По закону, МАП и его территориальные отделения осуществляют контроль над соблюдением законодательства о рекламе. В частности, министерство может «предупреждать и пресекать факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами». Согласно Кодексу об административных правонарушениях штраф за нарушение закона о рекламе составляет от 400 до 500 МРОТ, а за неисполнение предписания министерства — от 2000 до 5000 МРОТ. По оценкам экспертов, наибольшее количество нарушений рекламного законодательства приходится на долю алкогольных и табачных компаний.
Сергей Пилатов, председатель МРК САМИ («Международная рекламная комиссия Совета ассоциаций медийной индустрии»):
— Сегодня складывается такая ситуация, когда каждый город стремится принимать свои законы, например, запрет на рекламу алкоголя. По возможности надо сделать так, чтобы в регионах были «стукачи», которые бы информировали Общественный Совет по рекламе о том, в каких городах наиболее «ретивые» власти, которые никак не могут жить нормально с рекламистами.
С точки зрения лагеря «рекламистов», представленного в лицах Евстафьева Владимира, президента Ассоциации коммуникативных агентств России; Куликова Вадима, вице-президента АКАР по контактам с государственными организациями и других, то ситуация с тем, как в настоящее время МАП отслеживает качество поставляемой рекламы, — никуда не годится. Убрали рекламу табачных изделий — кто оказался в убытке? Телекомпании, потерявшие с точки зрения коммерческих интересов. Запретили рекламу в детских передачах — детские передачи исчезли. А кто за эти убытки ответил? Необходимо, чтобы интересы коммерсантов тоже защищались. То есть должно быть ведено такое понятие, как финансовая ответственность чиновника за решение, ведь если он допускает ошибку — эта ошибка очень дорого обходится предпринимателю. Кроме того, в России пока не существуют компании, способные проводить экспертизу рекламы на соответствие закону, поэтому МАП может трактовать закон о рекламе как угодно.
С точки же зрения представителя МАП Василенко Ирины, начальника отдела контроля рекламного законодательства Управления рекламной деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции МАП РФ, реклама надлежит строгой проверке МАП, особенно остро стоит проблема рекламы медикаментов, товаров и услуг для детей. Наше общество совершенно не готово к самолечению, ведь никто раньше не мог представить, что можно заболеть и не вызвать врача, потому что обязательно должен присутствовать бюллетень и рецепт на принятие лекарств. Единственное, что пропагандировалось, — это самостоятельное применение минеральной воды. С перестройкой, с раскрытием информационного пространства и появлением рекламы на рынок выходит активная реклама медикаментов. Общество сталкивается с проблемой, о которой заговорили только сейчас, — с проблемой самолечения. Россиянин совершенно не подготовлен к этому явлению. Мы знаем, что нет ни одного лекарственного средства, у которого не было бы побочных явлений. Если лекарственное средство не имеет побочных эффектов — это уже не лекарство. Данные и исследования, которые проводят в зарубежных странах, говорят о том, что большое количество людей погибает от самолечения, от побочных эффектов медицинских средств. В отношении этого вопроса цензура МАПа просто необходима.
Что касается предложения рассматривать дела о ненадлежащей рекламе через суд, то представители МАПа отнеслись к нему спокойно. С их точки зрения, эта мера ничего не изменит, просто сделает процесс более прозрачным, а длительность процесса рассмотрения дел в суде принципиально не изменит ситуацию с уходом компаний от наказания. Потому что для многих компаний штрафы не являются серьезным барьером для размещения недобросовестной рекламы.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: