Тенденция к повальному сокращению тиражей и расколу читательских аудиторий, впервые проявившаяся в конце 90-х, с каждым годом только утверждается. Почему создатели журнала «Один день из жизни» остановилась именно на этом проекте? Почему не вложили средства (а их, судя по всему, было затрачено немало) в какой-то более выгодный по нынешним временам проект? Вопросы главному редактору журнала Владимиру Сыченкову.
На самом деле полиграфия во всем мире является весьма прибыльным бизнесом, — утверждает Владимир. — Что же касается российских регионов — действительно, у нас это дело требует куда больших расходов. И, естественно, приносит меньше прибыли. У нас толще и дороже бумага, много издательств, претендующих на монополию, очень слабо развит рекламный рынок…
Сыченков признает, что свои профессиональные проблемы есть и у самих медиапроектов, в том числе журнальных. В первую очередь, по его словам, — это неправильное позиционирование новых СМИ и неумение построить нормальные деловые отношения с целевой аудиторией.
Раз вы так четко это осознаете, наверняка самим удалось избежать подобных ошибок?
Наш проект имеет четкую нишу. Он — семейный. Правда, сегодня это направление стало весьма расхожим: семейными декларируются телепрограммы «Моя семья», «Окна», журналы «Домовой», приложения к «Лизе» и другие. При этом исследователи давно относят их к группе, которую можно обозначить как «семейные и женские», то есть ориентированные на домохозяек. А женатые мужчины тем временем читают мужские журналы…
Мы рискнули объединить в «Одном дне» необъединимое — интересы мужчин и женщин. Нам показалось, что эти аудитории сегодня уже созрели для того, чтобы быть вместе. Поэтому наш проект позиционируется как долговременный и успешный: если все глянцевые журналы должны быть обязательно модными, то наша мода — это вечные проблемы любой семьи.
Похоже, вы проводили какие-то серьезные исследования рынка прежде, чем начать выпуск журнала. Как вы с высоты этого нового опыта оцениваете татарстанский рынок глянцевых журналов?
Думаю, исследование рынка помогло нам найти пробелы наших региональных предшественников. «Один день» — это не имиджевый или каталожный проект. Мы сами семейные люди, родители, и пишем о том, с чем каждый день сталкиваемся, о тех проблемах, на которые ищем, но не находим ответа. Очень надеюсь, что выпуск нашего журнала как-то всколыхнет пассивный журнальный рынок республики. Мы, например, установили новые региональные стандарты в качестве полиграфии и содержании, толщине и упаковке. В любом случае, от нормальной конкуренции все станут только сильнее.
Ну, а свои коммерческие тайны можете приоткрыть? Понятно, что на выпуск журнала такого уровня, да еще приличным тиражом, понадобились немалые средства. Кто оказал вам «первую помощь» и на чью поддержку в дальнейшем вы рассчитываете?
Мы выживаем только за собственный счет. Наш учредитель — креативное агентство «Линия света» — основной поставщик рекламы в журнал. Вот, собственно, и весь финансовый расклад. Реклама в нашем издании дорогая, но красивая и эффективная. Она не раздражает, поскольку вписана в формат журнала. Словом, у нас реклама — достойное украшение качественного продукта.
Владимир, кого вы склонны считать своими конкурентами? Чем вы выделяетесь на их фоне, что принципиально нового предлагает ваш журнал?
Создавая пилот и первый номер мы, безусловно, ориентировались на качество российско-европейских продуктов — таких, как «Cosmo» и «Men’s Health». И все же мы от них отличаемся. Мы не делаем модный и легко устаревающий продукт, мы делаем журнал о жизни, в которой, разумеется, есть проблемы, но без них трудно почувствовать настоящий вкус жизни и обычного человеческого счастья. Одним словом, мы — журнал об отношениях, которые первичнее любых материальных благ. Мы, конечно, не отрицаем материального благосостояния, но, согласитесь, любая семья приходит к нему, преодолевая трудности…
На первый взгляд, в журнале «Один день из жизни» встречаются знакомые, «ходовые» темы. Необычность ситуации в том, что буквально «по соседству» обсуждаются проблемы сугубо женские и сугубо мужские, очень личные и очень профессиональные
. В первом же номере «под одной крышей» расположились советы по поводу того, как лучше поговорить с начальством о повышении зарплаты, рекомендации по проведению деловых переговоров, рассуждения о причинах распада семейных союзов… Словом, издатели постарались угодить очень широкой аудитории.
Каким вы все же видите своего основного читателя? Кто будет покупать «Один день» в киосках и выписывать в абонентские ящики?
Наш читатель самодостаточен, опытен, критичен. Семья для него имеет огромный смысл, о котором не надо кричать на каждом углу: он знает цену всему и ценит главное. Он по-своему одинок, как каждый из нас в этом мире. Но у него есть близкие, ради которых он добивается успеха в жизни, которых он любит, которые любят его… Он уже многого достиг и хотел бы передать опыт детям. Сложность в том, что на общение с детьми и близкими у него часто не хватает времени, потому что он нужен всем: стране, республике, предприятию, шефу и подчиненным… А ведь самое главное — то, что нужно ему, что каждый день ждет его дома.
Выходит, с аудиторией вы давно и четко определились. А как создавалась сама концепция продукта для «самодостаточного и критичного» читателя? Как придумалось название?
Мы рассматривали несколько вариантов. Название «Один день» показалось неизбитым, отражающим суть жизни, что ли. Мы вот все суетимся-суетимся, а жизнь вся проходит как один день… Так и родилась концепция, которую можно выразить одним призывом: живи каждый день как последний, всем сердцем, всей душой. Ведь настоящая жизнь — она в нюансах: кто не видел дождя, тот не знает радуги.
Владимир, а кого вы привлекли к такому ответственному делу — публично размышлять о жизненных проблемах? Можно ли встретить в списке ваших авторов громкие имена? Или вы сделали ставку на специалистов по вопросам психологии семейной жизни?
«Громкие имена», как правило, собирают под деньги инвесторов, и они успешно работают, пока эти деньги не кончатся… Мы никого не привлекали специально — к нам приходят авторы, которым наша тематика интересна. Обязательное условие для пишущих журналистов — опыт семейной жизни. Мы против того, чтобы авторы самоутверждались за счет читателя. И без специалистов, конечно, не обходится: все мы в жизни сталкиваемся с серьезными проблемами, и наша с авторами задача — найти специалистов, которые помогут нам их решить.
Вот такие люди вывели в свет новое семейное издание. По сути, развлекательное, хотя и несколько отошедшее от стандартов нынешней развлекательной журналистики, по-прежнему пропагандирующей стандартные роли для мужей и жен и изобилующей стандартными материалами.
Создатели «Одного дня» постарались как раз избежать мужского и женского «шовинизма», явно присущего современных глянцевым журналам. «Наш журнал будет интересен и слабой, и сильной половине человечества», — уверен Владимир Сыченков.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: