сельскохозяйственного бизнеса — очень важное направление, выгодное и кооператорам, и потребителям.
Последние год-полтора силами потребкооперации началось возрождение сферы услуг, о которой еще несколько лет назад на селе уже начали забывать. Уходящий год оставил реальные итоги работы потребкооперации: 22 вида услуг, от мельниц до услуг по ремонту одежды и обуви, оказываются сельчанам. Есть подвижки и в сфере общественного питания — создается альтернативная сеть пунктов питания на дорогах.
Среди проблем Татреспотребсоюза — недостаточная эффективность ведения хозяйства, отсутствие жесткого бюджетирования, распределения доходов и расходов, а также недостаточная задействованность материально-технической базы, в частности — больших площадей. Кооператоры готовы отдать имеющиеся площади в аренду частным предпринимателям на особо выгодных условиях, лишь бы обеспечить сельское население необходимым ассортиментом потребительских товаров. Однако даже в этом случае частники часто не имеют возможность получить прибыль — покупательская способность в деревнях очень низкая. Поэтому сами кооператоры вынуждены содержать нерентабельные магазины, заботясь о жителях малых населенных пунктов.
Татреспотребсоюз позиционирует себя как прозрачное общество и готово рассмотреть любые разумные предложения по совершенствованию своей работы.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: