Напомним, что проект стандарта разработал Институт стратегических исследований в образовании (подразделение Российской академии образования). Фактически документ изменяет саму концепцию школьного образования. Все остальные предметы, кроме четырех обязательных, будут объединены в шесть образовательных областей, в каждой из которых ученик может выбрать для изучения одну-две дисциплины. Всего предметов должно быть не больше семи. Так, в область «естественные науки» входят естествознание, физика, химия, биология и экология. При этом стандарты делят предметы по трем уровням преподавания. Интегрированный курс дает самые минимальные знания и направлен на «социализацию учащихся», базовый курс обучает «основам» и лишь профильный — занимается «подготовкой к последующему профессиональному образованию». «Профильно» можно будет изучать максимум четыре предмета.
Разрабатывая новый проект образовательных стандартов, министерство образования и науки РФ посчитало, что 14 предметов, которые сейчас изучают в старшей школе, перегружают старшеклассников ненужной им информацией, поэтому в будущем количество предметов сократится до 10−11. Новая система заработает в пилотном режиме в 2013 году, внедрить ее во все российские школы министерство образования планирует не раньше 2020 года.
Впрочем, пока министр образования и науки Андрей Фурсенко еще не утвердил спорный проект, против которого выступают не только педагогическое сообщество, но и родители, которые не хотят, чтобы их дети в будущем остались неучами.
Интернет-портал TatCenter.ru узнал у представителей образовательной сферы республики об их отношении к госстандарту для старшей школы и что бы они изменили в системе обучения в России.
Альберт Гильмутдинов, министр образования и науки РТ:
— Главная задача, которая стоит перед российским образованием, это повышение его качества. Потому что-то качество, которое есть сейчас, никого не устраивает. Оно не устраивает ни самих детей, ни родителей, ни общество, ни работодателей. Для возрождения качества образования нужно резко повысить эффективность функционирования образовательной отрасли. В нее вкладывается очень много денег, но они расходуются с невысокой отдачей. Поэтому когда мы поймем, как образовательную отрасль сделать эффективной, тогда решим вопрос качества.
Касательно государственных образовательных стандартов я думаю, что они нужны. Но конкретно по тому варианту стандартов, который сейчас внесен на рассмотрение, возникает очень много спорных моментов. Поэтому не зря продолжаются обсуждения, и я уверен, что туда будут внесены серьезные коррективы. По поводу предложенных четырех дополнительных предметов могу сказать, что я не против физкультуры, потому что это основа здоровья детей, введение предмета «Россия в мире» тоже понятно. В дополнение к ним я бы ввел русский и английский язык, математику. Сама идея с предоставлением выбора предметов старшеклассникам правильная, единственное, как грамотно ее воплотить в жизнь. Я думаю, что необходимые коррективы в стандарты все-таки еще будут внесены.
Юрий Гортышов, ректор КГТУ им. Туполева:
— Я к изменениям, которые происходят с государственным образовательным стандартом, отношусь не очень хорошо. Даже если вы министра спросите или ректора и то нам не так просто сказать, какой предмет можно выбрать, хотя у нас большой опыт. Как в этом случае школьнику что-то выбрать, я не представляю.
Конечно, всегда есть стремление что-то сделать лучше, но система образования — это очень тонкая система. Знания — это огромный шар, внутри которого ядро меньшего размера, олицетворяющее собой фундаментальное образование на все времена. Оно почти не меняется и состоит из математики, физики, географии, русского языка. А снаружи ядро окружает огромная оболочка, которая меняется. В школе дают ядро, а вузовская система — это оболочка ядра. Оболочка постоянно меняется, знания быстро устаревают, но в школе надо давать то, что не устаревает никогда.
Мне кажется, что-то, чему и как учили в школе раньше, было правильно. К тому же очень важна система, но еще важнее ее реализация. Мы можем придумать очень хорошую систему, но неграмотно ее реализовать. Пока я не понимаю тех предметов, которые сделали обязательными для учеников старших классов. Ведь почти невозможно
спрогнозировать в первом, пятом или десятом классе, куда пойдет ребенок. То ли он будет технарь, то ли творческий работник, и не понятно, затачивать его под нужное предприятие или давать базовые знания. И сколько мы имеем случаев, когда авиационный специалист занимается проектированием судов или автомобилями. Я думаю, что все-таки важно дать основу и научить человека учиться и сделать это вовремя, в школе.
Людмила Дроздикова, директор школы № 135:
— В системе школьного образования я бы изменила финансирование, тогда не было бы ни каких проблем. Наша школа уже перешла на государственный образовательный стандарт для первых классов. Сейчас в них больше проводится работа по духовно-нравственному воспитанию учеников. Много часов посвящаем развитию интереса к спорту, искусства у детей, беседуем на нравственные темы. Все родители от такого построения урока довольны.
Что касается государственного образовательного стандарта для старших классов, то я согласна с вдовой Александра Солженицына о том, что наши дети превратятся в придаток к компьютеру. Стандарты для одиннадцатиклассников до конца не продуманы. Я считаю, что нужен плавный переход от одного госстандарта к другому. То есть в первом классе мы к ним уже перешли, а пятиклассники еще нет, а старшие ученики тем более. Как же тогда они могут по новому стандарту учиться?
Также думаю, что у многих учителей отношение к новому государственному образовательному стандарту для старшей школы однобокое. В проекте же не говорится, что они не будут изучать остальные предметы. Основой их изучения просто станет выбор школьника.
Анна Мишагина, заведующая по учебной работе школы № 31:
— Я бы увеличила число часов по русскому языку, профильное обучение начала не с девятого класса, а с восьмого и сделала акцент на необходимых ученику предметах. На мой взгляд, проект государственного образовательного стандарта для старшей школы не продуман. Например, учителя не понимают, что за такой предмет «Россия в мире» и подготовка индивидуального проекта. Среди обязательных я бы ввела изучение русского и английского языков, математики, истории. К тому же не понятно, как старшеклассники будут учить предметы, которые необходимы для сдачи ЕГЭ.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: