Процессы модернизации профессионального образования обсуждались на международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в профессиональной подготовке специалистов в России и за рубежом».
Это мероприятие является определенным показателем повышения внимания к средне-специальному образованию на фоне огромной популярности высшего. Не стоит забывать, что профессиональные учебные заведения готовят специалистов, на которых держится реальный сектор экономики.
Пока же проблем в учебных заведениях немало. Одна из главных, как считают собравшиеся на конференции специалисты, — отсутствие системности в знаниях, которые получают выпускники. К тому же эта составляющая сопровождается постоянным отставанием системы в плане оснащенности современными технологическими средствами. Существуют и трудности в прохождении практики обучающимися: далеко не всегда сама производственная сфера имеет оборудование, соответствующее международным стандартам.
Без разрешения этих вопросов невозможна интеграция отечественного образовательного стандарта в общепризнанные мировые. Напомним, что 17 сентября 2003 года — на конференции в Берлине Россия стала частью так называемого Болонского процесса — соглашения стран Европы о создании единого образовательного пространства. К настоящему времени из 45 государств, отнесенных к Европейскому региону, Болонскую декларацию подписали 34 страны.
Данное соглашение предусматривает несколько определяющих аспектов. Один из первых — создание единой схемы получения высшего образования, которая предусматривает 2 цикла обучения — до и после получения академической степени. В принципе, российская система этой схеме соответствует. У нас введена двухуровневая система академических степеней (бакалавр — магистр). Существуют и учебные комплексы: школа — ссуз — вуз; техникум — вуз, когда учащийся после среднего звена образования принимается на старшие курсы высшего профессионального учебного заведения: у нас такое практикуют ТИСБИ, КГТУ. Современной задачей становится правовое регулирование признания дипломов за рубежом, чему должно способствовать введение единой системы учета трудоемкости учебной работы по европейской так называемой «накопительной» системе.
Для России сейчас на первом месте стоит повышение качества самого образования. Оно напрямую связано с основами подходов к обучению. По мнению западных преподавателей, сегодня нужно учить студента владеть информацией, использовать ее, манипулировать ею. Стремление запомнить большое количество разрозненного в большей части фактического материала не дает целостного представления о мире. Преподаватель предоставляет студенту массив информации для запоминания, студент ее автоматически воспринимает. Но даже если он воспроизводит ее после, это далеко не всегда обеспечивает глубокое понимание сути процессов. А именно оно должно стать основой рассмотрения знаний как единой системы.
Внедрение общих принципов в образовании поможет обеспечить большую мобильность всем обучающимся как в вопросе обмена опытом, так и в плане возможностей для трудоустройства. Болонское соглашение предлагает европейским странам изменить трудовое и пенсионное законодательство, а также внести изменения в национальные законодательные акты, касающиеся трудоустройства иностранцев. Одним из важных положений Болонского процесса является ориентация высших учебных заведений на конечный результат: знания выпускников должны быть применимы и практически использованы на пользу всей Европы. Все академические степени (в том числе степень бакалавра) и другие квалификации должны быть востребованы европейским рынком труда, а профессиональное признание квалификаций должно быть облегчено. Для обеспечения признания квалификаций планируется повсеместное использование Приложения к диплому, рекомендованное ЮНЕСКО, Советом Европы и Европейской комиссией.
По всей видимости, при существующем уровне профессионального образования, которое сдало свои позиции за годы переходного периода, России предстоит еще многое сделать. Оптимизм внушает тот факт, что первые шаги уже есть.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: