Об этом TatCenter.ru рассказали члены немецкой делегации, посетившие 26 октября Казань. В столицу Татарстана прибыли представители корпорации OSRAM во главе со старшим вице—президентом компании Бернардом Штаппом и генеральным директором ОАО «ОСРАМ» Йозефом Мартином. Главная цель их визита оценить перспективы развития светодиодного рынка в России, а также изучить инвестиционную привлекательность нашего региона. Немецкие топ—менеджеры ознакомились с российской и татарстанской практикой внедрения энергосберегающих технологий. Они посетили завод по производству светодиодных светильников татарстанской компании LEDEL, после чего направились в столицу России.
За энергоэффективными технологиями — будущее
Йозеф Мартин, генеральный директор ОАО «ОСРАМ»:
— Главная цель нашего визита — поближе познакомиться с российским рынком светодиодной техники. А в Казань мы приехали потому, что здесь расположена фирма LEDEL, занимающая в России лидирующие позиции в этой отрасли.
Все чаще звучат призывы, что будущее России связанно с энергоэффективными технологиями. Стремительное развитие экономики приводит к увеличению потребления электрической и тепловой энергии. Летом этого года в северной столице тоже задумались над тем, как снизить потребление энергии наполовину и сэкономить бюджетные деньги. Приводя успешные примеры, законодатели и учёные ссылались не только на Европу, но и на опыт Татарстана, которому за 8 лет «энергоэффективной жизни» удалось уменьшить потребление тепла и электричества более чем на треть.
Столица республики стала одним из городов, попавших под федеральную программу по созданию «энергоэффективных кварталов». Так, в Казани в четырех районах появились пилотные зоны, где планируется добиться значительного энергоресурсосбережения. Одной из составляющих этой программы является установка энергосберегающих приборов в местах общего пользования, во дворах и придомовых территориях. Жители этих районов уже ощутили преимущества освещенных площадок, многие обратили внимание на необычные лампы, рассеивающие достаточно яркий свет. Но мало кто знает, что эти инновационные приборы отечественного производства, и делают их в Казани.
OSRAM (Мюнхен, Германия) входит в концерн Siemens и является одним из ведущих производителей светотехнической продукции в мире. Более 66% оборота этого высокотехнологичного предприятия обеспечивают энергоэффективные продукты, которые поставляются в 150 стран. В России OSRAM представлена дочерним предприятием ОАО «ОСРАМ», расположенном в Смоленске.
Компания LEDEL (Казань, Россия) занимается разработкой и производством светодиодных приборов освещения. Доля компании на рынке светодиодного освещения оценивается в 20%. В этом году она стала лауреатом национальной премии «Живая электроника России-2010».
Бернард Штапп, старший вице-президент OSRAM (Мюнхен, Германия):
— 19% электроэнергии, потребляемой в мире, расходуется на освещение. Если мы говорим о переходе к энергосберегающим технологиям, речь идет об очень большом потенциале. Многие источники света, те же традиционные лампы накаливания, большую часть потребляемой энергии используют не на выработку света, а на выработку тепловой энергии. Отсюда очевидна важность энергоэффективных решений в области освещения. Современные технологии в этой области позволяют сэкономить от 50 до 70% электроэнергии, и уже из этих показателей становится очевидна важность затронутой темы.
Энергосбережение — это та область, где больших успехов можно достичь без привлечения особо крупных инвестиций. Это область, которая с английского переводится «низко весящие фрукты» — не надо прыгать слишком высоко, чтобы получить хороший результат.
Артур Когданин, директор компании LEDEL:
— Развивая тему энергосбережения, хотел бы привести следующие факты: на создание киловатта новых мощностей, вырабатывающих электрическую энергию, затрачивается от 1 до 3 тысяч долларов, в то время как для экономии киловатта в системах освещения достаточно затратить 200−250 долларов. Применение светодиодного освещения является наиболее энергоэффективным. Вместе с тем, для успешной реализации заложенного в светодиодах
потенциала необходимо создание государственной программы. В России есть все возможности для ее реализации, однако, без вложений и внимания государства она будет не столь эффективна.
Чем интересна немцам Россия?
В немецкой компании российскому направлению уделяют особое внимание. Наша страна демонстрирует прекрасные темпы роста экономики. Кроме того, в стране делаются шаги на встречу еще и энергоэффективной экономике.
Бернагд Штапп:
— Россия нам очень интересна. Она относится к группе стран, которые демонстрируют сейчас, и будут это делать в будущем, темпы роста экономики, превосходящие средние мировые показатели. В вашей стране делаются большие инвестиции в инфраструктуру: дорожное строительство, строительство социальных объектов, развитие и реконструкцию индустриальных объектов. Вне зависимости о того, о каком из секторов идет речь, здесь всегда есть достаточно пространства для модернизации освещения.
Йозеф Мартин:
— Здесь уместно добавить, что в компании OSRAM своевременно поняли, насколько важно присутствовать на таком рынке, как Россия. И в 2003 году было принято решение об инвестициях, серьезные средства были вложены в приобретенный завод в Смоленске.
Россия большая, но что именно могло привлечь в Татарстане немецких топ-менеджеров?
Йозеф Мартин:
— Прежде всего, важным моментом для нас является то, что Татарстан обеспечил один из наиболее благоприятных инвестиционных климатов для Российской Федерации. Кроме того, республика известна своим вниманием и поддержкой инноваций, и два этих фактора играют важную роль при рассмотрении вопросов о возможных инвестициях. Подходящий инвестиционный климат и «радужные перспективы», которые обеспечивает региональные власти это те факторы для нас решающие при принятии подобных решений.
Технологии развиваются «со скоростью света»
Объем российского рынка светотехники составит в 2010 году 2 млрд. долларов. По прогнозам экспертов компании LEDEL, к 2016 году около 30% мирового рынка будет занято светодиодными осветительными устройствами. Светодиодные светильники занимают не менее 3,5% российского рынка светотехники (50−100 млн. долларов) с темпами роста 100% в год.
Современные технологии развиваются настолько стремительно, что несколько лет назад еще и представить не могли, что объем энергопотребления при улучшенном результате можно снизить более чем в 2,5 раза. С января 2011 года обычные лампы накаливания более 100 Вт будут сняты с производства. Конечно, светодиодное освещение пока преимущественно применяется в промышленных помещениях, для уличного освещения, но не за горами то время, когда придет его час и в бытовом потреблении.
Бернард Штапп:
— Светодиодные технологии прошли за пять лет такое развитие, которое принято называть революционным. Параметры, характеризующие это развитие: светоотдача на приложенную энергию, эффективность, величина светового потока, которую можно получить от источника. Безусловно, это не завершающая фаза развития. Если анализировать достигнутые результаты это минимум 40% улучшений имевшихся характеристик, то есть потенциал далеко еще не исчерпан.
Если говорить о самих светодиодах и светильниках на их основе, то тут спектр модернизации расширяется еще больше. В каждом блоке этих разработок еще возможны улучшения результатов. Обобщая все факторы можно сказать, что светодиодные технологии будут одними из наиболее эффективных решений для задач освещения.
Уже сегодня мы видим следующий качественный этап развития, считает Бернард Штапп. Это источники освещения на основе органических светодиодов, которые производятся с применением совершенно иных технологий, представляют собой не точечный, а поверхностный источник света. Компания инвестирует очень серьезные суммы в развитие этих технологий, и это будет следующим этапом развития отрасли.
Единственным недостатком светодиодной продукции на сегодняшний день является высокая себестоимость. Стоимость светодиодной лампы может превышать цену лампы накаливания в 10 раз. Как пояснили представители немецкой компании, это не только специфическая российска
я проблема. Вопрос связан с уровнем развития технологии, которая находится в самом начале пути. Ее истоки связаны с автомобильной промышленностью и с применением в дисплеях телефонов. Эти две области применения определяли объемы производства. 2—3 года тому назад появились новые области это уличное, офисное и промышленное освещение. И вторая подсветка экранов телевизоров. Появление этих двух сфер применения привело к тому, что потребность в светодиодах выросла на порядок. Конечно, со временем, стоимость этого оборудования будет снижаться. Появление новых продуктов всегда приводит к увеличению спроса, затем увеличению производственных мощностей, и, как следствие, уменьшению себестоимости. Недалеко то время, считают немецкие специалисты, когда каждый у себя дома будет иметь светодиодные источники.
Йозеф Мартин:
— Высокая цена понятие относительное. Если говорить об уличных приборах, речь идет о 10−12 часах непрерывного освещения. Окупаемость здесь быстрее. Дома источник света работает 3−4 часа, и время, за которое он окупается, намного больше. Кроме того, мы считаем важным отметить, что грядет смена потребительского поведения. Сегодня классическим считается то, что покупатель приобретает лампу накаливания и изо дня в день несет высокие расходы на электроэнергию. При этом имея изначально низкие затраты на ее покупку. Так будет продолжаться не долго, этому способствует законодательство, принятое в Российской Федерации, в частности запрет на применение лап накаливания 100 и выше ватт.
Все это постепенно приведет к тому, что потребитель будет на начальном этапе тратить больше, но при этом затраты будут окупаться за счет низких эксплуатационных расходов в течение срока службы лампы. Вопрос должен стоять не о цене, а тотальной стоимость владения на протяжении срока службы.
Кстати, светодиоды имеют еще один важный аспект, считают специалисты. Свет тесно связан с самочувствием человека. Здесь светодиоды открывают совершенно новые возможности. Это один из немногих источников света, позволяющих создавать определенную атмосферу, особые сценарии, например, в помещениях, не имеющих окон, можно менять сценарии интенсивности освещенности в течение дня. Есть возможности регулировки не только яркости, но и цветовых оттенков. Все это способно улучшать самочувствие человека, создавать ощущение комфорта.
Что немаловажно, с экологической точки зрения, светодиодный источник имеет два параметра: эквивалент выбросов СО2 о котором идет речь в процессе эксплуатации — здесь технология занимает выгодную позицию за счет низкого энергопотребления. То, что касается второго аспекта, связанного с наличием, либо отсутствием вредных веществ, ни на каком этапе эксплуатации вредных примесей не возникает, а сам прибор может в итоге быть утилизирован без каких—либо дополнительных усилий, как обычная бытовая электроника.
Кому-то может показаться, что сфера применения светодиодных технологий узкоспециализированная тема. Однако уже в ближайшее время энергосберегающие технологии в каждом доме станут неотъемлемой частью жизни россиян. А тот, кто сейчас является проводником данных технологий, вскоре может оказаться на волне потребительского спроса.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: