Почти 40 миллиардов
Подтвержденные прямые затраты российского АПК, связанные с засухой, по результатам проведенной экспертизы составили более 39 млрд. рублей, сообщила Скрынник в Госдуме во вторник. По ее словам, пострадало более 22 тыс. хозяйств. Министр уточнила, что режим чрезвычайной ситуации из-за засухи введен в 38 регионах страны. Посевы сельхозкультур погибли почти на 13 млн. га, что составляет 30% от площади посевов в этих регионах. Отметим, что две недели назад Минсельхоз оценивал «жаркий» ущерб в 32,7 млрд. рублей, однако тогда речь шла о 16 тысячах пострадавших хозяйств.
На поддержку пострадавших регионов выделено 35 млрд. рублей, из которых 25 млрд. рублей — бюджетные кредиты и 10 млрд. рублей — субсидии на покрытие прямого ущерба. В настоящее время, по словам Скрынник, в регионы уже направлено 14,8 млрд. рублей бюджетных кредитов, 10 млрд. рублей выделено пострадавшим регионам. Оставшиеся средства будут перечислены в регионы до конца октября, в том числе 5 млрд. рублей — на следующей неделе.
Елена Скрынник:
— Эти средства целевыми образом должны быть использованы на субсидирование закупки кормов, семенного материала, минеральных удобрений, горючего для проведения озимого и ярового сева, а также обеспечение поголовья животных достаточным объемом кормов на зимний период.
Кроме того, решен вопрос о пролонгации краткосрочных и инвестиционных кредитов, лизинговых платежей, принято решение о запрете на экспорт зерна и продуктов его переработки. Как уточнила министр, в программе по финансовому оздоровлению участвуют почти 3,5 тыс. предприятий, сумма задолженности которых пред бюджетом составляет 10,3 млрд. рублей.
Скрынник также сообщила, что на поддержку реализации мероприятий госпрограммы по развитию сельского хозяйства министерство перечислило в регионы 70 млрд. рублей, что составляет 70% от годовых лимитов. Министр подчеркнула, что в создавшихся условиях Минсельхоз видит свою стратегическую задачу в развитии мелиорации и совершенствовании сельскохозяйственного страхования.
Ведомство разработало федеральную целевую программу «Развитие мелиорации» и законопроект «О сельскохозяйственном страховании катастрофических рисков», который на следующей неделе планируется внести в Госдуму. По мнению Скрынник, принятие этого закона даст возможность сельхозпроизводителям страховать до 80% катастрофических рисков и снизить потери.
«С ситуацией справляемся»
Глава Минсельхоза заверяет, что России хватит собственного зерна на продовольственные и кормовые цели, и необходимости увеличивать импорт нет. «Зерна на продовольственные и кормовые цели у нас будет достаточно», — заявила министр. По ее словам, уточненные данные Росстата свидетельствуют о том, что переходящие запасы зерна составляют 26 млн. тонн вместо озвученных ранее 21,7 млн. тонн. «С учетом уже собранных 47 млн. тонн мы с ситуацией справляемся», — заявила Скрынник.
Она напомнила, что прогноз валового урожая зерна в этом году составляет 60−65 млн. тонн. Таким образом, с учетом имеющихся запасов ресурсы зерна составят как минимум 86 млн. тонн, при том, что годовые потребности России в зерне оцениваются в 77 млн. тонн.
Отметим, что Россия, как правило, импортирует незначительное количество зерна (порядка 0,4−0,5 млн. тонн) в рамках приграничной торговли. Необходимости в увеличении импорта зерна в этом году Минсельхоз не видит. Скрынник также сообщила, что окончательные балансы зерна будут сформированы в конце ноября. Лишь тогда, по словам министра, целесообразно будет использовать интервенционное зерно.
В настоящее время, напомнила Елена Скрынник, в интервенционном фонде имеется 3,1 млн. тонн зерна, которые будут распределены между регионами, пострадавшими от засухи. Однако этот объем не решит проблем животноводов, поскольку, в частности, Волгоградская область может получить из фонда 150 тыс. тонн фуража при дефиците 1 млн. тонн. Решение по тому, что можно реализовывать из фонда и когда это нужно делать, планируется принять только при наличии окончательного баланса. Как подчеркнула глава Минсельхоза, «этот вопрос является стратегически важным для страны».
В следующем году, по словам Скрынник, России необходимо собрать как минимум 80 млн. тонн зерна. Для увеличения сбора ведомство планирует, в частности, восстановление научно обоснованных севооборотов, использование семян районированных культур, которые предназначены для специфических природно-климатических и почвенных условий. К роме того, планируется развитие системы семеноводства в хозяйствах. В настоящее время «главная задача состоит в том, чтобы провести озимый и яровой сев таким образом, чтобы и в будущем году мы смогли удовлетворить свои внутренние потребности», подчеркнула министр.
Не критично, кроме гречки
Говоря о росте цен на продукты питания, глава Минсельхоза дала понять, что подорожание хлеба не является в полной мере следствием роста стоимости зерна. В производстве хлебобулочных изделий доля стоимости зерна составляет от 15% до 20%, сообщила Скрынник, напомнив, что было время, когда цены на муку и зерно снижались, но на хлебобулочные изделия не менялись. «Таким образом, цены на зерно и хлебобулочные изделия — это совершенно разные цены», — заявила министр.
В целом цены на продовольствие «не являются критичными, кроме гречки», отметила Скрынник. Она напомнила, что мониторингом цен занимаются ФАС, Минсельхоз, который анализирует цены сельхозпроизводителей, и правоохранительные органы. «Таким образом, мы действуем совместно, весь комплекс мер носит системный характер», — подчеркнула министр.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: