Пытаясь реализовать какую-то идею, компании не всегда знают, как это можно сделать. В условиях структурирования российской экономики это путь, ведущий скорее к поражению, чем к победе. На то, что эта проблема сейчас актуальна, указывает и проведенная на прошлой неделе в Москве конференция «Создание компании мирового класса в России и за ее пределами». Не случайно акцент делается именно на создании компании мирового класса, поскольку таких компаний в России не так много.
Специалисты затрудняются дать однозначное определение: что такое компания мирового класса.
Артем Белов, директор московского офиса исследовательско-консультационной фирмы «Альт» (Санкт-Петербург):
— Это очень абстрактное понятие. Скорее нужно говорить об эффективной и неэффективной компании. Если говорить о «Тинькофф», то это эффективная компания, по крайней мере, внешне это выглядит именно так. Компания «Коркунов» — то же самое. У них есть четкое понимание цели, своей ниши на рынке, и они понимают, как эту нишу можно освоить.
В компании BKG считают, что предприятие, претендующее на статус компании мирового класса, должно производить «востребованную, качественную и конкурентоспособную продукцию» и занимать «существенную долю рынка». В одной из российских компаний, ценные бумаги которой торгуются на международных биржах, заявили, что считают главным критерием мирового класса соответствие международным стандартам во всем. «Необходимо иметь отчетность по МСФО, независимых директоров в составе совета, листинг на ведущих биржевых площадках, нельзя ущемлять права миноритарных акционеров», — перечислили в компании.
Впрочем, как бы ни расходились мнения экспертов, в России компаний мирового класса не так много. Причем подавляющее их количество было создано на основе гигантов советской индустрии и, соответственно, представлено в сырьевых или инфраструктурных отраслях. Стать компаниями мирового уровня их во многом подвигли необходимость привлекать финансирование за рубежом и в том числе желание хотя бы отчасти продать свой бизнес как можно дороже. Так, повышение качества корпоративного управления и внедрение лучших мировых практик как управления, так и взаимодействия со своими партнерами сыграли существенную роль в том, что образовался альянс ТНК — ВР. Однако если сейчас соответствие международному уровню еще несильно беспокоит большинство владельцев российских компаний, то с процессом интеграции России в мировую экономику и со вступлением в ВТО усиление конкуренции подвигнет (и уже подвигает) часть бизнес-элит отвечать мировому классу.
Опрошенные специалисты по управленческому консалтингу отмечают, что в России появляется все больше и больше небольших компаний, которые также можно назвать компаниями мирового класса. Возможно, в них нет сложной системы корпоративного управления (все еще впереди) и ценные бумаги не обращаются на российских и международных биржах, но их система качества и возможность конкурировать на мировом рынке говорит о большом потенциале развития.
Артем Белов:
— Так, можно привести в пример Ирбицкий мотоциклетный завод, который работает в нише тяжелых мотоциклов с коляской и имеет небольшой объем производства, порядка 2 тыс. мотоциклов в год. При этом свыше 70\% техники компания экспортирует, причем на рынки развитых стран — Европы и Северной Америки. Предприятию удалось найти и занять узкую нишу по производству мотоциклов с коляской, которые пользуются спросом преимущественно у коллекционеров.
Алексей Логинов, эксперт компании BKG:
— Компания «1С», которая является лидером на российском рынке программирования систем бухгалтерского учета, вызывает интерес у компании Microsoft. И я думаю, что это происходит, потому что компания занимает существенную долю рынка и предлагает качественный и востребованный продукт.
Впрочем, готового рецепта у специалистов по управленческому консалтингу того, как стать компанией мирового класса или лидером в своей области, нет.
Алексей Логинов:
— Самое сложное — это сформулировать бизнес-идею. Очень часто человек интуитивно чувствует, что необходимо делать на каком сегменте рынка, но маркетинговые исследования рынка, конечно, также играют важную роль.
Артем Белов:
— Я бы говорил об осмысленности всего того, что делается, о понимании ситуации, о видении того, как компания будет развиваться. Главный недостаток российских компаний — желание соответствовать международным стандартам, но при этом непонимание, зачем им это надо. Есть такие вещи, как корпоративное управление, четкое понимание своей стратегии, системы качества, которые могут характеризовать компании. Но что касается российской практики, очень часто смысл этих понятий подменяется самим наличием этих понятий. Мы внедряем систему качества не для того, чтобы эффективно управлять, а для того, чтобы она у нас была, потому что наш потребитель этого требует. Нет осмысленности процесса, а поэтому в компании ничего не меняется, появляется просто сертификат. Впрочем, в философии российских компаний произошли существенные изменения за последнее время. Сейчас ситуация меняется, и никому не нужна, например, стратегия развития компании ради самой стратегии, нужна стратегия для того, чтобы что-то понимать. В этом плане происходит определенный сдвиг, и многие вещи делаются более осмысленно, чем это было раньше. Компании начинают понимать, для чего все это им надо. Теперь компании, обращаясь за консультацией, не требуют готового решения (например, стратегии развития), а предпочитают (и даже требуют) собственное участие в его выработке.
Кроме того, по мнению специалистов, совершенно не важен размер компании и отрасль, в которой она действует. «Большое не значит качественное, — считает Артем Белов. — Для многих российских компаний наиболее эффективна нишевая стратегия, потому что в условиях открывающегося российского рынка им все равно придется рано или поздно конкурировать фактически со всем миром. Поэтому необходимо стремиться работать не только в России, но и за рубежом, поскольку это обеспечит их конкурентоспособность в будущем».
Алексей Логинов:
— Еще Конфуций говорил о том, что наступать надо на тех направлениях, по которым нет сопротивления. Это совершенно нормальная стратегия: небольшие ресурсы компании направить на производство качественной и востребованной продукции на каком-то конкретном сегменте рынка. Бить в эту точку. И за счет этого получить необходимые средства, чтобы развивать компанию дальше.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: