Новости
09 Февраля 2011, 15:07

Что необходимо изменить в системе школьного образования?

В России продолжается реформа школьного образования. Бурные дискуссии вызвал проект нового стандарта для старшей школы. Исходя из него, для школьников 10-х и 11-х классов обязательными останутся 4 дисциплины: «Россия в мире», ОБЖ, физкультура и подготовка индивидуального проекта. Остальные ученик сможет выбрать сам. О том, как к подобным новшествам относятся в Татарстане и что необходимо изменить в системе школьного образования, узнавал TatCenter.ru.

Напомним, что проект стандарта разработал Институт стратегических исследований в образовании (подразделение Российской академии образования). Фактически документ изменяет саму концепцию школьного образования. Все остальные предметы, кроме четырех обязательных, будут объединены в шесть образовательных областей, в каждой из которых ученик может выбрать для изучения одну-две дисциплины. Всего предметов должно быть не больше семи. Так, в область «естественные науки» входят естествознание, физика, химия, биология и экология. При этом стандарты делят предметы по трем уровням преподавания. Интегрированный курс дает самые минимальные знания и направлен на «социализацию учащихся», базовый курс обучает «основам» и лишь профильный — занимается «подготовкой к последующему профессиональному образованию». «Профильно» можно будет изучать максимум четыре предмета.

Разрабатывая новый проект образовательных стандартов, министерство образования и науки РФ посчитало, что 14 предметов, которые сейчас изучают в старшей школе, перегружают старшеклассников ненужной им информацией, поэтому в будущем количество предметов сократится до 10−11. Новая система заработает в пилотном режиме в 2013 году, внедрить ее во все российские школы министерство образования планирует не раньше 2020 года.

Впрочем, пока министр образования и науки Андрей Фурсенко еще не утвердил спорный проект, против которого выступают не только педагогическое сообщество, но и родители, которые не хотят, чтобы их дети в будущем остались неучами.

Интернет-портал TatCenter.ru узнал у представителей образовательной сферы республики об их отношении к госстандарту для старшей школы и что бы они изменили в системе обучения в России.

гильмутдинов Альберт Гильмутдинов, министр образования и науки РТ:

— Главная задача, которая стоит перед российским образованием, это повышение его качества. Потому что-то качество, которое есть сейчас, никого не устраивает. Оно не устраивает ни самих детей, ни родителей, ни общество, ни работодателей. Для возрождения качества образования нужно резко повысить эффективность функционирования образовательной отрасли. В нее вкладывается очень много денег, но они расходуются с невысокой отдачей. Поэтому когда мы поймем, как образовательную отрасль сделать эффективной, тогда решим вопрос качества.

Касательно государственных образовательных стандартов я думаю, что они нужны. Но конкретно по тому варианту стандартов, который сейчас внесен на рассмотрение, возникает очень много спорных моментов. Поэтому не зря продолжаются обсуждения, и я уверен, что туда будут внесены серьезные коррективы. По поводу предложенных четырех дополнительных предметов могу сказать, что я не против физкультуры, потому что это основа здоровья детей, введение предмета «Россия в мире» тоже понятно. В дополнение к ним я бы ввел русский и английский язык, математику. Сама идея с предоставлением выбора предметов старшеклассникам правильная, единственное, как грамотно ее воплотить в жизнь. Я думаю, что необходимые коррективы в стандарты все-таки еще будут внесены.

гортышов Юрий Гортышов, ректор КГТУ им. Туполева:

— Я к изменениям, которые происходят с государственным образовательным стандартом, отношусь не очень хорошо. Даже если вы министра спросите или ректора и то нам не так просто сказать, какой предмет можно выбрать, хотя у нас большой опыт. Как в этом случае школьнику что-то выбрать, я не представляю.

Конечно, всегда есть стремление что-то сделать лучше, но система образования — это очень тонкая система. Знания — это огромный шар, внутри которого ядро меньшего размера, олицетворяющее собой фундаментальное образование на все времена. Оно почти не меняется и состоит из математики, физики, географии, русского языка. А снаружи ядро окружает огромная оболочка, которая меняется. В школе дают ядро, а вузовская система — это оболочка ядра. Оболочка постоянно меняется, знания быстро устаревают, но в школе надо давать то, что не устаревает никогда.

Мне кажется, что-то, чему и как учили в школе раньше, было правильно. К тому же очень важна система, но еще важнее ее реализация. Мы можем придумать очень хорошую систему, но неграмотно ее реализовать. Пока я не понимаю тех предметов, которые сделали обязательными для учеников старших классов. Ведь почти невозможно
спрогнозировать в первом, пятом или десятом классе, куда пойдет ребенок. То ли он будет технарь, то ли творческий работник, и не понятно, затачивать его под нужное предприятие или давать базовые знания. И сколько мы имеем случаев, когда авиационный специалист занимается проектированием судов или автомобилями. Я думаю, что все-таки важно дать основу и научить человека учиться и сделать это вовремя, в школе.

дрозикова Людмила Дроздикова, директор школы № 135:

— В системе школьного образования я бы изменила финансирование, тогда не было бы ни каких проблем. Наша школа уже перешла на государственный образовательный стандарт для первых классов. Сейчас в них больше проводится работа по духовно-нравственному воспитанию учеников. Много часов посвящаем развитию интереса к спорту, искусства у детей, беседуем на нравственные темы. Все родители от такого построения урока довольны.

Что касается государственного образовательного стандарта для старших классов, то я согласна с вдовой Александра Солженицына о том, что наши дети превратятся в придаток к компьютеру. Стандарты для одиннадцатиклассников до конца не продуманы. Я считаю, что нужен плавный переход от одного госстандарта к другому. То есть в первом классе мы к ним уже перешли, а пятиклассники еще нет, а старшие ученики тем более. Как же тогда они могут по новому стандарту учиться?

Также думаю, что у многих учителей отношение к новому государственному образовательному стандарту для старшей школы однобокое. В проекте же не говорится, что они не будут изучать остальные предметы. Основой их изучения просто станет выбор школьника.

Анна Мишагина, заведующая по учебной работе школы № 31:

— Я бы увеличила число часов по русскому языку, профильное обучение начала не с девятого класса, а с восьмого и сделала акцент на необходимых ученику предметах. На мой взгляд, проект государственного образовательного стандарта для старшей школы не продуман. Например, учителя не понимают, что за такой предмет «Россия в мире» и подготовка индивидуального проекта. Среди обязательных я бы ввела изучение русского и английского языков, математики, истории. К тому же не понятно, как старшеклассники будут учить предметы, которые необходимы для сдачи ЕГЭ.

Новости
23 Ноября 2024, 11:20

Пятое заседание Госсовета РТ седьмого созыва пройдет 28 ноября

На нем рассмотрят 19 вопросов.

Пятое заседание Госсовета РТ седьмого созыва пройдет 28 ноября, как сообщили в пресс-службе парламента. Решение было принято накануне на заседании президиума. Ожидается, что на заседании обсудят 19 вопросов, включая девять законопроектов, разработанных на региональном уровне.

По словам секретаря Госсовета Лилии Мавриной, одним из основных пунктов повестки дня станет рассмотрение во втором чтении законопроекта о бюджете республики и Территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2025 год и плановые периоды 2026 и 2027 годов.

Напомним, в здании Госсовета РТ проведут ремонтные работы на сумму 56 млн рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: