По словам заместителя начальника отдела водных ресурсов по РТ Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Надежды Шинкаревой, повышения уровня воды в реках не предвидится до тех пор, пока не начнутся проливные дожди. В Татарстане пока ситуация под контролем, но сильная жара и отсутствие дождей могут привести к еще большей потере воды в Волге, и тогда чрезвычайного положения не избежать.
По состоянию на 28 июля уровень Куйбышевского водохранилища составлял 51,21 м. Однако уже к 4 августа уровень воды снизился до 50,90 м при нормативном подпорном уровне 53 м, навигационном уровне — 49 м, минимальном уровне («мертвый горизонт») — 45,6 м. Основная причина маловодья, по словам Надежды Шинкаревой, отсутствие хороших дождей и слишком большая площадь испарения. Приток воды в Волжско-Камский каскад в мае оказался минимальным за последние 17 лет и по прогнозу в июле-августе он будет на 25−40% ниже значений за последние 10 лет. «Обстановка, конечно, сложная, но критические, минимальные значения уровня воды, которые бывали в прошлые годы, не достигнуты», — сказала Шинкарева, отметив, что регулирование Волжско-Камского гидроузла возложено на межведомственную оперативную группу при правительстве РФ.
По словам доктора биологических наук Нафисы Мингазовой, жара в довесок ко всему усугубила рост антропогенного эфтрофирования. В водоемах разрастаются зеленые водоросли и бактерии. Кроме того, многие водоемы пересохли, гидробионты, которые способствовали самостоятельному очищению водоемов, погибли и как результат в следующем году мы получим непригодные для купания водоемы.
В связи с тем, что Волга мелеет, могут погибнуть некоторые виды растений и деревья, например, ивы, которые, как правило, растут на берегах водоемов. Впрочем, рыбе, которую выращивают в государственных прудах бояться нечего, она от жары не пострадает.
Хайдар Гарифуллин, председатель ГУП «Татрыбхоз»:
— В своих водоемах мы соблюдаем кислородный режим, контролируем поступление воды, а вот в Каме и Волге ситуация с рыбой тяжелая. В реках, естественно, невозможно проконтролировать подачу кислорода, некоторые виды — окунь, судак — выбрасываются на берег. Если жара не спадет, то помор рыбы будет только увеличиваться.
Впрочем, мнение ихтиолога по поводу сокращения количества рыб в реках Казани не такое устрашающее. Конечно, аномальная жара сказывается на пищевой цепочке речных животных, но ситуация не катастрофическая.
Ильхам Садыков, ихтиолог Общества охотников и рыболовов РТ:
— Обмеление рек привело к уменьшению пищевой территории у рыб. Жара, отсутствие ветра сформировали горячий верхний слой реки и теплый нижний, появился термоклин, который отрицательно влияет на развитие холоднолюбивых жителей речных глубин — судаков, ершей. Явных признаков, что рыба гибнет в большом количестве, нет, но она умирает в небольших озерцах, которые остаются от обмелевших рек. А вот на Куйбышевском водохранилище рыба не погибнет.
Ильхам Садыков также отметил, что нефтяное пятно, обнаруженное в Вятке, Камы все-таки достигнет, а значит и Волги тоже. Но в татарстанских водах оно окажется в слабой концентрации, поэтому существенно на текущей ситуации не скажется.
Ильхам Садыков:
— Конечно, такая жара для нашей рыбы не типична, но рыба в Куйбышевском водохранилище и так видоизменилась из-за того, что ей пришлось жить в искусственно созданном озере, поэтому легче переносит повышение температуры в воде.
По словам Садыкова, рыбу, выловленную в реках Казани, есть можно, но приготовить ее надо в течение двух часов с момента отлова. Ведь, как известно, рыба — самый скоропортящийся продукт.
Фото с сайта stihi.ru.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: