Новости
15 Декабря 2003, 16:12

Дополнительное образование: возможности и перспективы

Согласно данным, предоставленным в годовом отчете ООН, по уровню развития населения Россия занимает 63 место среди 175 стран мира. Индекс рассчитывался независимыми экспертами на основе данных о продолжительности жизни, уровне образования, использования новейших технологий, реального дохода на душу населения и др.

Россия уже давно утратила место лидера: даже уровень и качество образования — предмет гордости не одного поколения российской интеллигенции — вызывает скорее уже не гордость, а опасения. Несмотря на то что система высшего образования еще «пытается» держать «марку», так сказать — по старой памяти, система образования вообще и дополнительное образование в частности нуждаются в срочном вмешательстве государства. К слову сказать, все развитые страны уже давно осознали необходимость специальной, государственных масштабов политики в сфере дополнительного образования. В России же до сих пор не принят даже закон о дополнительном образовании.

Любовь Овсиенко, заместитель министра образования РТ:

— Сегодня девальвация знаний происходит за три года, в лучшем случае, за пять лет. Поэтому те специалисты, которые получили образование даже десять лет назад, нуждаются в переподготовке. Самый простой пример — строители. Обладая знаниями такой давности, очень сложно эффективно работать с новыми строительными материалами, новыми технологиями. Возьмем также специалистов технического направления. Продукты компьютерного рынка морально устаревают в среднем за три месяца! Специалисту просто жизненно необходимо повышать уровень квалификации, чтобы не остаться «за бортом». К сожалению, система дополнительного профессионального образования развивается намного медленнее. Тем не менее, можно отметить уже устойчивую тенденцию, которая наблюдается в РТ, по расширению предложения и улучшению качества системы ДПО. Стоит также отметить, что Татарстан намного опережает другие субъекты РФ в этом отношении.

Виктор Ветошкин, ректор Казанского института Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ):

 — Вопрос учиться или нет сегодня вообще не ставится. Потому что ответ однозначен — учиться. Иначе просто нельзя. Темп нашей сегодняшней жизни намного увеличился по сравнению, скажем, со временами Ломоносова. Если тогда, чтобы достать какую-либо информацию, требовались годы, то теперь достаточно секунд. Умение учиться сегодня — это жизненно важная необходимость соответствовать миру, его запросам. Редко какой молодой человек сегодня этого не понимает. Обладание знаниями — шанс обладать миром, помните — «кто владеет информацией — тот владеет миром». Кроме того, очень важна включенность в процесс получения новых и новых знаний. Ведь сегодня жизнь информации — мгновение.

Это очень хорошо понимают во всем мире. Поэтому там образовательная политика осуществляется на должном уровне. Например, очень распространена система дополнительной профессиональной подготовки — учителя или врача не нужно заставлять выписывать профессиональные журналы или ежегодно проходить курсы повышения квалификации. Просто там все это — обязательные условия, чтобы не потерять работу. А нам… Нам уже давно пора оставить иллюзии о том, что Россия — самая образованная, самая читающая страна. «Впереди планеты всей» теперь стоят другие. И чем раньше мы это поймем, тем результативнее будут действия на выправление ситуации. Необходимо отойти от старой системы образования, когда в человека внедрялось репродуктивное мышление. Потому что пока живо здоровое честолюбие в человеке, пока он хочет сделать «не так, а лучше» можно быть уверенными в прогрессе человечества.

Для того чтобы сегодня быть включенным в непрерывный процесс образования, достаточно просто правильно использовать имеющиеся возможности. Система дополнительного образования представлена в России общим и профессиональным дополнительным образованием.

Общее дополнительное образование развивает личность, способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами, приобретению им новых знаний. Это дополнительное образование для детей.

Основные направленности дополнительных образовательных программ следующие:

  • научно-техническая
  • спортивно-техническая
  • физкультурно-спортивная
  • художественно-эстетическая
  • туристско-краеведческая
  • эколого-биологическая
  • военно-патриотическая
  • социально-педагогическая
  • культурологическая
  • естественнонаучная и др.

Учреждения дополнительного образования детей — это дворцы, дома и центры детского и юношеского творчества, реализующие дополнительные образовательные программы различных направлений; спортивные школы и клубы общей физической подготовки; кружки, студии, конструкторские бюро, интернет-кафе и информационные центры, станции, музеи. На начало 2002 года это более 18 тыс. учреждений, находящихся в ведении органов образования, органов по делам молодежи, культуры, спорта, общественных организаций.

Дополнительное образование также вносит существенный вклад в профессиональное образование средней и высшей ступеней. Так, научно-техническое творчество молодежи, обучающейся в колледжах, техникумах и вузах весьма успешно реализуется в виде внеучебных форм научно-исследовательской работы студентов (НИРС), в самодеятельных объединениях увлекающейся молодежи.

Таким образом, данный уровень образования становится важной неотъемлемой частью единой государственной модели непрерывного многоступенчатого образования «школа — вуз — послевузовское образование — дополнительное образование».

Профессиональное дополнительное образование направлено на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, имеющих профессиональное образование, в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, квалификационными требованиями к профессиям и должностям и способствующее развитию деловых и творческих способностей этих лиц, повышению их культурного уровня.

Профессиональное дополнительное образование включает в себя:

  • повышение квалификации — обновление знаний и навыков лиц, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач;
  • профессиональную переподготовку — приобретение дополнительных знаний и навыков в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, предусматривающими изучение научных и учебных дисциплин, разделов техники и новых технологий, необходимых для осуществления нового вида профессиональной деятельности и получения новой квалификации в пределах имеющегося у обучающихся профессионального образования;
  • стажировку — закрепление на практике знаний и навыков, приобретенных в процессе получения профессионального дополнительного образования, приобретение профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей;
  • дополнительную профессиональную подготовку — совершенствование навыков лиц, получивших профессиональную подготовку.

Также одной из форм дополнительного образования считается дистанционное образование — универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени. Дистанционное образование — это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения для достижения и подтверждения обучаемым определенного образовательного ценза, который становится основой его дальнейшей творческой и (или) трудовой деятельности. Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, и ориентируется на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

Кроме того, одним из вариантов дополнительного образования можно назвать образование за рубежом. Это не только великолепная практика языка, но и одна из самых эффективных возможностей повысить квалификацию.

На заметку

Эта информация будет интересна тем, кому не безразличны жизненное благополучие и блестящая карьера; тем, кто беспокоится о получении качественного образования для своих детей и для себя. Диплом, полученный в Великобритании, открывает дороги в мировой бизнес, политику, науку. Изучение иностранного языка за рубежом — это возможность научиться уверенно и свободно использовать язык в любых ситуациях повседневного и делового общения.

«Казанская Консультационная Группа» Образовательные программы за рубежом является официальным представителем «Интеллект-тура» (г. Москва).

Предлагаем руководителям и топ-менеджерам пройти краткосрочные курсы в лучших учебных заведениях Великобритании для того, чтобы свободнее общаться с зарубежными партнерами или ориентироваться в профессиональной терминологии.

Образование за рубежом — это престижно!

Англия, Шотландия, Ирландия, Швейцария, Канада, США, Австралия, Новая Зеландия, Франция, Мальта.

  • частные школы, колледжи, университеты
  • перевод из российских вузов
  • магистратура (Pre-MBA, Pre-Masters)
  • подготовка к сдаче международных экзаменов
  • профессиональная стажировка, диплом и сертификаты
  • языковые курсы для взрослых круглогодично
  • каникулярные программы для детей

«Казанская Консультационная Группа» сейчас набирает группу школьников на зимние и весенние каникулы 2004 года в Гастингс, Виндзор и Ирландию. Помимо обучающих программ будут проводиться обширные культурно-спортивные мероприятия, экскурсии. Ваш ребенок даже не успеет по вам соскучиться!

BellerbysCollege (Великобритания) объявил английский конкурс среди старшеклассников российских школ. Победителю вручают 10 000 английских фунтов стерлингов на обучение в этом колледже. Конкурс проходит в 3 этапа.

Первый этап: пишется сочинение на английском языке на тему «Почему я хочу учиться в Великобритании». Сочинения принимаются до февраля по адресу: г. Казань, ул. Кирова, 42 (А1).

Этот учебный год одна из казанских школьниц уже начала в Bellerbys College.

С уважением,

«Казанская Консультационная Группа»

Образовательные программы за рубежом

г. Казань, ул. Кирова, 42 (А1)

Телефон: 608−298, факс: 92−37−22

e-mail:obrazovanie@rambler.ru

www.intellect-tour.ru

С 2001 года система дополнительного профессионального образования находится в компетенции Министерства образования РТ и составляет одно из основных направлений его деятельности. В связи с этим были разработаны Концепция развития дополнительного профессионального образования в РТ и Программа развития системы дополнительного профессионального образования в РТ на 2002−2005 годы (утверждена постановлением Кабинета Министров РТ 19 июля 2002 года). Паспортизация, проведенная в рамках Программы, позволила провести качественный анализ состояния учреждений ДПО, который показал следующее:

Всего в РТ 433 учреждений ДПО, из них 85 (19,6\%) — негосударственных, 246 (56,8\%) — государственных учреждений, 102 (23,5\%) учебных центра — системы внутрифирменного обучения. В 2001 году в системе ДПО РТ обучились 109 тысяч человек, в том числе:

  • специалисты нефтяного и нефтехимического комплекса — 8300 (7,6\%)
  • специалисты автомобилестроения — 5100 (4,6\%)
  • специалисты машиностроения — 12 300 (11,2\%)
  • специалисты сельского хозяйства — 23 300 (21,3\%)
  • педагогические работники — 18 500 (16,9\%)
  • медицинские работники — 11 500 (10,5\%)
  • работники других отраслей — 27 000 (24,7\%)
  • временно безработные — 3000 (2,7\%)

В обеспечении учебного процесса в системе ДПО занято 5196 преподавателей, из них 3020 (58\%) докторов наук, 1176 (22\%) кандидатов наук.

Сегодня важнейшим аккредитованным общественно-государственным органом управления ДПО в РТ является Межотраслевой региональный центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов РТ (МРЦПК).

Основными направлениями деятельности этого органа можно назвать:

  • координацию деятельности высших учебных заведений, осуществляющих дополнительное профессиональное образование
  • реализацию программ профессиональной подготовки и повышения квалификации
  • методическое обеспечение и консультационные услуги в области ДПО
  • предаттестационная подготовка и участие в аттестации руководителей предприятий
  • разработка и экспертиза образовательных программ

Геннадий Черноусов, директор Академии труда и социальных отношений (АТ и СО):

— Мир меняется. Образование старого образца уже не совсем отвечает требованиям настоящего времени. Появились новые специальности — необходимы новые знания. И даже если эти знания предлагаются за деньги, то люди, которые тратят свои деньги на получение этих знаний, заслуживают уважения.

Наш вуз предлагает две наиболее востребованные в наше время специальности. Это — бухгалтерское дело и юриспруденция. Я совсем не согласен, когда говорят, что рынок юридических специалистов перенасыщен. Это просто невозможно. Потому что каждый человек должен обладать знаниями юриста. Это необходимо в повседневной жизни. И бухгалтерское дело — тоже очень жизненная дисциплина.

Кроме того, меня всегда очень возмущает утверждение некоторых людей, что качество платного образования ниже образования государственного. Это не так. У нас работают преподаватели из КГУ, учебные планы — наши и государственных вузов — утверждаются в одних и тех же УМО, библиотека у нас не хуже, а иногда располагает и более современной литературой, чем в некоторых других вузах.

Наталья Марченкова, выпускница АТ и СО:

— Я работаю на хлебозаводе главным бухгалтером. Работу совмещала с учебой на финансовом факультете. Знания, которые я здесь получала, помогали мне в решении многих вопросов, которые возникали в реальной жизни, на реальной работе. А теперь я вижу, что мне необходимы также знания и навыки юриста. Так что думаю, что я продолжу обучение здесь, но на другом факультете.

Но это не единственный вариант. Чтобы делать несколько дел одновременно, необходим особый склад характера и определенный график жизни. Например руководители нуждаются в особых условиях обучения. Программы, предназначенные специально для руководящего звена и признанные на мировом рынке образования, — лучший способ повысить уровень квалификации.

Азат Ганеев, директор программы «Мастер делового администрирования» (МВА, Казань), профессор КГФЭИ:

— В настоящее время только непрерывность процесса образования обеспечивает постоянную востребованность обществом полученной человеком профессии. Так что учиться необходимо постоянно. Благо, возможностей для этого сегодня предостаточно, хотя, конечно, и есть некоторые недоработки в системе образования. Думаю, что в недалеком будущем мы уже сможем видеть эти изменения в лучшую сторону. Образование превратится из временной дисциплины в постоянную.

На заметку

С тех пор как в стране рухнула командно-административная система, правильно управлять предприятиями, не имея специальных знаний, невозможно. Сейчас нужно уметь работать в команде, хорошо знать международный бизнес, внешнеэкономическую деятельность, маркетинг, менеджмент, нужно уметь управлять собой и своим временем — то есть заниматься самоменеджментом.

Программа «Мастер делового администрирования» (МВА) — это программа профессиональной переподготовки высшего уровня. Она предназначается для лиц с высшим образованием (по любой специальности), имеющих опыт практической работы не менее 2-х лет, избравших карьеру менеджера в дополнение к своей основной специальности. По этой программе КГФЭИ уже четвертый год готовит менеджеров высшей квалификации.

МВА дает возможность смены сферы профессиональной деятельности и право занятия управленческих должностей высшего и среднего звена в области управления бизнесом.

На основе защиты аттестационной работы выдается государственный диплом «Мастер делового администрирования», который является дипломом о дополнительном высшем образовании, и совместный сертификат МВА Высшей международной коммерческой школы (г. Мец, Франция), Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов и Казанского государственного финансово-экономического института.

Девиз программы «Учиться и работать в одно и то же время» позволяет в процессе обучения наряду с традиционными методами широко использовать современные методики, конкретные ситуации, компьютерные технологии, направленные на освоение программ подготовки, в том числе через усиление самостоятельной работы слушателей.

Продолжительность обучения составляет 2 года, после чего можно продолжить обучение, чтобы получить специализацию. Форма занятий очно-заочная.

Адрес: КГФЭИ, г. Казань, ул. Бутлерова, 4

Телефоны: 36−71−80, 64−28−81

Опыт показывает, что повышение внимания руководителей к обучению персонала влечет за собой формирование в кадровой политике предприятия следующих составляющих системы ДПО:

  • стимулирование карьерного роста работников через получение ими дополнительного образования;
  • сочетание прав работника в выборе профессии с правом работодателя по требованиям к уровню его квалификации;
  • обеспечение научно-технических программ развития предприятия подсистемой кадрового сопровождения, предусматривающих профессиональное обучение кадров для достижения поставленных задач.

А поскольку сегодня в республике предложения образовательного «продукта» существуют для любого начального уровня подготовки, то и пределов для совершенствования нет.

В Казани отменили все массовые мероприятия  10:15

Новости
21 Декабря 2024, 16:46

По нацпроекту «Молодежь и дети» оснастят оборудованием 878 школ РТ

Об этом сообщил замминистра образования и науки РТ Рамиль Хайруллин.

В Татарстане в следующем году планируется оснащение оборудованием кабинетов ОБЗР и технологий в 878 школах в рамках нового нацпроекта «Молодежь и дети». Об этом сообщил замминистра образования и науки РТ Рамиль Хайруллин.

Он отметил, что сегодня только одна треть кабинетов ОБЗР и технологий полностью оснащена необходимым оборудованием. В следующем году минобрнауки РТ будет заниматься реализацией федеральных проектов «Все лучшее — детям», «Педагоги и наставники» и «Профессионалитет» нацпроекта «Молодежь и дети», а также федерального проекта «Поддержка семьи» нового нацпроекта «Семья». Эти проекты включают продолжение строительства и капремонта школ и детсадов, а также внедрение новых мероприятий, направленных на укрепление инфраструктуры образования.

Напомним, в Татарстане шесть сельскохозяйственных компаний присоединились к нацпроекту «Повышение производительности труда» в этом году.

Хайруллин Рамиль Камилевич

Заместитель министра образования и науки РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: