— Светлана Вячеславовна, прошло всего несколько месяцев с того момента, как Вы вступили в должность и чуть более полгода со дня официального открытия ИТ-парка, есть ли идеи, которые уже удалось воплотить?
— В течение того небольшого времени, прошедшего после открытия IT-парка, мы наблюдаем очень интересную тенденцию: компании, располагавшиеся ранее в разных частях города, собрались сегодня на одной площадке, и начало воплощаться в жизнь то, к чему мы стремились при создании парка. Получив возможность непосредственного общения, компании начали инициировать, продуцировать новые, на первый взгляд «нереальные» ИТ-проекты, которые в будущем найдут свое практическое применение. Если одна компания, например, занимается разработкой программного обеспечения в сфере ЖКХ, а вторая — электронной регистрацией очереди в ЗАГС, на стыке интересов они начинают придумывать какие-то совместные проекты, которые могли бы улучшить и облегчить жизнь населению. Идеи, начатые на благотворительных и общенародных началах, со временем получают коммерциализацию и развитие.
— Совместные решения разных компаний, наверно, далеко не единственное, чего ждут от парка?
— ИТ-парк уже стал объектом повышенного внимания со стороны государственных структур, руководителей всевозможных деловых кругов как ближнего, так и дальнего зарубежья. Во время посещения ИТ-парка и даже простого знакомства с компаниями — резидентами, завязалось много коммерческих отношений. Собственно, чего мы и добивались: создать эпицентр инвестиций. Мы все знаем, что инвестиции в ИТ самые интересные, выгодные и доходные, потому что это очень интеллектуалоемкий продукт. Сегодня созданы условия для того, чтоб знакомить между собой представителей бизнеса и государственных структур, где одни выступают заказчиками, другие — реализаторами идей.
Поскольку Татарстан является неофициально признанным «пионером» в развитии ИТ-технологий в РФ, наши решения могут быть садаптированы многими субъектами России. Это очень удобно и практично в том смысле, что можно под необходимые задачи интегрировать уже существующий готовый ИТ-продукт разработчика из Татарстана, которое будет коммуницироваться с решениями, реализованными в соседних регионах. То есть, Технопарк, построенный по государственной программе создания в РФ парков в сфере высоких технологий, выполняет и те задачи, которые ставило себе Правительство РФ, начиная реализацию такой программы.
Из жизненных, прикладных историй… Например, благодаря таким «экскурсиям» смогла расширить рынок сбыта своих решений Группа компаний «БАРС Груп»-резидент ИТ-парка. Это уже показатель для ИТ-парка. Его невозможно пока оценить в денежном выражении, но тем не менее важно, что ИТ-парк, став коммуникативной площадкой, предоставил возможность компаниям получить доступ к лицам, являющимися прямыми заказчиками и потребителями продуктов, выпускаемых резидентами нашего Технопарка.
— Популярность Ит-парка растет, а значит, увеличивается и число резидентов?
— Сегодня резидентами ИТ-парка уже являются: ГУ «ЦИТ РТ», ГУП «ЦИТ РТ», Группа компаний «БАРС Груп», ООО «Инженерные системы», ICL-КПО ВС.
Компания «Информационные рутины», например, занимается разработкой медицинского программного обеспечения. При реализации Программы ИТ в здравоохранении в РТ, их опыт здорово пригодится, являя собой такой же успешный пример того, как верно развивается спрос и предложение в ИТ в рамках нашей республики, т. е мы наглядно присутствуем при формировании некого ИТ-кластера.
Кроме того, мы находимся на завершающей стадии переговоров с компаниями IBM и Microsoft. Надо сказать, что процедура эта достаточно сложная, потому что у международных компаний при переезде необходимо выдержать очень много норм и требований. В конечном итоге, надеемся, что процедуры завершаться успешно.
Дата-центр: виртуальные офисы заполняются резидентами
— Заработал ли в полной мере размещенный в ИТ-парке Дата-центр?
— Большим достижением для Татарстана стало то, что АГЗ РТ, размещающий у нас первоначально офис сотрудников и Call-центр, благодаря наличию Дата-центра в республике, смог выиграть тендер по обслуживанию федеральной торгово-закупочного площадки.
Еще один наш резидент — компания Yota, которая планирует запустить, совместно с компанией «Скартел» в России связь нового поколения 4G к 30 августа. Мы с интересом наблюдаем за работой коллег. Обор
удование в стойках Дата-центра увеличивается, их специалисты работают круглосуточно, отлаживают работу сетей. Сегодня они тоже резиденты нашего Дата-центра.
— Значит ли это, что ИТ-парк заработал «на полную» не только как ИТ-инкубатор и офисный центр? Планируется ли сюда переезд оборудования «электронного правительства»?
— Наш ИТ-парк тем и интересен, что в нем располагаются не только офисы с «живыми» сотрудниками, но и удаленные компании. Поэтому первые экономические показатели будут интересны в конце года и за счет тех резидентов, которые разместили свое оборудование в Дата-центре.
Что касается оборудования «электронного правительства», скоро станут известны результаты торгов. В случае победы, а мы очень на это надеемся, в ИТ-парке разместится 16 стоек с оборудованием «электронного правительства».
ИТ-парк на то и комплекс, что в нем воедино сведено много элементов. Так, надо разграничить понимание: развитие Дата — центра и самого офисного центра для ИТ-резидентов. В Дата-центре, помимо размещения серверного оборудования будет оказываться ряд услуг, которые уже востребованы во всем мире: всевозможные «облачные» сервисы, хостинг от самого простейшего, до сервиса, разработанного под конкретные задачи клиента.
— Только ли представители ИТ-бизнеса и госструктур интересуются парком высоких технологий? Часто ли приходится принимать необычных гостей?
— Действительно, наш ИТ-парк посещают и как объект культурного наследия. Не так давно, например, удостоил визитом президент компании «Русский Стандарт» Рустам Тарико. Он очень заинтересовался решениями в области «электронного правительства», и тем, как их можно адаптировать к своим бизнес-процессам, которые налажены у него по всему миру. Через два дня после его визита к нам приехал начальник ИТ-отдела «Русского Стандарта», и уже с ним мы обсудили возможность применения «электронного правительства» и системы, использованной в инфомате, под их задачи. Подобных коммуникаций уже происходит довольно много. И главную роль в налаживании этих процессов сыграл ИТ-парк, ведь Тарико не ставил для себя задачу найти специалистов, все это произошло именно во время обычного, скажем так, ознакомительного визита.
Второй площадке быть
— По некоторым данным, Президент Татарстана выдвинул идею о создании второй площадки ИТ-парка. Это правда?
— Что касается развития самого ИТ-парка, на сегодняшний день уже известно, что президент Татарстана предложил, а федеральный центр поддержал идею о строительстве второй площадки в Набережных Челнах. При строительстве широкой полосы Интернета — оптоволокна, эта площадка могла бы стать удаленным офисом, дополнительными этажами основного ИТ-парка. Инфраструктура, реализованная в комплексе, настолько велика, в первую очередь имею ввиду Дата-Центр, что ее надо использовать на полную мощь, пока она морально не устарела. Чем быстрее мы начнем ее применять в полном объеме, тем успешнее будет рост и развитие, а инвесторы найдут куда вложить свои средства.
— Почему городом для второй площадки выбраны Набережные Челны?
— Тут решается много задач, одна из них — диверсифицировать экономику. Во-вторых, автомобиле и приборостроение — та емкая область, где решение задач с помощью ИТ гораздо эффективнее и реальнее, чем это было бы физически. Допустим, загрузив информацию или данные о процессе, можно получить прогнозируемый результат, все обработают и обсчитают машины. Для этого могут быть применимы ИТ-решения, в которые закладываются необходимые возможные законы физики, динамики, формулы и прочее. Например, тот же дизайн нашего автопрома способен уйти далеко вперед, мы можем разбирать модели и образцы, крутить — вертеть, вытачивать их потом на станках. Всему промышленному потенциалу Елабуги, Челнов, Нижнекамска было бы удобно иметь ИТ-площадку именно там. Кроме того, в этой зоне много технических вузов, а их выпускники — именно тот ресурс и инструмент, в котором нуждаются ИТ-компании. Площадку предварительно решили создать на базе существующего административного здания КАМАЗА.
Необычную демо-зону хотят открыть в ИТ-парке
— Не планируете ли открытие в ИТ-парке подобия «демо-зоны»?
— По сути, каждый наш резидент хочет сделать свою демо-зону. Такое предложение очень правильное. Будем искать возможность. Но все дело в том, что продемонстрировать наглядно некоторые решения достаточно проблемно, так как они иногда представляют скучный интерфейс, но с возможностью решения очень серьезных задач. Мы будем искать решения, и, скорее всего, это будет необычная демо-зона.
Что касается шоурума, взять тот же инфомат. В ИТ-парке их установлено два. Здесь уже можно посмотреть, как ими пользуется население. Даже был такой казус, когда передвинули инфомат внутрь здания, стали приходить люди и задавать вопросы, куда он делся, ведь они уже успели привыкнуть оплачивать здесь штрафы ГИБДД и пользоваться другими государственным услугами в электронном виде.
Добиться успеха помогает любопытство
— Что помогло Вам в жизни добиться таких успехов в карьере?
— Жизненное любопытство. Мне всегда хочется узнать что-то новое, а когда это происходит, возникает масса вопросов, начинаешь искать на них ответы. Еще мне помогают жизнелюбие и внутренняя энергия. ИТ — это очень интересно, а мне всегда хочется что-то усовершенствовать. Постоянно задаюсь вопросом: как это улучшить, донести до населения.
— А Когда Вы поняли, что ИТ- это интересно?
— В ИТ я попала из смежной отрасли. Я не отключена от внешнего мира, не нахожусь в вакууме. Мне нравится все, что связано с современными технологиями, хочется знать, как это все работает. ИТ сегодня везде и мы научились с этим жить, так что уже не обращаем внимания на обычные ИТ-решения, которые нас окружают и стали нормой каждодневной жизни. Даже бабушки в банке привыкли к электронным очередям! Это искреннее любопытство. Погружаешься в тему, и тебя захватывает полностью. ИТ является базовой платформой для всех отраслей, будь то медицина, образование, ЖКХ… Особый подъем испытываешь, когда находится компания, которая может предложить решения для того, чтобы сделать жизнь людей проще, лучше и легче. Не выходя из офиса сегодня можно сделать массу вещей: записаться на прием, заказать билеты хоть в цирк, хоть на самолет. Когда видишь, как все это развивается, испытываешь подъем и чувство удовлетворения. Лично я, перейдя на эту работу, отказалась от всех бумажных носителей.
— Не заменяет ли Вам виртуальный мир реальный?
— Нет. Я не впадаю в крайности, ценю живое общение, и наше интервью тому подтверждение. Очень люблю читать утренние газеты, и их не заменят полностью электронные книги, хотя я ими тоже пользуюсь. Скорости интеграции в ИТ весьма велики, и здесь важно соблюсти в баланс, гармонию: там где ИТ-функционально необходимо, и там, где нельзя отказываться от живого общения.
— Может быть дома, после работы возникает желание отключить все «прелести цивилизации»?
— Ни в коем случае. Для меня «девайсы» не являются фактором стресса, а скорее инструментами и помощниками в жизни. Был, правда, период, когда приходилось пользоваться тремя сотовыми трубками, но от этого перекоса я вскоре избавилась, поскольку одновременно говорить я могу только с одним человеком. Сейчас у меня только один телефон и один ноутбук. Это вопросы тайм-менеджмента, управления и стратегии. Всему надо учиться и все приходит с опытом.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: